Объяснять очевидные истины широким массам должен тот, для кого они очевидны, а не неофит, который их только что для себя открыл.
Ну-ну. Когда учёный, начинает работать в новой области, для него сначала всё там является новым. И тогда он является тем самым неофитом (опытных исследователей там тупо нет).
Грубый пример из химии: вы открыли новый класс соединений и исследуете его свойства. Что, по-Вашей логике Вы, человек, который только что открыл новый класс соединений не должен сразу о нём сообщить, даже если потом окажется, что "хобот -- как змея" (в данном примере, например, что реакции в данном классе похожи на реакции в другом классе, но идут по абсолютно другим механизмам)? Мне тут сразу вспоминается открытие
Рамановского рассеяния.
Другими словами, тут нужен учёный с навыками популяризации (в последние входит хорошая theory of mind, то есть представление о том, что содержится в голове обывателя и как оная работает). "Философу науки" тут ниши нет.
Чем больше учёный занимается подобным, тем меньше он учёный и тем больше популяризатор. Тем более, по-Вашему популяризаторы должны производить формулировку новых понятий, систематизацию каких-то общенаучных вещей и т.д.? Имхо, это просто наглая попытка аутсорса различных обязанностей как учёных так и философов на третьих лиц.
Вы готовы обосновать, почему эти возражения несущественны?
Я готов, если Вы их процитируете. Я извиняюсь, у меня сейчас нет стабильного и продолжительного доступа в Интернет, поэтому искать подобные вещи мне немного затруднительно.
Нет. Там после процитированной фразы было достаточное условие не-превращения этой системы в порочный круг:
Имхо, оно не настолько достаточное. Как метастабильное равновесие: пока существует исторически сложившиеся сообщество экспертов, называющих себя экспертами, и это подтверждается другими участниками, то всё хорошо. Круг работает.
Но всё же, имхо, стоит искать какие-то формальные критерии экспертной оценки, если не замещающие экспертное мнение.
Посмотрел я на этот "корпус экспертов". Идея неплохая, но наполнение... В разделе "математика" одна (!) фамилия, причём человек хотя и достаточно знаменитый, но я бы сказал что скорее физик.
Вы же посмотрели идею и суть и методы проекта и признаваемые косяки и ошибки?
Корпус экспертов как раз и создавался на основе
экспертных оценок: одни эксперты рекомендовали других экспертов, и так по нарастающей (наукометрия там только в качестве затравки и для примерного поиска использовалась, и без экспертного мнения она не имела решающего голоса).
А как раз слабая представленность математики (и других наук) и связана с тем, что у создателей проекта был bias в сторону физики и химии (причём даже в определённые области, в частности ФТТ). Т.е. Вы видите проблему получения экспертных оценок в областях, где нет хорошего локального экспертного сообщества. Что, имхо, подтверждает позицию о необходимости поиска формальных критериев.
Я не понимаю, почему Вы её так защищаете, в вашей области же всё совсем плохо, насколько я понимаю, с борьбой с оптимизаторами хирша...
Я защищаю не нынешнюю практику чиновников (которая и правда хреновая), а идею, что надо искать формальные и объективные критерии и методы. Это разные вещи. И наукометрия как инструмент -- тоже вещь полезная. Не стоит забивать на атомную энергетику несмотря на крупные аварии (как, например, это сделала Германия), и также не стоит забивать на наукометрию, несмотря на то, что чиновники с его помощью периодически устраивают маленькие научные холокосты.
Слушайте, вот честно, неужели Вы не можете взглянуть на журнал по химии и за 10 минут понять, мусорный он или нет?
Ну да, могу. А журналов этих (скажем, в списках ВАКа) -- кучи. И я что должен пробегаться по всему списку вручную, или прибегнуть к быстрому поиску самых ярких мусоросборников, потом среди каждого мусоросборника сформировать автоматически выборку потенциально наиболее фееричного бреда, а потом уже распределить эти статьи для анализа по минимально необходимому набору экспертов?
Для точечной борьбы с мусором -- никакой разницы, а вот масштабные чистки без автоматизации легко не провести, увы.
Как это влияет на то, компетентен он или некомпетентен? Ерунду говорите.
Он может быть некомпетентен в вопросах самой науки, но изучать он должен учёных и то, как наука функционирует, а не то, что там происходит.
Ну со времён Галилея, примерно. Наука существовала и до него, но оформилась примерно тогда. А в 20 веке это уже зрелая отрасль - даже в 19 веке она уже творила промышленную революцию, паровозы и фабрики, телеграф и консервирование продуктов.
Я говорю про Науку не как про явление, а как про оформленное профессиональное сообщество. В XIX веке оно более-менее начинает зарождаться через академические институты, отделяться от всяких искусств (не в последнюю очередь под влиянием идей того же Огюста Конта), и в XX-м приобретает финальный вид.
А вы о каком, если сами же говорите: "про остальной философский мир ничего не скажу"?
За его нынешнее состояние. Про другие области знания обычно удаётся узнать только с некоторым "лагом", чем дальше область, тем больше задержка. В середине-конце XX века у философии всё было норм.
Теперь по пунктам:
В естествознании философия давным-давно отстала от того, чтобы что-то показывать, и даже вообще понимать, о чём идёт речь. Конкретно в физике - философия осталась на уровне начала 20 века. Она не справилась с двумя крупнейшими нововведениями в физической теории: со специальной теорией относительности и с квантовой механикой - и до сих пор пытается их "философски пережевать", хотя для физиков они давно пройденный этап, и далеко не самое актуальное, что на идейном уровне обсуждается. За другие науки точно не скажу, но такое впечатление, что там отставание философии примерно такое же. Например, в психологии - на уровне опытов Павлова. Поэтому, в построении научной картины мира философия участия не принимает, хотя постоянно претендует на это, оглушая неспециалистов трескучими словами. Отсюда отрицательное к ней отношение.
А я и не защищаю право философов делать работы в стиле "онтологические свойства спина электрона". Подобные вещи бесполезны (или даже вредны) как для философии, так и для науки.
Тезис 3.2. Не наука, потому что не воспроизводимаДайте определение, что Вы понимаете под "воспроизводимостью результатов".
Два философа получают одинаковую задачу. Решают её независимо друг от друга. Выдают одно и то же решение. Решение не сводится к цитированию справочных материалов.
строгое научное рассуждение - это такое, которое другой учёный может повторить независимо от первого, если ему будут дадены те же исходные посылки и методы. Если в области такое достигнуто - она научна, а рассуждения - результаты, имеющие ценность. Если же для того, чтобы воспроизвести рассуждение, необходим тот же автор, то увы, наукой тут ещё не пахнет. Пример: теории Льва Гумилёва, которые красиво объясняли логику исторических сценариев, пока этим занимался их автор.
Во-первых, с воспроизводимостью сложных научных вещей тоже не так всё просто. И тот же конвенционализм в науке тоже есть.
Во-вторых, какие-то вещи в философии всё же остаются, а какие-то уходят.
В-третьих, странно приходить в чужой монастырь со своим уставом. Так повелось, что этого требования как чего-то обязательного в философии нет.
[b]Возражение 4.5.2. Она, может, и сталкивается, но решают эти проблемы отнюдь не профессиональные философыМне, кстати, не известен ни один случай, когда вмешательство философов в научный спор приводило к торжеству истины, а вот случаев противоположного характера было довольно много. Причем с последствиями для ученых неизмеримо более тяжелыми, чем непризнание заслуг Лобачевского.
Поэтому если даже если я веду войну с каким-то математиком, и появляется философ, то мы сделаем то, что сделали люди, ельфы и гномы при появлении орков и варгов.
вот только непонятно, где были профессиональные философы, когда шла критика идей того же Лобачевского?.. Почему "хорошая" философия не сразилась с "плохой"?.. Математика в итоге сама разобралась со своими проблемами, а философия как переливала из пустого в порожнее, так и продолжает этим заниматься. Проблемы современной физики и математики находятся далеко за пределами понимания большинства философов, так что ждать от философии помощи в таких вопросах бесполезно.
Представьте себе пожарных, которые не ездят на пожар и ничего не тушат. Зачем тогда они вообще нужны?..
— А кто же будет бороться с пожарами? — отвечают пожарные.
— Так ведь вы же не боретесь, — говорят им.
— Неправда, вот недавно гражданин Бор потушил начинающийся пожар полотенцем.
— Но он же не пожарный.
— В этот момент он был пожарным, потому что действовал как настоящий пожарный. И он сам написал, что ему здорово помогло знание основ пожаротушения.
— Но если тушением пожаров всё равно занимаются обычные граждане, то зачем нужны профессиональные пожарные?.. Которые совсем не борются с огнём?.. А недавно из ехавшей по улице пожарной машины вылетела сигарета, ветер отнёс её к дому гражданина Лобачевского, и тот занялся пламенем. Причём никто из ваших не явился его потушить!
— Видите ли, отказ от содержания нашей пожарной части никак не поможет предотвратить пожары. Если не будет профессиональных пожарных, это ещё не значит, что никто не будет иметь дело с огнём. Люди всё равно будут играть со спичками, засыпать с непотушенной сигаретой. Не мы, так кто-нибудь другой будет поджигать дома. А вот профессиональных пожарных у вас уже не будет.
— Но вы же всё равно не тушите ничего!
— Неправда, вот недавно обычный гражданин Бор потушил пожар полотенцем... Это автоматически делает его одним из нас — пожарным, хоть и любителем. А представляете, на что способен настоящий профессиональный пожарный? Который годы потратил на изучение отличий пожарного багра от пожарного шланга? Обществу должно быть намного спокойнее, когда у него на страже такие профессионалы.
— Но вы же ничего не делаете в случае пожара!
— Мы бдим. А после пожара — пишем о нём отчёты. Никто не способен написать отчёт так, как это сделает профессиональный пожарный.
Некоторые вопросы науку вообще не интересуют (например, как внешнему наблюдателю понять где наука).
А во-вторых (не смотря на офигенную зарисовку про пожарных) я думаю мало кто из учёных возмутился бы, если бы у него появился помощник, который писал бы за него отчёты по грантам, составлял бы всякие регламенты и прочую чушь, которую от учёного требует общество. Философы могут быть как гастарбайтеры, тусующие у строительных рынков в поисках работы. Главное их привлечь.
[b]Возражение 4.6.1. Что-то об этом говорят сплошь философы, а не ученыеГоворят, юной Дашеньке Донцовой задали сочинение на тему: "Что Валентин Катаев хотел сказать в...". Дядя Валя жил в соседней квартире, и, зайдя к нему, она попросила помочь. Он не отказался, но за сочинение поставили двойку, и красным карандашом написали: "Валентин Катаев хотел сказать не это!".
Отчего мне вспомнился этот случай, когда я прочёл выше, что математики не способны понять, что такое математика, им нужно сообщить Правильное Мнение, чтобы они не смели ничего неуставного думать?
А мне вспомнился эпизод из Кин-дза-дза", в котором на Альфе из плюкан делали кактусы, потому что жители Альфы лучше самих плюкан знали, что тем нравится!
Да я не спорю, что чтобы заниматься наукой необязательно знать философию науки. Но вообще полезно, когда основные правила игры ты знаешь заранее, прежде, чем в неё играть, а более частные аспекты узнавать по ходу игры.
Тезис 4.6. Для того, чтобы правильно понимать науку и продуктивно ею заниматься, нужно понимать философскую базу этой наукиВозражение 4.6.2. Философы давно уже не могут понять, что происходит в наукеВ естествознании философия давным-давно отстала от того, чтобы что-то показывать, и даже вообще понимать, о чём идёт речь. Конкретно в физике - философия осталась на уровне начала 20 века. Она не справилась с двумя крупнейшими нововведениями в физической теории: со специальной теорией относительности и с квантовой механикой - и до сих пор пытается их "философски пережевать", хотя для физиков они давно пройденный этап, и далеко не самое актуальное, что на идейном уровне обсуждается. За другие науки точно не скажу, но такое впечатление, что там отставание философии примерно такое же. Например, в психологии - на уровне опытов Павлова. Поэтому, в построении научной картины мира философия участия не принимает, хотя постоянно претендует на это, оглушая неспециалистов трескучими словами. Отсюда отрицательное к ней отношение.
В который раз: философы к анализу научного знания как такового не должны иметь отношения, я подобное не утверждал!
Тезис 4.8. Как только ученый начинает философствовать, его научная результативность падает вплоть до нуляЕсли ученый в реальной области занимается философией - это хорошо для философии.
...
Так что философствующий физик - это хорошо для философии. Физике от того, философствует он или нет, не холодно и не жарко.
Хотелось бы, чтобы это было так. И в каких-то "идеальных случаях" это, по-видимому, может быть так.
Но реально чаще имеет место другое: если реальный учёный начинает заниматься философией - это
ведёт к снижению количества и ценности его реальных научных результатов, вплоть до нуля. При этом, сам он не замечает, что переливает из пустого в порожнее, а продолжает генерировать какие-то тексты. Коллеги от него отмахиваются, а журналы могут либо перестать публиковать, либо продолжать публиковать из уважения к прежним заслугам.
И вот эту нелицеприятную правду все философы стараются очень тщательно замалчивать.
Когда учёный начинает заниматься чем угодно другим, кроме науки -- его продуктивность падает. Философия тут не является исключением. Вот я сейчас сижу в 9 часов на работе, смотрю футбол с пивом, и продуктивность моя нулевая.
Ну и там же:
Возражение на тезис 4.8. Мы здесь причину со следствием не путаем?
Может быть, физик начинает заниматься философией после и вследствие того, что выдыхается как физик?