Когда учёный, начинает работать в новой области, для него сначала всё там является новым. И тогда он является тем самым неофитом (опытных исследователей там тупо нет).
В такой ситуации широким массам никто ничего объяснять вообще не должен. И вам это должно быть очевидно.
Имхо, оно не настолько достаточное. Как метастабильное равновесие
Ну метастабильное, ну и что. Вся наша цивилизация - метастабильное равновесие. Стабильного достигла только Атлантида.
Но всё же, имхо, стоит искать какие-то формальные критерии экспертной оценки, если не замещающие экспертное мнение.
Понимаете, это просто банально
не работает. Пробовали уже. Это велосипед, который не едет: колёса квадратные. Примите этот опытный факт как есть.
Штука очень простая: всех обстоятельств мы предугадать не способны, и экспертное мнение может к новому адаптироваться, а раз и навсегда принятые формальности - нет. (А если не раз и навсегда, то менять их будут опять же эксперты в лучшем случае.)
Можно ещё нейросеть обучить :-) Возможно, к этому и идёт.
а вот масштабные чистки без автоматизации легко не провести, увы.
Ему хотя бы две-три бомбы,
Уж он тогда бы эти нимбы,
Уж он бы задал им тогда!
Его подошвы набок сбиты,
Он спотыкается и бредит,
Не о погромах ли? Ну да!
Они мерещатся ему - а что стесняться?
И казни тоже снятся.
Он может быть некомпетентен в вопросах самой науки, но изучать он должен учёных и то, как наука функционирует, а не то, что там происходит.
Этим успешно занимается
социология науки. А если и не очень успешно - всё равно неизмеримо успешнее, чем философы-носоковырятели.
Я говорю про Науку не как про явление, а как про оформленное профессиональное сообщество. В XIX веке оно более-менее начинает зарождаться через академические институты, отделяться от всяких искусств (не в последнюю очередь под влиянием идей того же Огюста Конта), и в XX-м приобретает финальный вид.
Извините, "наука как явление" и сообщество - неотделимы друг от друга. Вот в 5 веке до н. э. - сообщества ещё не было (было сообщество, но не учёных скорее).
А в 17 веке появляются первые научные журналы (Записки Королевского общества, например). Так что, наука оформилась уже тогда в почти современном виде, ничем тут 20 век не выделен. А продолжает оформляться - сейчас в 21. (Например, нас ждут бурные перестройки системы публикаций и рецензирования, они уже начались: архивы препринтов, публикации-телеграммы роботов, запрос на бо́льшую открытость. Назревают проблемы в некоторых отраслях с воспроизводимостью и низким уровнем достоверности.)
Теперь по пунктам
Я в ваших высказываниях никакой защиты философии вообще не увидел. Так что нечего было флагом размахивать.
Во-первых, с воспроизводимостью сложных научных вещей тоже не так всё просто.
Вещи не воспроизведённые в науке остаются в статусе спорных. Никто их за установленную истину не выдаёт. Однако неверно и то, что наука только из них и состоит.
А во-вторых (не смотря на офигенную зарисовку про пожарных) я думаю мало кто из учёных возмутился бы, если бы у него появился помощник, который писал бы за него отчёты по грантам, составлял бы всякие регламенты и прочую чушь, которую от учёного требует общество.
Это смешно. Этот "помощник" моментально отжал бы все деньги себе. Разумеется, любые бумагомараки (и тем паче проходимцы) с радостью претендовали бы на это место. Думайте хоть немного, прежде чем такие вещи предлагать.
Да я не спорю, что чтобы заниматься наукой необязательно знать философию науки. Но вообще полезно, когда основные правила игры ты знаешь заранее, прежде, чем в неё играть, а более частные аспекты узнавать по ходу игры.
Про это много раз сказано: эти "основные правила" составлены учёными, а не философами; они занимают пол-клочка бумаги; и они и так общеизвестны.
Наш Фейнман, Ландау
Буа-ха-ха.
(Если кто и был нашим Фейнманом, то это П. Капица или Гамов. Гамов успешно страдал.)
Венский кружок, Томас Кун, Карл Поппер.
Мягко говоря, им ни черта не удалось, кроме того, чтобы их цитировали.
-- 16.06.2018 01:24:18 --Это нужен для применения вне наук, для сторонних наблюдателей.
Тогда говорите о том, что вы действительно имеете в виду:
- лечить не науку, а систему информирования общества о науке: образование, научно-популярную сферу и научную журналистику.
Причём здесь вы первым же пунктом должны признать, что сами по себе эти системы не больны (не настолько больны), насколько огромный и непоправимый вред им наносится системными целенаправленными разрушительными действиями и целыми институтами со стороны государства, церкви, и (тоже государственных и государством благословлённых) СМИ.
ЕГЭ + Рен-ТВ - вот рецепт убиения научного сознания и научной картины мира в обществе.