К чему эта категоричность? Или вы считаете, что популяризация науки - это плохо?
Популяризация науки - это хорошо. Но это дело непростое, и его надо делать умеючи. Причём умения для этого нужны другие, чем для того, чтобы науку делать. Есть хорошие (и великие) учёные. И есть хорошие (и великие) популяризаторы. И очень редко кому удавалось совместить одно и другое. Эйнштейну, например, не удалось. И Хокингу тоже.
Но такая позиция ведёт к разделению на людей, которые должны заниматься наукой, с головой погружаясь в весь её зубодробительный матаппарат, и людей, которым неча вообще своё рыло совать в этот светлый храм, то есть обречённых оставаться в самом дремучем невежестве. Вы за такой расклад ратуете?
Почти.
На самом деле, есть важный момент: аппарат в науке далеко не такой зубодробительный, как кажется со стороны. И его вполне возможно изучать, оставаясь всего лишь на уровне хобби. Есть прекрасные увлекательные и доходчивые учебники. Есть хорошая популярная литература. Их, конечно, немного, меньше 10 % от объёмов учебников вообще и научопопа вообще. Но есть, найти и отобрать можно.
И есть другой важный момент: я считаю, что высшим назначением популярной литературы является не удовлетворение тех, кто не хочет оставаться в дремучем невежестве.
Напротив, научно-популярная литература удовлетворения нести не должна.
Научно-популярная литература должна разжечь интерес, увлечь и вовлечь в уже более серьёзное изучение - чтение учебников, углубление на популярном уровне в более глубокие вопросы. Самое лучшее, если удастся это проделать с молодёжью, со школьниками, которые только выбирают свой жизненный путь. Такие читатели могут пойти в вуз по специальности, и заняться потом наукой на серьёзном уровне.
Надеюсь, уточнил свою позицию достаточно. И надеюсь, что не буду процитирован выборочно. Впрочем, на эту тему - гады всегда найдутся.
ИМХО, продвигать науку в массы необходимо, причём в наиболее удобоваримом виде.
Да, науку продвигать в массы необходимо. Но нельзя при этом создавать мифов. В том числе и о её удобоваримости. Есть вещи, которые нельзя излагать "на пальцах", например, квантовую природу мира. Поскольку по сути это полный переворот всего миропонимания, а попытки "смягчить шок" приведут только к обману.
Можно облегчать людям усвоение сложных вещей. Но нельзя скармливать им простые слова, создавая у них впечатление, что они познакомились с этими сложными вещами.
Стоит только настойчиво упоминать, что такая форма изложения не претендует на научную точность, и что делать выводы исходя из неё - очень опрометчиво.
Не помогает. Недостаточно. Проверено практикой.
Для сравнения, примеры хороших популярных авторов (при этом хороших и великих учёных, по совпадению): Фейнман, Вайнберг, Уилер, И. Д. Новиков.