Вся эта беседа больше всего напоминает дискуссию патологоанатомов о том, чем страдал больной при жизни.
Как я уже говорил, философия мертва, и это мнение не только мое, но и
самих философов. Даже идея, что философия - форма публицистики, по зрелом размышлении не кажется мне удачной. У публицистики другая задача -
пропагандировать идеи, а не порождать их. Пиарщик не может и не должен производить идеи: его цель -
продавать их людям (или, если угодно, втюхивать их быдлу). Можно было бы сказать, что философия - это та инстанция, которая обеспечивает публицистов товаром - идеями. Но в наше время идеи порождает в основном наука, и ее продукция пользуется значительно б
ольшим спросом и, главное, б
ольшим доверием, чем идеи философов. Успешно производят идеи политика и экономика: все-таки управлять народом проще и дешевле при помощи идей, чем при помощи методик Большого Брата. Поэтому философия уже, по существу, разделила печальную судьбу алхимии, и сами философы, как правило, отлично это понимают.
Два философа получают одинаковую задачу. Решают её независимо друг от друга. Выдают одно и то же решение. Решение не сводится к цитированию справочных материалов.
Если в какой-то области знаний не достигнуто такого уровня воспроизводимости, то не достигнуто объективности знаний, их оторванности от конкретного исследователя.
Такого нет ни в одной гуманитарной науке, поэтому называть их науками можно только с большой натяжкой. В этом смысле "история по Фоменко" ничем не хуже "традиционной истории", а профессиональные лингвисты ничем не лучше Задорнова - объективных критериев, по которым можно было бы предпочесть одно другому, не существует, и труды Фоменко имеют ничуть не меньшее право быть представленными в учебных программах, чем труды Ключевского или Соловьева.
Как ни назови, хоть историей идей, всё равно "история филисофии" это устоявшийся корпус культурных знаний, который ещё пополняется и является основой и ядром многих гуманитарных специальностей, необходимый каждому образованному человеку, иначе он просто не поймёт о чём пишут и говорят в обществе.
"История идей" шире, чем традиционно понимаемая история философии - в нее входят вообще любые идеи: философские, политические, художественные, научные, религиозные и т. п. И этот "корпус знаний" является ядром только самой философии, царствие ей небесное, старушке.