Ну, это не проблема.Старшеклассники графики уже понимают
О нет. От "графики уже понимают" (шиш они понимают!), до преобразований координат - дистанция огромного размера. Надо объяснить зависимость пары переменных от пары переменных. Это немалая часть линала, собственно.
Я пробовал, увы.
Я помню как нам в школе объясняли относительность одновременности на известном примере, когда две молнии одновременно бьют в переднее и заднее колёса вагона.
Я помню много таких дурацких примеров, и не только по школе. Вся их проблема - в непонятности. Ну вот есть какая-то
шняга загадка, и чо с ней делать? Разум противится, и всё.
Начинать надо с того, чтобы чётко объяснить математический смысл интуитивных представлений о скорости и одновременности (которые тоже усваиваются в школе с трудом, по крайней мере, галилеев закон сложения скоростей в задачах с текущими реками и прочими закидонами). И после этого: "мы думаем, что природа устроена так, но может случиться, что природа устроена и по-другому, хотя в быту это нам незаметно".
Ой, вот про псевдоевклидовы геометрии точно не надо.
Либо так, либо никак. СТО - это псевдоевклидова геометрия и есть. В точности. Точнее, это
декларация о том, что пространство-время в реальном мире - псевдоевклидово.
Необходимость всего этого представляется мне довольно спорной.
Ну значит, мы с вами о взглядях на ТО в школе не сойдёмся. Можно и закончить на этом.
Но моя мысль о том, что преподавание ТО в школе
служит источником массового "эйнштейно-опровергунства", основана именно на том, что СТО в школе преподают
непонятно, именно избегая ясной псевдоевклидовой геометрической картины.
Если бы школьники СТО
понимали, они бы её не опровергали, ни после школы, ни в пенсионном возрасте. Настолько она очевидно стройна, логична и непротиворечива (а экспериментальные подтверждения на эту стройность ложатся как по маслу).
Разве что если демонстрировать все эти преобразования наглядно с помощью какой-нибудь анимированной графики. А пытаться это объяснить путём размахивания руками или даже писания формул с корнями на доске — точно не стоит.
Можно анимированной графикой. Можно и просто рисованием картинок на доске. Разумеется, именно картинок, одних формул остро недостаточно - тут я согласен. Вообще, абсурдно объяснять геометрию без картинок.
Энергию и импульс определить будет непросто.
Ну, я не предлагаю их
дефинировать аккуратно и строго. Стандартные ньютоновские в школе тоже не дефинируются. Их можно точно так же дать как факт: вот формула, вот они сохраняются. Но объяснить, что они образуют единый 4-вектор, и что в нерелятивистском пределе они дают ньютоновские энергию и импульс, и добавку
надо.
А про электромагнитные поля лучше вообще умолчать.
Про них и так в школе говорят, что они взаимосвязаны. А тут прекрасный шанс показать, как именно. Можно без тензорных формул, без уравнений Максвелла (они в школе и так не даются). Но хотя бы на уровне силы Лоренца: вот, в одной ИСО ускорение строго поперечное, и называется магнитным полем, а в другой имеет продольную составляющую и электрическое поле...
По-моему, одного параграфа на СТО вполне хватило бы.
Ну давайте. Приведите пример такого параграфа. В школьном учебнике по физике один параграф в среднем - это 3-5 страниц формата A5, включая картинки, выключные формулы, вопросы и т. п. (иногда с широкими полями).
Обычно в школьных учебниках СТО излагают всё-таки в 5 параграфах (базовый уровень) или в 10 (профильный уровень). Мне интересно, как это можно в 1 параграф впихнуть, и с какими жертвами.
Тема всё же довольно важная, уж не менее важная, наверное, чем какой-нибудь закон Бойля-Мариотта.
Важная для чего?
Мне вот кажется что Вы трактуете ТО как какую-то навороченную математику.
Бред. Математика там элементарная. И куда важнее переворот физического мироощущения. И математика в этом повороте помогает, а не мешает: она демонстрирует, что новый вариант математически более прост и гармоничен, чем то, что было.
А по-моему, важна не математика, а простые базовые принципы: те, которые даже малышам в детском саду на пальцах можно объяснить.
Эти "базовые принципы" так в школе и преподают. И последствия, как я уже сказал, разрушительные: армия "антиэйнштейновцев".
Не доходят до школьников принципы. Принципы - это нечто абстрактное. Принцип "очкарики дураки, Эйнштейн был неправ, я лучше знаю, это же очевидно" куда более популярен... :-(
Причины плохой совместимости традиционного образования с ТО по моему мнению заключены не в «сложности» ТО, а в ущербности образовательных концепций, построенных на устаревших идеях: Т.е. сначала ученику вместе с механикой Ньютона вбивают в голову идею абсолютной одновременности, а потом мы удивляемся, что он плохо воспринимает идею относительности одновременности.
Вот уж абсолютную одновременность вбивать не надо, она и так самоочевидна. Вбивают только галилеев закон перехода между ИСО и сложения скоростей. И даже его многие не знают (знают на двойки и на тройки). Что уж там о более высоких материях говорить...
Физика вообще преподается плохо, нет там идей и концепций.
Не с идей и концепций надо физику преподавать. По крайней мере, в школе. Если идти от идей и концепций, то это очень длинная логическая цепочка получается, а к длинным логическим цепочкам школьники не приучены (и студенты в большинстве своём тоже). Надо быть проще и нагляднее.
-- 12.07.2013 00:45:16 --Если, не объясняя, сразу начинают давать задачи, то, по-моему, это и есть «вбивание».
Ну, вы настоящего "вбивания" не видели... :-)
Если, не объясняя, сразу начинают давать задачи, это просто плохо объяснили...
Когда через несколько лет решил посмотреть на физику (простую, первый-второй курс вуза наверное. Фейнмановские лекции и прочие), внезапно оказалось, что в школе говорили совсем НЕ ТО, и остаточные знания мало того, что не пригождаются, но и мешают.
Ага, типичная картина.
Поэтому, кстати, создалось ощущение, что вузовские курсы (и наши, и американские) по физике будто специально заточены под то, что в школе студенту могли втереть любую ересь.
А что делать? Надо как-то приспосабливаться к реалиям.