2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Минимум научно-популярной литературы
Сообщение06.08.2016, 11:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
3917
Навеяно темами topic110573.html , post1142337.html в Свободном полёте.

Думаю, что вопрос о минимуме научно-популярной литературы более объективен, чем вопрос о минимуме литературы художественной. Хотя бы потому, что качественной научно-популярной литературы немного.

Что бы вы могли посоветовать прочитать человеку, желающему получить знания из самых разных разделов науки, пусть на уровне концепций.

Пусть, например, Munin выступает за отмену изучения основ теории относительности и физики микромира в школе. Но, извините, сейчас это как-то неприлично не знать, что скорость света - самая большая скорость на свете, и не слышать ничего про кварки хотя бы краем уха. Эта терминология вошла в некий минимум эрудита, любознательного и образованного человека. Поэтому обо всём этом любознательные люди будут искать информацию - вопрос лишь в том, насколько сильно искажённые представления они в результате получат. Понятно, что без прослушивания вузовского курса физики и математики совсем неискажённые представления получить не удастся - но какая-то популярная литература даёт слишком большие искажения, а какая-то - меньшие.
(На всякий случай: данная тема не для обсуждения предложений Munin и других участников по реформированию школьных курсов. Об этом тоже было бы интересно поговорить, но в других темах)

В этой теме меня интересует качественная научно-популярная литература не только (и может быть даже не столько) по физике и математике, сколько по предметам, от которых я далёк вообще и в принципе - там биология, палеонтология, лингвистика и мало ли что ещё. С другой стороны, создавая эту тему я очень надеюсь на её полезность для самых разных участников форума, поэтому хотелось бы, чтобы были представлены книги по самым разным областям знаний. В том числе по физике и математике)

В искомый минимум обязательно должны входить книги, развенчивающие популярные лженаучные мифы - например про креационизм, ГМО и так далее. Те мифы, которые наиболее на слуху, которые слышит каждый день огромная аудитория телеканала Рен-ТВ. Но, конечно, меня интересует не только критика лженауки - меня интересуют самые качественные книги, излагающие современные научные достижения и представления с минимальными искажениями максимально ясно и внятно. И посвящённые не каким-то специальным вопросам, а тем что у всех на слуху - происхождение Вселенной, происхождение жизни, происхождение человека, эволюция, динозавры, дискуссионные вопросы отечественной и мировой истории - от древней до современной, и всякое такое. Область знания при этом может быть совершенно любая, в т.ч. не обозначенная в этом моём посте. Наконец, хочу напомнить, что я ищу именно минимум, так что если есть большой список книг, посвящённых в общем-то одному и тому же вопросу, наверное в минимум следует включить из них одну-две-три наиболее качественных.

----------

Создавая данную тему, я подумал о следующей проблеме: на форуме обитает некоторое количество фриков и альтернативщиков, постоянных и непостоянных обитателей Пургаториев, которые вполне могут протащить в эту тему какую-нибудь лженауку.

Поэтому: прошу только Заслуженных участников выкладывать здесь списки рекомендуемой научно-популярной литературы.
Только Заслуженных участников.

И наоборот - попрошу каждого Заслуженного участника, читающего этот пост, выделить немного времени для того, чтобы привести здесь свой личный перечень научно-популярных книг, в научности которых он уверен и которые кажутся ему наиболее дельными, занимательными и познавательными. Если, конечно, у этого Заслуженного участника будет время и желание это сделать.

Особенно я надеюсь на ответы участников Munin и Anton_Peplov, потому что знаю об их эрудиции. Вероятно, о рекомендуемой последним литературе можно узнать из тем с его обзорами и конспектами. Однако, на написание обзора/конспекта тратится определённое время, порой немалое, поэтому я предположу, что некоторые - или даже многие - книги, которые Anton_Peplov уверенно порекомендует, могут быть не представлены в этих темах. Конечно же, я буду очень рад увидеть списки научно-популярной литературы и от других Заслуженных участников.

Создавая эту тему, я очень надеюсь на то, что она принесёт пользу и мне, и многим другим участникам форума.

 Профиль  
                  
 
 Re: Минимум научно-популярной литературы
Сообщение06.08.2016, 12:40 
Заслуженный участник


21/09/15
998
Была когда-то серия "Эврика". На ней вырос. Правда с тех древних времен не перечитывал, но кажется эту серию делали хорошо.
Библиотечка "Квант"
Отдельное спасибо книге - Мухин, Занимательная ядерная физика.

 Профиль  
                  
 
 Re: Минимум научно-популярной литературы
Сообщение06.08.2016, 12:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72408
Повторю:
«Книги обязательные к прочтению» ("Физика")
«Научно-популярная литература»
«Ваши любимые русскоязычные учебники по физическим предметам»
«Некоторый иностраный научпоп»

(здесь тоже немного научпопа)


Мои личные перечни в этих темах были. Щас скопирую.

 Профиль  
                  
 
 Re: Минимум научно-популярной литературы
Сообщение06.08.2016, 12:51 
Заслуженный участник


05/08/14
1564
1. Серия Популярные лекции по математике. Изд. "Наука".
2. Серия Математика и Кибернетика. Издательство "Знание".
3. Серия "Кибернетика". Изд. "Советское радио".
4. МЦНМО.

 Профиль  
                  
 
 Re: Минимум научно-популярной литературы
Сообщение06.08.2016, 13:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
6922
Тема про опровержения лженаучных мифов у нас тоже есть.

 Профиль  
                  
 
 Re: Минимум научно-популярной литературы
Сообщение06.08.2016, 14:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72408
Munin в сообщении #816332 писал(а):
Сайты: Астронет. Элементы (не блоги). (Добавлю: Постнаука.)
Журналы: УФН (это самый популярный из всех научных). СОЖ. "Квант". "В мире науки".
Книги: изданные в СССР научно-популярные, учебники и научные. Изданные за рубежом учебники и научные. Физическая Энциклопедия (в 5 томах).
Отдельные авторы: Вайнберг, Гинзбург, Дирак, Ефремов Ю. Н., Зельдович, Иванов И. (spark), Киттель, Ландау, Липунов В. М., Манин, Мигдал, Новиков И. Д., Окунь, Орир, Парселл, Пенроуз (кроме популярного), Попов С. (sergepolar), Рубаков, Сажин, Сурдин, Уилер, Фейнман, Хокинг (кроме популярного), Черепащук, Чернин.


    (Оффтоп)

    Munin в сообщении #474667 писал(а):
    Есть хорошие популярные книжки, старые советского издания. Это серия "Библиотечка Квант" и серия "Эврика".
    Munin в сообщении #564383 писал(а):
    1. Всё, что под руку попадёт, Фейнмана. Вообще всё.
    2. Вайнберг. Уилер. Пенроуз (с перчинкой). Б. Грин. Окунь. Мигдал. Манин. И. Д. Новиков. - Это не "обязательно к прочтению", но стоит.
    Munin в сообщении #564979 писал(а):
    ...Популярные лекции Фейнмана: "Характер физических законов", Нобелевская лекция (не во все издания "Характера" включена, к сожалению, зато напечатана в УФН), "Элементарные частицы и законы физики", "Дюжина лекций", "КЭД: странная теория света и вещества".
    Munin в сообщении #605190 писал(а):
    Ещё много популярной литературы советских лет. То, что я знаю:
    И. Д. Новиков. Куда течёт река времени?
    Ахиезер, Степановский. От квантов света до цветных кварков.
    Фейнман. КЭД - странная теория света и вещества.
    Фейнман. Характер физических законов.
    Окунь. $\alpha\beta\gamma\ldots Z$ (Элементарное введение в физику элементарных частиц).
    Окунь. Физика элементарных частиц.
    Мигдал. Квантовая физика для больших и маленьких.
    Вайнберг. Первые три минуты.
    Munin в сообщении #606384 писал(а):
    В детстве - И. Д. Новиков, М. Гарднер. Потом Фейнман, Вайнберг. И десятки других.
    Например, зачитывалась до дыр вот эта книга:
    Изображение
    Munin в сообщении #702148 писал(а):
    catcher в сообщении #702070 писал(а):
    Вот видеозаписи того, что было: http://elementy.ru/video
    Рекомендую оттуда:
    Линде, Арнольд, Гросс, Кацнельсон, Иванов, Попов, Лукаш, Рубаков.
    Munin в сообщении #704521 писал(а):
    Фейнман. Вайнберг. Б. Грин. Дэвис. Окунь. Мигдал. И. Д. Новиков. Черепащук. Чернин. Липунов. Копылов.
    Munin в сообщении #714167 писал(а):
    Рекомендую, например, популярные книги:
    Новиков И. Д. "Как взорвалась Вселенная", "Эволюция Вселенной", "Куда течёт река времени?"
    Вайнберг "Первые три минуты"
    Munin в сообщении #750752 писал(а):
    Книги Я. Перельмана (не перепутайте с несколькими однофамильцами). Журнал "Квант", популярные книги серии "Библиотечка Квант" и другие. СОЖ ("Соросовский образовательный журнал").
    Munin в сообщении #802653 писал(а):
    Но обойтись без переупрощений при популяризации очень сложно, и удаётся сравнительно немногим - талантливым, выдающимся популяризаторам. Таковы Вайнберг, Фейнман, И. Д. Новиков - по пальцам пересчитать можно.
    Munin в сообщении #819766 писал(а):
    Для сравнения, примеры хороших популярных авторов (при этом хороших и великих учёных, по совпадению): Фейнман, Вайнберг, Уилер, И. Д. Новиков.
    Munin в сообщении #837709 писал(а):
    Орир. Популярная физика.
    Роджерс. Физика для любознательных.
    Фейнман. Характер физических законов.
    Фейнман. Дюжина лекций.
    Грин. Ткань космоса.
    ну и Пенроуз. Путь к реальности :-)
    Munin в сообщении #856051 писал(а):
    Почитайте "Библиотечку Квант".
    Munin в сообщении #913634 писал(а):
    в популярных книгах (того же Еськова, Маркова, Журавлёва, Докинза, Воронцова)
    Munin в сообщении #985489 писал(а):
    DimaM в сообщении #985483 писал(а):
    Нельзя ли привести пример такой "нормальной философии", а также указать, чем именно она полезна естественным наукам?
    Да с удовольствием. Весь первый том ФЛФ, например. Только этого на философских факультетах не изучают, "они выше этого".

      Дописано позже: тот же Вайнберг. Лем. Кое-что (очень немногое и тщательно отобранное) у Пенроуза. Возможно, Пригожин, возможно, Арнольд. Вне физики, я думаю, Докинз, Еськов, Марков, Жерихин, Мейен, Татаринов... я мало знаком. Хомский, Уорф.
      Разумеется, Нейман, Винер.
    Munin в сообщении #1086558 писал(а):
    Фейнман. Уилер. Зильберман. Парселл. Франсон. Окунь.

минус-список:

    (Оффтоп)

    Munin в сообщении #564468 писал(а):
    Есть даже ужасная литература, написаннная учёными (самое страшное - писания М. Каку, более-менее уважаемого струнщика).
    Munin в сообщении #999784 писал(а):
    Б. Грин "Скрытая реальность" - резко минус. Испортился популяризатор, фантастически быстро: между двумя книгами.
    Munin в сообщении #1080392 писал(а):
    Я бы не советовал читать последние книги С. Хокинга. (И уж тем более, М. Каку.) И даже, как это ни неприятно говорить, Б. Грина.

    Обычно история такая:
    (0. Опционально: автор становится известным учёным в своей области, известным среди учёных.)
    1. Автор пишет 1-несколько хороших популярных книг, и становится известным среди широкой публики.
    2. Автор думает, что ему уже всё можно (иногда в сочетании с преклонным возрастом), и начинает гнать пургу.
    Munin в сообщении #1080719 писал(а):
    У Хокинга, мне кажется, всё портится примерно с книги "Чёрные дыры и молодые вселенные". Помню, как я её читал, и постоянно ловил себя на мысли "я это понимаю, потому что знаю намного больше, чем average читатель; а если бы я был им, то в голову лезла бы хрень".
    У Б. Грина: "Ткань космоса" ещё хороша (и очень хороша!), а "Скрытые миры" - уже какой-то зомби-апокалипсис.
    Каку не читал, просто краем уха слышал про всякую квантовую магию в его исполнении. Я бы его ничего не брал.

    Учебники Хокинга и Каку - безусловно, okay. Речь только о популярщине.

    Никак руки не дойдут разобраться с последними писаниями Сасскинда. Может, вообще пусть кто-то другой с ними разберётся?..

    У Пенроуза - ещё начиная с "Нового ума короля", всё с душком, но есть исключение: "Путь к реальности". Это грандиозный обман публики: учебник, и очень крутой, а не популярная книга. И его 2/3 (примерно по теорию струн, включая) - вполне заслуживают доверия. С одной оговоркой: в тензорах всё-таки не приняты картинки Пенроуза.

И ещё большая тирада:

    (Оффтоп)

    Munin в сообщении #909542 писал(а):
    1. Сосредоточьтесь не на идеях, а на науках и научных теориях. Идеи соотносятся с науками примерно как отдельные кирпичи - с целыми зданиями. Науки и теории - образуют системы, в которых каждая отдельная идея может быть оценена, связана с расчётами, с другими идеями.

    2. Научитесь сортировать источники информации по качеству. Пока достаточно двух параметров: достоверность (насколько можно верить источнику) и основательность (насколько глубоко он рассматривает вопрос). Пока вы смотрите источники не слишком основательные:
    - "научные передачи" бывают разные. Некоторые из них настоящие научные (и достоверные, и основательные), но в основном бывают научно-популярные и даже околонаучно-болтливые. Они уже намного более поверхностные. Наконец, встречаются и лженаучные передачи, увы.
    - информация в интернете - тоже бывает очень разная. И здесь надо предупредить, что простым поиском очень часто находится разная лженаука. Её очень много, буквально пиршество, и она затопляет собой нормальные (достоверные) сведения. Аналогично спаму, назойливой рекламе, порнографии.

    Хорошо, что вы знаете Википедию. Хотя это источник среднего качества, но уже лучше, чем большое количество информационного мусора. Но стоит брать прицел выше:

    - самыми лучшими источниками информации являются учебники - книги, которые были изданы на бумаге, а потом отсканированы и переведены в электронный вид (чаще всего, в формате DjVu или PDF, потому что в книгах по физике и математике много формул и бывают рисунки). Такие книги ищите в электронных библиотеках, особенно научных. Часто лучше всего заранее знать автора и название книги, послушав рекомендаций. Ещё в библиотеках бывают хорошие каталоги, из которых можно выбрать подходящую книгу. Например, рекомендую каталог ЛибМехмат - коллекции, собираемой многие годы из разных источников, и сортируемой для использования специалистами - математиками и физиками прежде всего. Адрес http://lib.mexmat.ru/catalogue.php , но скачать там книги нельзя, зато выбрав название, легко найти эту книгу в другом месте.

    - также есть хорошие научно-популярные книги (тоже изданные и отсканированные), журналы (тоже). Например, несколько лет издавался хороший журнал СОЖ (Соросовский образовательный журнал), его архивы можно найти. Журнал "Квант" и серия книг "Библиотечка Квант". "В мире науки".

    - есть несколько достаточно хороших научно-популярных сайтов, например, "Элементы" и "Постнаука".

    - есть видео хороших научно-популярных лекций, учебных лекционных курсов, если их осторожно искать.

    - наконец, даже Википедия - не такая плохая, если читать её английскую версию. Она гораздо более тщательно выверена, вычищена от ошибок и (иногда) лженаучного вранья.
    Munin в сообщении #909567 писал(а):
    Тут вот какая штука. Популяризация науки - дело полезное, но серьёзное и творческое. А на Западе из неё делают бизнес. Это означает, что её ставят на конвейер, на поток - а ведь нельзя же делать постоянно передачи, скажем, о матанализе, и каждый раз новые. Матанализ быстро кончится. Поэтому, такие передачи начинают ориентироваться на ерунду, вместо важных вещей и цельного взгляда на научную картину мира.

    Во-вторых, такой бизнес - неизбежно становится зависимым от того, что хотят видеть зрители, от того, что "хавает пипл". И быстро скатывается на крикливые заявления, сырые и шаткие гипотезы, и наконец, просто на лженауку. Не целиком, но часто целыми рубриками, например, и большим процентом передач в других рубриках.

    Поэтому, в среднем, лучше искать единичные научно-популярные издания - книги или фильмы - чем смотреть какие-то каналы, будь то Дискавери, BBC или что-то ещё.

 Профиль  
                  
 
 Re: Минимум научно-популярной литературы
Сообщение06.08.2016, 18:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
3917
Благодарю всех откликнувшихся в этой теме (а также пообещавших через ЛС откликнуться в ближайшие дни). Я буду очень рад, если эта тема будет полезна не только для меня, но и для других участников форума.

Мне указали уже несколько человек, в том числе весьма уважаемые мною, что введённое мною правило - в тему пишут только Заслуженные участники - может быть, не совсем верно. Действительно, на форуме немало вполне разумных людей, не имеющих статуса ЗУ. (Рискну к таковым отнести, к примеру, себя. Или написавшего здесь prosto topolog. А также многих других людей).

Тем не менее, я не вижу другого способа более-менее надёжно оградить тему от книг сомнительного качества, кроме введённого мной правила. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что полезность темы для форума будет выше, если в ней будут писать только ЗУ. В конце концов, Пургатории у нас наполняются с постоянной скоростью, и аффтаров, которые наполняют Пургатории, имеется довольно большое количество.

Конечно, можно оперативно реагировать на каждый случай публикации в теме ссылки на книгу сомнительного качества. Но, во-первых, чтобы распознать такую ссылку, может понадобиться время. Во-вторых, даже если откровенно лженаучных книг в теме и не будет, действительно качественный научпоп может просто потеряться среди менее качественного, предложенного десятками обычных участников форума. Я, конечно, понимаю, что статус ЗУ тоже не гарантирует отсутствия у человека ошибок и заблуждений. Но всё же вероятность того, что ЗУ предложит что-то некачественное, наверное меньше, чем эта вероятность для обычных участников.

Поэтому прошу меня извинить, но настаиваю на выполнении указанного мною правила. Списки научно-популярной литературы представляют только Заслуженные участники.

-- 06.08.2016, 19:14 --

----------
Давайте сделаем так: если кто-то из обычных участников (не заслуженных) считает, что знает совершенно потрясающую научно-популярную книжку, не представленную в теме до сих пор, то он может рассказать об этом кому-нибудь из ЗУ личным сообщением. Конечно, не факт что этот ЗУ найдёт время посмотреть эту книжку и оценить её, а потом представит в данной теме. Но если книга действительно такая потрясающая, то может это и получится.

Ещё один выход в таком случае, даже лучший - пусть этот обычный участник напишет рецензию на свою книжку вот в эту тему: topic109998.html . Здесь могут выкладывать свои рецензии любые участники форума, не только заслуженные. Но именно потому, что это будет не просто название книги, а целая рецензия, по ней будет уже легче судить, стоит ли это читать на самом деле. И всем, кто выберет этот способ, я посоветую иметь в виду следующее пожелание от Anton_Peplov:
Anton_Peplov в сообщении #1136323 писал(а):
Хорошо подумайте, достаточно ли Вы знаете материал, чтобы судить, как его надо излагать, и достаточно ли Вы прочитали других учебников, чтобы сравнивать. На некомпетентные рецензии возможны жалобы модераторам.

 Профиль  
                  
 
 Re: Минимум научно-популярной литературы
Сообщение06.08.2016, 21:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
3387
Я писал это сообщение не торопясь. За это время успел появиться ряд интересных откликов. Некоторые книги и книжные серии, упомянутые ниже, уже были в них названы, но мне не хочется теперь «вычищать» их из своего ответа, чтобы избежать повторений. Пусть будут некоторые повторения, ничего страшного, по-моему.
Итак, сначала

О литературе для младших и средних школьников
Здесь, очевидно, заслуживают внимания книги Я.И. Перельмана, М. Гарднера и, пожалуй, В. Лёвшина. Кроме того, весьма интересным проектом мне представляется журнал «Квантик», начавший выходить в 2012 году. Стоит упоминания также серия «Знай и умей».
Теперь

О научно-популярной литературе для старших школьников
(и, возможно, студентов). Она, разумеется, куда более обширна. Очевидный интерес вызывают журнал «Квант» и ряд других периодических изданий и книжных серий:
• Библиотечка Квант
• Библиотека «Математическое просвещение» (брошюры МЦНМО)
• Библиотека математического кружка
• Библиотечка физико-математической школы (М., «Наука»)
• Библиотечка физико-математической школы (Киев, «Вища школа»)
• Математическое просвещение (эта серия книг начинала издаваться трижды)
• Математическая школа
• Популярные лекции по математике
Эти книги (и целый ряд других) доступны на сайте МЦНМО: http://www.mccme.ru/
Несколько особняком стоит серия «Эврика» (изд. «Молодая Гвардия»), также, имхо, заслуживающая внимания:
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4508487
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4533108
Интересны также сборники олимпиадных задач московских, петербургских, киевских, всесоюзных, всероссийских, международных олимпиад по математике и физике разных лет, а также сборники олимпиадных задач определённых вузов: Савин А.П., Брук Ю.М., и др. Физико-математические олимпиады. 1977 (МФТИ), Григорьев Ю.М. и др. Олимпиадные задачи по физике. Международная олимпиада «Туймаада» (Якутский государственный университет) и, вероятно, многие другие.
На мой взгляд, весьма удачным проектом является и ориентированная на старшеклассников многотомная детская энциклопедия «Аванта +». Единственным (но заметным) её недостатком мне видится сделанная в некоторых томах попытка протащить религиозные идеи, прилепить их к научным знаниям. Как ни странно, статья о необходимости «примирения» науки с религией есть даже в томе «Физика». Но в остальном энциклопедия весьма неплоха.
Значительного интереса заслуживают книги такого автора, как Л.В. Тарасов. Тематика его книг довольно разнообразна: http://www.ozon.ru/person/326081/ Мне в руки попало несколько его книг, все они читались с интересом. Из написанной им популярной литературы, по-моему, наиболее удачен трёхтомник Закономерности окружающего мира. Очень хороши, по-моему, и его «Беседы о преломлении света» («Библиотечка Квант», выпуск 18).

По поводу конкретных пожеланий ТС
Mikhail_K в сообщении #1142353 писал(а):
И посвящённые не каким-то специальным вопросам, а тем что у всех на слуху - происхождение Вселенной, происхождение жизни

Здесь, возможно, стоит обратить внимание на книги
Дж. Силк. Большой взрыв. М., «Мир», 1982.
И.С. Шкловский. Звёзды. Их рождение, жизнь и смерть
И.С. Шкловский. Вселенная, жизнь, разум
Д. Голдсмит, Т. Оуэн. Поиски жизни во Вселенной. М., «Мир», 1983
а также на небольшую книгу Л. Мухина «Планеты и жизнь» («Молодая гвардия, 1980; входит в упомянутую выше серию «Эврика»).
Все эти книги — не новые, но высказанные в них идеи, как мне кажется, вполне актуальны.
Mikhail_K в сообщении #1142353 писал(а):
В искомый минимум обязательно должны входить книги, развенчивающие популярные лженаучные мифы - например про креационизм, ГМО и так далее.

Я бы обратил внимание на книги:
Соколов А.Б. - Мифы об эволюции человека
Казанцева А.А. - Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости
Казанцева А.А. - В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов
Если не ошибаюсь, об этих книгах не так давно где-то говорил Anton_Peplov.

 Профиль  
                  
 
 Re: Минимум научно-популярной литературы
Сообщение07.08.2016, 00:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72408
Mikhail_K в сообщении #1142353 писал(а):
Пусть, например, Munin выступает за отмену изучения основ теории относительности и физики микромира в школе. Но, извините, сейчас это как-то неприлично не знать, что скорость света - самая большая скорость на свете, и не слышать ничего про кварки хотя бы краем уха. Эта терминология вошла в некий минимум эрудита, любознательного и образованного человека.

Всё-таки уточню: моя позиция не состоит в насаждении невежества. Ровно наоборот. Вот несколько цитат, поясняющих её:

    (Оффтоп)

    Munin в сообщении #744514 писал(а):
    Это не обязательная часть мировоззрения современного обывателя. Когда-то, в середине 20 века, она была обязательной, а сейчас - нет. Сейчас важнее знать, что нет никакой планеты Нибиру, что в нас не врежется в 2012 году астероид, и что ГМО не заражают человека генами. Даже космическую фантастику снимают всё реже и реже.
    Munin в сообщении #744609 писал(а):
    Сейчас они (школьники) останавливаются на границе 19-20 века, и ничего не знают ни про сверхпроводимость, ни про полупроводники (!!!), ни про хаос, ни даже про резонансы. Что такое ударная волна - никто не ответит. А что такое обратная связь?

    Ваши возражения вызваны просто тем, что для вас школьная программа, пройденная лично вами, давно привычна и уютна. (Боюсь, и недостаточной эрудицией в физике вообще.) Вы просто не представляете себе, насколько произвольно в школьную программу включено то, что в неё включено, и как много тем при этом оставлено за бортом. А это действительно кошмарная картина. И если уж действовать по такому дикому произволу, то хотя бы осознанно. ТО и квантовые явления были включены в программу в середине 20 века потому, что это были популярные темы в обществе. Сейчас популярные темы сменились. Кроме того, появилось много нового в повседневной жизни. И надо давно перерешать заново, чему учить, а чему не учить. Кроме конденсаторов и катушек индуктивности, давно пора нарисовать полевой транзистор и КМОП-вентили (уж как из них составляют сумматоры и триггеры - это пусть учат на информатике). Объяснить, что такое СВЧ-печь, LCD-монитор, RFID-наклейка, оптоволокно. Почему не бывает внушающих мысли лучей КГБ. Почему нельзя сфотографировать ауру, и чего медицинскими приборами на самом деле можно сделать. Что такое геомагнитная буря и солнечная активность, и чем они отличаются от гороскопов, и насколько далеко они могут быть спрогнозированы, и какое вообще влияние оказывают на нашу жизнь. Почему нельзя спрогнозировать погоду дальше чем на неделю.
    Munin в сообщении #744742 писал(а):
    Любознательные школьники так или иначе узнают о СТО. И только лучше будет, если они узнают о ней на факультативе, по специальным книжкам, и от "продвинутых" учителей. Точно так же любознательные школьники узнают о сверхпроводимости, о топологии, о геометрии Лобачевского, об индоевропейских языках и об исторических прототипах короля Артура.
    ...
    Как раз нет, она (теория относительности) как такой пример плоха. Понять её трудно, принять - тоже. Даже школьным учителям.
    Если выбирать кандидата на роль такого примера, выбор огромен. Можно рассказать про сверхтекучесть. Можно - про хаос (и те же самые предсказания погоды). Фейнман приводил такой наглядный пример, что даже размешивание чая в чашке - необъяснимо сложно (и интуиции не хватает, чтобы его объяснить). Можно даже подробно рассказать про тот же двухщелевой эксперимент с электронами.
    ...
    Нет, я предлагаю давать высокие материи, но другие. Те, которые дают сейчас - выбраны совершенно непродуманно, и удерживаются в силу невероятно мощной традиции.
    ...
    Потому что при фразе "дети раскачиваются на качелях при помощи параметрического резонанса", у них не менее квадратные глаза. А это куда более насущная штука, от неё гидроэлектростанции рушатся.
    Munin в сообщении #745376 писал(а):
    Именно психологическую проблему я вижу в сложившемся преподавании в школе "ТО и КМ" (точнее, всего лишь некоторых представлений о СТО и КМ). Школьникам не дают полной связной картины некоторой теории, а показывают только отдельные кусочки паззла, причём не все. Про остальные кусочки не упоминают даже намёками, а те, которые даются, не складываются в "загадочную сложную теорию - величайшее достижение человеческого разума", а складываются во что-то попроще (с нестыковками, но их школьники не замечают, а пенсионеры - бывшие школьники - и тем более). Отсюда и вытекают два основных убеждения, с которыми школьники остаются после школьного курса физики:
    1. "Эти физики сами не понимают, что там такое" (а школьные учителя часто и не понимают);
    2. "Там всё просто на самом деле, и нечего огород городить".
    Причём, что парадоксально, эти два убеждения чаще всего без проблем уживаются в одной голове, несмотря на их очевидную взаимную противоречивость. Именно эти два убеждения - тот порох, который от любой искры превращается в "эйнштейно-опровергательство".

    Munin в сообщении #799508 писал(а):
    Вместо этих двух разделов, хорошо бы дать глубоко и развёрнуто тему колебаний и волн. Она имеет намного большее практическое применение... Электрические колебания и сигналы, их электронная обработка (аналоговая и цифровая), вибрация и резонансы, звук и радиоволны, дифракция и интерференция, импульсы, ударные волны - есть много вещей, которые хорошо бы знать любому взрослому человеку, но в школе они достаются только самым любознательным. А ведь нелепость, когда человеку приходится рассуждать о модели атома Бора, но он не знает, что такое децибел.

 Профиль  
                  
 
 Re: Минимум научно-популярной литературы
Сообщение07.08.2016, 10:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72408
Я не до конца согласен со строгим ограничением, поэтому от своего имени добавлю список, составленный prosto topolog:
    Цитата:
    По биологии: Докинз - "Эгоистичный ген", "Расширенный фенотип" и др, Марков - "Эволюция", "Рождение сложности" и др.
    По математике: Курант и Роббинс - "Что такое математика?", Морис Клайн - "Поиск истины" и "Утрата определенности", Харди - "Апология математика", книги Мартина Гарднера, Радемахер и Теплица - "Числа и фигуры", Гильберт и Кон-Фоссен - "Наглядная геометрия", Эбботт и Бюргер - "Флатландия" и "Сферландия".
    Теперь далее (уже не математика): Саган - "Космос" и "Мир полный демонов", Бил Брайсон - "Краткая история почти всего на свете", Вайнберг - "Объясняя мир".
    Эти книги в минимум можно спокойно заносить.
    Литературу, входящую в библиотечку "Квант", не выписывал (а хотелось).
(добавлю, что Клайна на форуме критиковали как мало относящегося к математике; я лично из перечисленного читал далеко не всё, а из прочитанного - не считаю особо ценными "*ландии" (их испортила неуместная политическая сатира))

 Профиль  
                  
 
 Re: Минимум научно-популярной литературы
Сообщение07.08.2016, 16:23 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
3917

(Оффтоп)

Munin в сообщении #1142505 писал(а):
Всё-таки уточню: моя позиция не состоит в насаждении невежества. Ровно наоборот. Вот несколько цитат, поясняющих её:
Munin, я понял Вашу позицию, однако мне всё равно сложно принять её на эмоциональном уровне. Как написал в указанной Вами теме Denis Russkih,
Denis Russkih в сообщении #744827 писал(а):
Но всё-таки мне кажется очень странной идея полностью отказаться от преподавания ТО в школе. Это слишком серьёзное завоевание человеческого разума, чтобы вот так запросто его сливать. Конечно, Вам как специалисту виднее, но на эмоциональном уровне Вы меня не убедили. :)
И очень хочется выразить сожаление в том, что, будто бы,
Munin в сообщении #744514 писал(а):
Это не обязательная часть мировоззрения современного обывателя. Когда-то, в середине 20 века, она была обязательной, а сейчас - нет... Даже космическую фантастику снимают всё реже и реже.
Ну как это - когда-то раньше какая-то тема была обязательной, потом перестала; по идее, всё должно быть наоборот, и множество обязательных тем должно строго увеличиваться со временем. Теория относительности, космос, парадокс близнецов - это то, что захватывает воображение; в школьном курсе и так мало подобных тем (из-за чего курс физики многим школьникам представляется нудным и скучным), чтобы их ещё сокращать. Но Вашу точку зрения я понимаю и спорить не буду, да и нет у меня аргументов кроме эмоциональных.
Кроме того, здесь это оффтоп, и если кто-то ещё захочет высказаться по теме теории относительности в школе, можно возродить обсуждение в topic74247.html или начать новую тему.


Хотя обсуждение теории относительности в школе и оффтоп в настоящей теме, пару цитат из того обсуждения стоит здесь привести:
Munin в сообщении #744609 писал(а):
Кроме конденсаторов и катушек индуктивности, давно пора нарисовать полевой транзистор и КМОП-вентили (уж как из них составляют сумматоры и триггеры - это пусть учат на информатике). Объяснить, что такое СВЧ-печь, LCD-монитор, RFID-наклейка, оптоволокно.
Denis Russkih в сообщении #744736 писал(а):
Просто надо больший акцент делать на практических приложениях теории. Объяснять про эффекты СТО в ускорителях частиц, рассказывать о применении ОТО в системах спутниковой навигации. То есть, донести мысль, что это не просто теоретические умствования, а давно и активно используемая на практике идея. И что если бы теория относительности была ошибочна, то куча реально работающих вещей была бы невозможна. Очень многие "опровергальщики" вообще не в курсе, что в системах GPS используется ОТО.
Это я к тому, что искомый "минимум научно-популярной литературы", наверное, должен также охватывать описание технических достижений человечества и указание, пусть очень краткое, на их связь с разделами науки. Потому что и впрямь - восприятие наук как исключительно "теоретических умствований", которые непонятно зачем нужны и которые непонятно зачем заставляют учить в школе, так же вредно, как и засорение мозгов лженаукой из телевидения. (Может быть, если бы в школе больше говорилось о разных приложениях изучаемых наук, школьникам было бы интереснее учиться...) Поэтому книги про изобретения, от самых древних до самых современных, с указанием разделов науки, на которых эти изобретения основаны, тоже должны входить в минимум.

 Профиль  
                  
 
 Re: Минимум научно-популярной литературы
Сообщение08.08.2016, 17:01 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
6922

(Клайн)

Munin в сообщении #1142538 писал(а):
добавлю, что Клайна на форуме критиковали как мало относящегося к математике
Точные цитаты таковы:
Brukvalub в сообщении #105438 писал(а):
Александр Козачок писал(а):
Позиция знаменитого математика М. Клайна (M. Kline), автора книги «Математика. Утрата определенности (Mathematics. The Loss of Certainty)», фактически совпадает с позицией Л.Д. Ландау
А чем же так знаменит этот "всем известный" математик? Что он такого фундаментального в математике наворочал?

shwedka в сообщении #105462 писал(а):
Brukvalub
Morris Kline (1908--1992)
37 публикаций, включая переводы (у меня заметно больше),
в том числе
Why the professor can't teach. Mathematics and the dilemma of university education.
Собственно по математике 5, если отождествить слабо различающиеся.

Ух, авторитет!!!

shwedka в сообщении #107067 писал(а):
Александр Козачок
Цитата:
знаменитого математика

Я уже Вам указала, что Клайн -математик не знаменитый, и вовсе никакой. Это все равно, что называть музыкального критика музыкантом.
Как видим, некий участник назвал Клайна "знаменитым математиком", на что последовал справедливый ответ, что на такое звание его список публикаций никак не тянет. Однако для того чтобы написать научно-популярную книгу по истории математики, каковой является "Математика: утрата определенности" (любимая, кстати, и мной тоже), быть знаменитым математиком совершенно не обязательно, как очаровательной Асе Казанцевой не обязательно быть знаменитым биологом. Критики самой этой книги я на форуме не встречал, хотя не могу поклясться на Энгелькинге, что ее не существует.

 Профиль  
                  
 
 Re: Минимум научно-популярной литературы
Сообщение08.08.2016, 17:30 
Заслуженный участник


16/09/12
7127

(Оффтоп)

Anton_Peplov в сообщении #1142773 писал(а):
Как видим, некий участник назвал Клайна "знаменитым математиком", на что последовал справедливый ответ, что на такое звание его список публикаций никак не тянет.


Количество публикаций вообще не всегда показательно само по себе: у Ричарда Докинза, например, всего около 30 научных публикаций, но значение, которое он сыграл для современной биологии тяжело переоценить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Минимум научно-популярной литературы
Сообщение08.08.2016, 17:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422

(Оффтоп)

kry в сообщении #1142782 писал(а):
Количество публикаций вообще не всегда показательно само по себе: у Ричарда Докинза, например, всего около 30 научных публикаций, но значение, которое он сыграл для современной биологии тяжело переоценить.
Ну публикаций-то побольше, надо смотреть не википедию, а CV: https://web.archive.org/web/20070225195 ... ins/CV.pdf

 Профиль  
                  
 
 Re: Минимум научно-популярной литературы
Сообщение09.08.2016, 16:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
6922
Значок (к) означает, что есть конспект, вместе с другими конспектами выложенный по этой ссылке. Значок (р) - ссылка на рецензию.

__________________
Mikhail_K в сообщении #1142353 писал(а):
Особенно я надеюсь на ответы участников Munin и Anton_Peplov, потому что знаю об их эрудиции.
Мне лестно, что я произвожу такое впечатление. Однако боюсь, что слухи об эрудиции Anton_Peplov сильно преувеличены. Во-первых, нередко вместо "Anton_Peplov рекомендует" честнее было бы написать "это единственное, что Anton_Peplov на эту тему читал (но ему понравилось)". Это относится, например, к книгам В. Плунгян. Почему языки такие разные, Ст. Пинкер. Субстанция мышления. Язык как окно в человеческую природу, Э. Ньюберг, Ю. Д'Аквили, В. Рауз. Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта. И уж тем более Anton_Peplov против того, чтобы выделять его из других участников, т.к. он навскидку назвал бы нескольких участников, демонстрировавших куда большую эрудицию во многих интересующих участника Anton_Peplov областях, но не назовет, чтобы не задеть тех, кто не был назван, хотя, быть может, заслуживал этого.
Во-вторых, вопрос "что должен прочесть каждый человек?" проблематичен, и проблемы начинаются с вопроса "что должен знать каждый человек?". Должен ли, например, каждый человек знать, как люди жили и мыслили в европейское Средневековье? Если да, то я порекомендую ему книгу Ж. ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада. А должен ли каждый человек знать, как работает мозг при религиозных переживаниях? Если да, то я могу порекомендовать вышеупомянутую книгу Ньюберга и др. А должен ли каждый человек знать, как устроено %subjectname%? Какая-то часть моего сознания чуть ли не на все подобные вопросы склонна отвечать "да, потому что это важная часть окружающего мира / человеческой культуры и истории". В то же время очевидно, что всего не выучишь и всех интересных книг не перечитаешь, надо вырабатывать какие-то интерсубъективные критерии выбора, а их вырабатывать Anton_Peplov совершенно не готов.

Все эти многабукв написаны для того, чтобы никто не вздумал относится к спискам by Anton_Peplov как к сбалансированным, хорошо продуманным, исчерпывающим и хорошим в каком-то еще смысле. Единственное, в чем Anton_Peplov уверен - что книга не лженаучная и что она ему понравилась. Если этого достаточно, то в путь.

Книги обо всем

К. Саган. Космос. История Вселенной, жизни и цивилизации. Книга охватывает потрясающе много тем - от возникновения Вселенной до истории науки, и увязывает их в единую грандиозную картину (подзаголовок книги вполне отражает ее содержание). Ее фактологическая основа по большей части состоит из азбучных истин вроде "ядра атомов кислорода, которым мы дышим, образовались в недрах звезд", хотя местами - например, по части космологии - изрядно устарела. Ценность книги не только в том, что она доносит до обывателя эти прочно забытые им со школьных времен истины, но и в том, что она здорово "ставит на место" картину мира, показывая наше место и роль во Вселенной - роль звездного пепла, размышляющего о жизни звезд. Панорама "всего на свете" изображена Саганом с таким талантом и блеском, что эту книгу можно читать, даже заведомо зная все изложенные в ней факты - просто ради эстетического наслаждения.

Физика / космология

А. Чернин. Физика времени. Возможно, это все, что человек с улицы должен знать о СТО/ОТО . Подробно разжеваны "парадокс близнецов" и прочее в том же духе.
Б. Грин. Ткань космоса. Пространство, время и текстура реальности. Книга затрагивает большой круг вопросов - от ликбеза по СТО, ОТО и КМ до теории струн и инфляционной космологии.
Ст. Вайнберг. Первые три минуты Прекрасный рассказ о трех первых минутах жизни Вселенной. Для чтения, сколько я помню, достаточно основательно подзабытой школьной физики

Геология, палеонтология, эволюционная биология

К. Ю. Еськов. История Земли и жизни на ней (в более свежем издании "Удивительная палеонтология"). Учебник для школьников с биологическим уклоном. Особых начальных знаний не требует, но текст, как в любом учебнике, суховатый и очень плотный, так что с трудом поддается конспектированию - его почти некуда сжимать.
Р. Хейзен. История Земли. Первые 4.5 млрд лет. От звездной пыли к живой планете. А вот эта книга, напротив, очень живо и увлекательна написана, и, хотя тоже богата фактами, от них не рябит в глазах. Материал подан под иным, чем у Еськова, углом зрения - так, добиотическая история Земли, у Еськова упомянутая мельком, занимает половину книги, и уж точно в этой половине сказано все, "что средний американец должен знать о слонах".
Р. Докинз. Самое грандиозное шоу на Земле. Доказательства эволюции. Книга посвящена обзору доказательств биологической эволюции - экспериментальных, палеонтологических, эмбриологических и др. - и разбору когнитивных ошибок, мешающих воспринять идею эволюции. На эту тему есть также прекрасный текст с еще большим фактическим материалом: Доказательства эволюции
Борисов Н. М., Воробьев Ф. Ю., Гиляров А. М., Еськов К. Ю., Журавлев А. Ю., Марков А. В., Оскольский А. А., Петров П. Н., Шипунов А. Б.
Под редакцией А.В.Маркова. 2010 г.

А. Марков. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня.Увлекательный рассказ о механизмах биологической эволюции, как они видятся сегодня
А. Марков. Эволюция человека. т. 1. Обезьяны, кости и гены. т. 2. Обезьяны, нейроны и душа.Собственно, почти все, что я знаю об антропогенезе, я почерпнул из этого двухтомника.

Биотехнология и биомедицина

А. Панчин. Сумма биотехнологии. Разоблачение мифов о ГМО и ликбез по многим другим биотехнологическим вопросам.
А. Казанцева. В интернете кто-то не прав. Разоблачение множества мифов на биологические и медицинские темы: о вреде ГМО, пользе гомеопатии и т.д.

Науки о мозге

Здесь я в некотором смятении, т.к. ни одну из знакомых мне книг я не могу назвать целостным введением в то, что такое человеческий мозг, как он устроен и работает. Пожалуй, больше других такой характеристики заслуживает книга С. Амодт, С. Вонг. Тайны нашего мозга, или почему умные люди делают глупости. Безусловно, интересна книга К. Фрит. Мозг и душа, иллюстрирующая огромным массивом свежих экспериментальных фактов, как велика роль неосознаваемых процессов в нашей жизни. Нейробиология влечений и зависимостей увлекательно описана в книге А. Казанцева. Кто бы мог подумать! Галерею страшных чудес, вызванных повреждениями мозга, демонстрирует О. Сакс. Человек, который принял жену за шляпу, Антрополог на Марсе. (р). Выделю учебник психиатрии М. Малявин. Психиатрию - народу! Доктору - коньяк, серьезный по содержанию (автор - психиатр с многолетним стажем), но легкий и веселый по форме. А тем, кто хочет убедиться, что шизофрения - это страшно, а не смешно, рекомендую книги А. Лаувенг. Завтра я всегда бывала львом, Бесполезен как роза(р) - потрясающий человеческий документ, рассказ девушки, десять лет проболевшей шизофренией, о своей болезни и лечении. Наконец, еще раз упомяну книгу Э. Ньюберг, Ю. Д'Аквили, В. Рауз. Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта (к). Любую из перечисленных в разделе "Науки о мозге" книг я смело рекомендую к прочтению, но ни одну категорически не готов включать в какие бы то ни было минимумы.

Лингвистика

В. Плунгян. Почему языки такие разные Потрясающе увлекательный ликбез по лингвистике, включающий ответы на самые популярные "наивные вопросы": сколько в мире языков, в каком родстве они состоят друг с другом и как определяется это родство, чем язык отличается от диалекта, портится ли язык со временем и т.д., поэтому вот эта книга - уж точно must read. Большая часть книги посвящена языковому разнообразию и сильно расширяет представление о том, какими могут быть языки.
Ст. Пинкер. Субстанция мышления. Язык как окно в человеческую природу. Это пока единственная прочтенная мною книга по когнитивной лингвистике. С удовольствием ее рекомендую, но не уверен, что ее стоит включать в какие-либо минимумы - разве что для осознания обывателем факта, что существуют когнитивные науки, и проблема "язык и мышление" давно вышла из стадии пустопророжних философствований.

Далее последуют книги, которые я бы ни в какие минимумы не включал, но с удовольствием рекомендую

История науки

С. Вайнберг. Объясняя мир. Истоки современной науки (к). Подробная аннотация к конспекту избавляет меня от необходимости повторять ее здесь.

Медиевистика

Ж. ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада. Классика. Первая часть книги посвящена взгляду на историю Средних веков с высоты птичьего полета. Вторая - средневековому миру, как материальному (технологии, быт), так и духовному (идеи, ценности). Книга служит прекрасным дополнением к учебнику по истории Средних веков, но не заменяет его и не пытается заменить.
О. Воскобойников. Тысячелетнее царство (300 - 1300). Очерк христианской культуры Запада.Эту книгу я только начал читать, но она уже мне очень нравится.
Н. Будур. Повседневная жизнь инквизиции в Средние века. Автор стремится вписать заявленную узкую тему в широкий исторический контекст, так что из книги можно узнать, например, историю ордена тамплиеров, крестового похода против альбигойцев или авиньонского пленения Пап. Поэтому книга не требует предварительной проработке учебника по истории Средневековья - все необходимые сведения в тексте приведены. Книга очень увлекательная и живая.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу 1, 2  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group