Золотое время было, ни тебе ГМО, ни ракетной установки, взял дубину и проломил соседу с соседнего дерева череп.
Так ведь и сейчас никто не мешает уйти в тайгу отшельником как Агафья Лыкова. Сплошные плюсы - соседей-конкурентов на деревьях нет.
Да я не говорю, что это хорошо или плохо. Просто определение «хорошего государства» из-за этого получается неудачным.
Здесь противоречие: если Вы не затрагиваете категории "хорошо" и "плохо", то не можете говорить о "хорошем" государстве как таковом.
Мы, всё же, говорили не о хорошем, а о свободном государстве. Причём мы пока не доказали, что свобода является достаточным условием процветания государства.
Процветание государства в первом приближении я бы определил как конкурентоспособность государства по сравнению с другими. Хотя здесь тоже есть вопросы - а каковы критерии успешности в конкурентной борьбе? Моё первоначальное определение отвечает на этот вопрос, в качестве критерия выбирая производство нового знания, постижение человеком окружающего мира, некий абстрактный
культурный прогресс, но, быть может, не все согласятся с этим (
ps: военное уничтожение более многочисленными варварами ведь не будем класть в основу?). Приведу его здесь:
В другой теме я уже определял, что такое
интересная работа (или
престижное направление, с чего начался тот диалог). Также в этой теме
высказывались пожелания не рассматривать тоталитарные модели. Для себя я могу определить процветающее государство как свободное государство, в котором много интересной работы (т.е. экономика которого строится на основе множества престижных направлений). Предполагаю, что финансовое благосостояние из этого следует.
Далее с подачи
amon было уточнено понятие свободного государства как такого, законы которого соответствуют морали:
Фраза, приписываемая Я. И. Френкелю: "Совершенное государство это государство, в котором последний мерзавец ведет себя прилично из карьерных соображений".
Чем ближе законы государства находятся к морали, тем меньше возникает необходимость применения аппарата принуждения для соблюдения этих законов: люди следуют закону добровольно, по собственному убеждению. Но здесь существуют две проблемы:
1) Представление о морали отличается у разных социальных групп и индивидов.
2) Сама мораль эволюционирует и подвержена влиянию со стороны государства.
1. Представление о морали отличается
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~у каждого отдельного человека свои понятия о морали, сущесвуют группы людей, объединённые общими моральными ценностями, и чем эти группы многочисленнее, тем более общие моральные ценности они разделяют, расходясь в частностях.
Поскольку представления о морали отличаются, без закона обойтись нельзя: моральные поступки одного лица могут войти в конфликт с моралью другого лица. И чем разнообразнее состав государства, тем меньше будет общих моральных норм, объединяющих людей. Быть может, здесь можно ставить вопрос о формировании государства как такового - общие моральные нормы объединяемой совокупности людей должны позволить сформировать законы, достаточные для деятельности государства. Если таких общих норм оказывается слишком мало, то либо это государство не состоится, либо чрезмерно задействует аппарат принуждения.
Обойтись без аппарата принуждения вовсе - нельзя, поскольку, как совершенно правильно заметил
kry, если мы возьмём простое пересечение моральных норм всех индивидов, то рискуем получить пустое множество - на всю популяцию почти всегда найдётся отклонение, хотя бы психическое, которое не соответствует не то что нормам, но и никакому здравому смыслу. Мораль, всё же, имеет некоторую устойчивость к таким статистическим выбросам, поскольку является усреднением опыта многих поколений и многих людей. Поэтому я не согласен с Вами, когда Вы говорите, что для формирования свободного государства по рецепту Сталина можно перестрелять несогласных - этого просто не допустит мораль, а это значит, что создаётся какое угодно государство, но не свободное, основанное на морали.
О чём здесь можно вести речь - так это о том, какое количество и качество отличий можно считать статистическим выбросом, а какое - уже нельзя.
2. Сама мораль эволюционирует
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~Либерализм преходящ, как и всё остальное. На смену ему придёт нечто другое, иная мораль, иные ценности
новые возможности. То государство, которое учует эти тенденции прогресса общества, социума, сможет оказаться в авангарде и использовать эти возможности в полной мере.
В контексте темы затронутый Вами вопрос очень важен. Существует ли абсолютное (априорное) "хорошо" и "плохо", добро и зло, или же эти оценки всегда даются с позиции текущей морали?
На заре цивилизации можно было перебить значительную часть собственного населения, или полностью истребить соседнее племя, и это не считалось чем-то плохим. Но было ли это в действительности плохо, или это просто мы выдаём некорректные оценки, руководствуясь нашей современной моралью?
Опять же, если руководствоваться моим первоначальным определением, то добро и зло есть (хотя, быть может, они могут определены не вполне однозначно). А именно - если мораль способствует культурному и научному прогрессу, то она лежит ближе к добру (неоднозначность в том, что путей прогресса может быть много).
Можно ли определить добро и зло независимо? Я пока не вижу, как это можно сделать. И даже не знаю - здесь рассуждения рискуют уйти в философскую область, став гораздо более абстрактными, чем были до этого. А уже были обвинения в том, что даже текущий уровень абстрактности приводит к бессмысленности.
Ну и последнее. Государство может влиять на мораль, в настоящее время это происходит чаще опосредованно, нежели законодательно - среда и уровень жизни людей оказывает влияние на их взгляды и ценности (
ps: также используются средства убеждения - СМИ, кино, литература и т.п.):
Ну а население решает эти вопросы, исходя из конкретных "социально-экономических факторов - безработицы,глубины социально-экономического расслоения, общего благосостояния, доступности товаров и услуг, наличия/отсутствия дискриминации и скрытой сегрегации и т.д.", о которых Вы писали. То, что государство не вмешивается прямо в вопросы морали не значит, что такое влияние отсутствует в опосредованном виде.
Если такое влияние приводит к росту конкурентоспособности государства, то это, наверное, хорошо? Правда, здесь опять возникает вопрос добра и зла. "Что русскому хорошо, то немцу - смерть". Но, быть может, всё же существуют глобальные критерии?