2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 12  След.
 
 Re: Видеозаписи лекций
Сообщение18.09.2020, 22:05 
Модератор
Аватара пользователя


30/09/17
1237
kry в сообщении #1483669 писал(а):
Мне, правда, нужно работать в этой теме Капитаном Очевидность?

Вообще не вижу смысла этого замечания, увы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Видеозаписи лекций
Сообщение18.09.2020, 22:07 


16/09/12
7127
Eule_A в сообщении #1483672 писал(а):
Вообще не вижу смысла этого замечания, увы.


Ну так я не вижу смысла напоминать, что университет - это, как минимум, сообщество студентов и преподавателей. Студенты нуждаются в преподавателях для учёбы, а преподавателям нужны студенты для работы. Поэтому обе стороны приходят друг к другу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Видеозаписи лекций
Сообщение18.09.2020, 22:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8499
Я, конечно, человек не в теме, но.

1. Насколько я знаю, программы сейчас составляют сами вузы. То есть вуз решает, чему должен научиться студент, который получит диплом, скажем, математика.

2. Хорошо, пусть все вузы решили одно и то же и число часов, скажем, на матанализ на данной специальности не зависит от того, Московский это университет или Петрозаводский (хотя имхо уже в это слабо верится). Но ведь студенты разные. Не только по городам и весям разные, но и по годам. Одна группа лучше схватывает, другой надо разжевать.

3. А вот если студент что-то не понял в середине лекции и хочет на ходу спросить у лектора, чтобы вторая половина не пропала зря? (Допустим, студентов в аудитории достаточно мало, чтобы так можно было).

Как со всем этим собираются справляться сторонники идеи собирать на парах студентов у экранов и крутить им ролики?

 Профиль  
                  
 
 Re: Видеозаписи лекций
Сообщение18.09.2020, 22:44 


16/09/12
7127
Anton_Peplov в сообщении #1483674 писал(а):
Насколько я знаю, программы сейчас составляют сами вузы.


В России? Это откуда у вас такая информация? Программы высшего образования установлены в рамках ФГОС и других НПА образовательного права. У ВУЗов есть элективная часть программы, которую они могут формировать сами и предлагать те или иные предметы на выбор студентам, но обязательная часть ФГОС вполне одинакова для всех. При этом хорошую систему элективов может позволить себе только крупный университет, вроде МГУ или Вышки.

Anton_Peplov в сообщении #1483674 писал(а):
Но ведь студенты разные. Не только по городам и весям разные, но и по годам. Одна группа лучше схватывает, другой надо разжевать.


Так студенты и сейчас разные, да и лекции по большинству предметов обычно читают потокам групп, а не одной группе. В этом плане ничего существенно не меняется. Про перевод семинарских занятий в онлайн-формат - отдельный разговор. Здесь я скорее против, чем за.

Anton_Peplov в сообщении #1483674 писал(а):
А вот если студент что-то не понял в середине лекции и хочет на ходу спросить у лектора, чтобы вторая половина не пропала зря? (Допустим, студентов в аудитории достаточно мало, чтобы так можно было).


Достаточно сделать чат с преподавателем, где можно задать соответствующие вопросы. Кстати, когда я учился на правовом бакалавриате в Вышке и затем в юридической магистратуре в МГИМО, то у нас и там, и там такие возможности были, вплоть до того, что многим преподавателям можно было спокойно написать в Фейсбуке или ВК и задать там все необходимые вопросы.

 i  Ende
Последовавшее обсуждение вопроса об образовательных стандартах и формировании вузовских программ отделено в тему «Степень свободы вуза в выборе образовательных программ»

 Профиль  
                  
 
 Re: Видеозаписи лекций
Сообщение19.09.2020, 02:25 
Заслуженный участник


18/01/15
3224
fred1996 в сообщении #1483600 писал(а):
Для общих курсов достаточно хорошо составленных утвержденных министерствами видеолекций.
Никоим образом, и причин тому множество. Ну, навскидку, напишем штук пять (хотя, кажется, вопрос "видеопреподавания" на форуме уже обсуждался).

1) При чтении лекций "живьем" есть возможность обратной связи: студент может задать вопрос и получить ответ; а преподаватель, даже если нет вопросов, может видеть выражение лиц студентов, и решать отсюда, понятно ли им то, что он рассказывает.

2) Когда преподаватель у доски, а не в мониторе, это как-то чисто на уровне инстинктов стимулирует и возбуждает.

3) Для разных специальностей нужно, вообще говоря, в одном и том же предмете по-разному расставлять акценты.

4) Разные группы и потоки могут различаться по уровню, и лектор читает лекции с учетом этого.

5) Студенты на занятиях между собой общаются, что тоже стимулирует умственный процесс (а иногда и брачность и рождаемость, и т.д.)

(пять причин написаны, можно еще десять, но пока хватит...)

-- 19.09.2020, 01:51 --

nnosipov в сообщении #1483610 писал(а):
А что всё? Куча всяких помоек? А книги-учебники (в бумажном виде) и раньше были в достаточном количестве.
В этих ваших интернетах (с) действительно куча помоек, но есть же и сокровищницы, типа либгена. Я считаю, интернет-библиотеки (и похожие ресурсы, типа скайхаба)--- очень полезная вещь. Мою жизнь как математика они сильно изменили.
nnosipov в сообщении #1483610 писал(а):
Странная проблема: хочешь хорошие конспекты --- ходи на лекции и пиши.
У меня вот не получалось. Не, лекции были хорошие, в основном. Но я на них не ходил. То дрых, то другие отвлечения бывали, то вообще чем-то своим в это время занимался...
Учился, читая книжки. Ну, а к экзамену всё равно конспект читать надо; как-то бог посылал, и я читал (в основном соразмеряя конспект с ранее читанным в книжке. Впрочем, лекций Камынина, скажем, готовая книжка-конспект имелась, я ее читал в семестре, помнится. А перед экзаменами так, маненько.)

Но заметим, что книжка Камынина --- это плод многолетнего преподавательского труда Леонида Ивановича. Аналогично, скажем, со знаменитым учебником Фихтенгольца: он ведь его написал, когда ему уже около 60 лет было ! Т.е., он несколько десятилетий, преподавая, постоянно думал о том, как лучше излагать. Было бы это возможно без постоянной связи со студентами ? Вряд ли.

Курс лекций через экран монитора --- это, по-моему, вроде покупки вещей по каталогу или через тырнет. Есть много людей, которые так делают, но для меня это --- дичь. Когда видишь товар живьем, можно его и повнимательнее рассмотреть, и примерить, и вопрос продавцу даже задать иногда, и т.д.

 Профиль  
                  
 
 Re: Видеозаписи лекций
Сообщение19.09.2020, 03:07 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
pogulyat_vyshel
Ну вот, опять переходим на личности.
Хорошо, специально для вас ещё раз.
Я 10 лет проработал во ВНИИ-НПО ещё в советские времена. Так что и о прикладной науке, и о о ее связи с производством имею понятие. И умею решать не только абстрактные задачки по физике, но и связанные с ними инженерные задачи.
И, к вашему сведению, школьники 11-12 классов специализированных классов американских школ ничем не отличаются, а может и превосходят большинство перво-второкурсников тех же американских вузов. Тем более что по бОльшей части я готовлю как-раз стопудовых будущих университетчиков, поскольку в основном занимаюсь олимпиадниками, среди которых полно медалистов, как например Katy Woo
https://mathematics.stanford.edu/news/k ... cholarship
Золотая медалистка всеамериканской олимпиады по физике 2016-17 годов.
Может в плане преподавания мне то как-раз повезло больше других. У меня в группах вообще нет балбесов, за которыми надо следить. Мои ученики - это фанатики, которые хотят быть лучшими в стране. И я их делаю лучшими в стране.

Кстати, наверное я вас разочарую, но в ВУЗах любой страны 99% изучаемых предметов это не наука, а ремесло. А на первых двух курсах все 100%. И матанализ на первых двух курсах это ремесло. И общая физика тоже. У меня полно знакомых профессоров в американских университетах. Я видел лекции, которые они читают студентам. Это все не наука, а все то же ремесло. Стандартный набор матана, линала, оду. К настоящей науке эти курсы имеют такое же отношение как школьные алгебра, геометрия, тригонометрия. Скажем так это слегка расширенный образовательный уровень американского инженера.

 Профиль  
                  
 
 Re: Видеозаписи лекций
Сообщение19.09.2020, 03:18 
Заслуженный участник


18/01/15
3224
nnosipov в сообщении #1483614 писал(а):
Почему невероятно? Просто когда я был студентом, это было нормой.
Естественно. Вспомню-ка, кто у нашего потока был лекторами, на первых курсах ... Тэк-с... (подробный список лекторов, думаю, приводить не стоит, во избежание...) И кто же из них был занудой ? А никто ...

-- 19.09.2020, 02:34 --

kry в сообщении #1483616 писал(а):
Нет, у меня учились родственники в прошлом и уверяю Вас, что нормой это не было.
kry в сообщении #1483631 писал(а):
Спасибо, но ссылаться я буду на то, что считаю необходимым. Так как данная тема явно не запрещает ссылаться на свой субъективный опыт получения образования и субъективный опыт получения образования другими людьми, то я смело позволяю себе ссылаться и на свой опыт, и на опыт своего отца, и на опыт своей тёти, и на опыт своей мамы
Хорошо. Вы, конечно, вправе ссылаться на опыт своих родственников. Но, исходя из моего собственного опыта обучения на мехмате, и других людей тоже, позволю себе думать (коли уж вы на основании семейных воспоминаний решили мехмат похаять маненько), .. эээ... Вы уверены, что причина отрицательного мнения ваших отца и тети о мехматских лекторах именно в лекторах, а не в уровне способностей Ваших отца и тети ? Я как-то от людей с хорошими способностями мыслей типа "какой у нас плохой лектор !" никогда не слышал.

-- 19.09.2020, 02:58 --

pogulyat_vyshel в сообщении #1483632 писал(а):
Я, кстати, не вижу принципиальной разницы между записанной на видео лекцией и учебником.
Учебники тщательней пишутся. И длиннее. Часто, по моему опыту чтения книжек, книжка покрывает заведомо больше того, что можно рассказать в курсе лекций. И тогда лектор, если он ориентируется на эту книгу (и не является сам ее автором), имеет варианты выбора, что рассказать. В общем, книга, лекция, и видеолекция --- имхо, разные жанры.

 Профиль  
                  
 
 Re: Видеозаписи лекций
Сообщение19.09.2020, 04:34 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
vpb
Книжки может и пишутся тщательнее, но на то они и книжки, что пишутся не одним поколением. А видеолекции дело сравнительно молодое. Ещё и 20 лет не наберется. Так что у видеокурсов все впереди.

 Профиль  
                  
 
 Re: Видеозаписи лекций
Сообщение19.09.2020, 04:37 
Заслуженный участник


18/01/15
3224
fred1996 в сообщении #1483640 писал(а):
предметах, которые преподаются одинаково десятилетиями, если не столетиями?
Ну откуда, дуся, откуда у Вас такая мысль ?
fred1996 в сообщении #1483640 писал(а):
с лекторами, считающими себя незаменимыми в предметах,
Каждый человек по-своему уникален. А хороший лектор уникален точно.
fred1996 в сообщении #1483649 писал(а):
А мы пытаемся делать вид, что в преподавании ничего не произошло.

Боже упаси. Не пытаемся. Скептическое отношение к потенциалу онлайн лекций --- это совсем не "делать вид, что ничего не произошло".

-- 19.09.2020, 03:43 --

fred1996 в сообщении #1483720 писал(а):
что пишутся не одним поколением
В каком смысле не одним поколением ? Одним человеком (иногда двумя), в течение нескольких лет, как правило. Часто, написание книжек является результатом долгой предшествующей деятельности автора, научной или преподавательской.

-- 19.09.2020, 03:59 --

fred1996 в сообщении #1483718 писал(а):
но в ВУЗах любой страны 99% изучаемых предметов это не наука, а ремесло.
:shock: :shock: :shock:
fred1996 в сообщении #1483718 писал(а):
К настоящей науке эти курсы имеют такое же отношение как школьные алгебра, геометрия, тригонометрия.
А что, школьные алгебра, геометрия и тригонометрия --- это такая фейковая математика ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Видеозаписи лекций
Сообщение19.09.2020, 06:39 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
vpb
Я вам не Дуся. И кое-что в этой жизни повидал.
Вы пытаетесь заболтать своими замечаниями суть. А суть в том, что например математику в вузах, в которых 15-20 департаментов, поручают преподавать департаменту математики. И вы считаете, что матанализ нужно как-то по особому читать всем этим нематематически департаментам? Ну это же бред. Теория пределов одна и также уже не одну сотню лет. Производные и интегралы все считают одинаково (плохо). Обыкновенные дифференциальные уравнения обыкновеннее некуда. Что, теория матриц какая-то особенная. В механике та же петрушка. Кинематика ускоренного движения, законы Ньютона, законы сохранения энергии, момента и вращательного момента, законы Кеплера и всемирного тяготения. Гармонические колебания. Расскажите, что там такого может интересного и нового придумать преподаватель, что неизвестно было составителям учебников 50-80 лет назад?

 Профиль  
                  
 
 Re: Видеозаписи лекций
Сообщение19.09.2020, 08:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4842
До эпидемии я скептически относился к полностью дистанционному преподаванию (считал, что лекции должны быть очными, а практики - дистанционными).
Эпидемия меня переубедила. Сейчас я полностью на стороне fred1996.
Конечно, видеолекции должны дополняться очными (или через Zoom) консультациями с живыми преподавателями по поводу этих лекций и по поводу заданных студентам задач. На таких консультациях студенты и смогут задать все вопросы (а если их нет, то вопросы будет задавать преподаватель).
А если, всё же, получится так, что
pogulyat_vyshel в сообщении #1483587 писал(а):
вуз заявляет: записи твоих занятий у нас есть -- ты нам больше не нужен
- что ж, прогресс жесток, но это прогресс. С учётом того, что если человек ведёт активную научную работу, то вузу он всё равно будет нужен и никто его выгонять не будет.
vpb в сообщении #1483717 писал(а):
При чтении лекций "живьем" есть возможность обратной связи: студент может задать вопрос и получить ответ; а преподаватель, даже если нет вопросов, может видеть выражение лиц студентов, и решать отсюда, понятно ли им то, что он рассказывает.
Много лекторов составляют свои видеолекции по своим предметам. Эти видеолекции выкладываются в общий доступ. Студенты могут посмотреть видеолекцию от одного лектора, от другого лектора. Пишут комментарии: вот этот лектор рассказывает понятнее. Лекторы тоже смотрят и комментируют видеолекции друг друга. По итогу такого обсуждения плохие и непонятные видеолекции удаляются, а автора хороших и понятных просят записать что-нибудь ещё. Как-то так.
vpb в сообщении #1483717 писал(а):
Когда преподаватель у доски, а не в мониторе, это как-то чисто на уровне инстинктов стимулирует и возбуждает.
Возможно, этой психологической особенности у будущих поколений студентов не будет. К тому же, без интерактивных (очных или через Zoom) консультаций, конечно, не обойтись.
vpb в сообщении #1483717 писал(а):
Для разных специальностей нужно, вообще говоря, в одном и том же предмете по-разному расставлять акценты.
Разные группы и потоки могут различаться по уровню, и лектор читает лекции с учетом этого.
Записать несколько видеолекций - грубо говоря, для тупых и для умных, для математиков и для прикладников и т.д.
vpb в сообщении #1483717 писал(а):
Студенты на занятиях между собой общаются, что тоже стимулирует умственный процесс
Да, конечно общение студентов между собой хотелось бы сохранить в какой-нибудь форме.

 Профиль  
                  
 
 Re: Видеозаписи лекций
Сообщение19.09.2020, 10:45 
Модератор
Аватара пользователя


16/02/11
3788
Бурашево
К пяти пунктам vpb хочется добавить следующее. Каждый учебный год каждое занятие преподаватель перерабатывает, совершенствует, исключает устаревшее, вводит современное. Иногда обнаруживаешь, что какое-то доказательство можно дать по-другому, короче, понятнее, доступнее. В общем материал шлифуется из года в год. Вместе с этим шлифуется и мастерство лектора: мастерство педагогического общения, ораторское, ощущение аудитории, учёт текущего уровня аудитории, её потребностей.

Законсервированные в видео лекции лишены развития. Сколько их можно крутить? Лет пять? Десять? А потом нужно записывать новые. А где их взять? Кто все эти годы будет их дорабатывать? Где взять хорошего лектора, если никто не практиковался все эти годы? Или оставить пару-тройку счастливчиков, которым будет дозволено читать лекции. Тогда их студенты будут учиться по-человечески, а другие по-новому? А эти другие согласны на такую дискриминацию?

Комплект видеолекций - это по-сути одна из современных форм учебника. А учебники через некоторое время надо переиздавать. А чтобы их переиздавать опять же имеет смысл педагогическая практика, которая позволит их совершенствовать. Круг замкнулся. И, да, - студент, самостоятельно обучающийся по учебникам - это студент заочник. От заочной системы теперь почти везде отказались. Кто преподавал на местах - знает что это такое студент - заочник. На заочном, кстати, тоже были пара лекций. Одна в начале семестра, другая - в конце. Ну, то есть какая-никакая возможность общаться с преподавателем была.

Можно понять, если речь идёт о глухой деревне, где есть пара ребятишек. Школу из-за них открывать накладно. Тогда им в помощь видеозанятия и дистанционка. Высшее образование получают уже взрослые люди, которые способны прибыть в учебное заведение и проживать в общежитии.

Но я всё же уверен, что некоторые успешно могут учиться на дистанционке, особенно получающие второе образование. В таких случаях видеолекции могут оказаться очень полезными, как и возможность переписки с преподавателем или общение в формате видеосвязи.

То есть вопрос всё тот же: чему можно учить дистанционно и кого можно учить дистанционно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Видеозаписи лекций
Сообщение19.09.2020, 11:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4842
profrotter в сообщении #1483739 писал(а):
Законсервированные в видео лекции лишены развития.
Так почему же? Каждый год их тоже можно перезаписывать. И нужно! Но это всё равно экономит время - перезаписать можно не весь лекционный курс, а только то, что требует переработки.
profrotter в сообщении #1483739 писал(а):
И, да, - студент, самостоятельно обучающийся по учебникам - это студент заочник.
Подчеркну ещё раз, что к видеолекциям должны прилагаться очные консультации. На них и преподаватель получит обратную связь - что студенты не вполне усвоили, и что нужно изложить в лекции по-другому. Насколько я в курсе планов по дальнейшему внедрению дистанционного образования, оба эти пункта (регулярное обновление видеолекций и очные консультации) сомнению не подвергаются.

 Профиль  
                  
 
 Posted automatically
Сообщение19.09.2020, 11:24 
Админ форума


02/02/19
2484
 i  Тема перемещена из форума «Свободный полёт» в форум «Вопросы преподавания»
Причина переноса: тематика

 Профиль  
                  
 
 Re: Видеозаписи лекций
Сообщение19.09.2020, 12:23 
Модератор
Аватара пользователя


16/02/11
3788
Бурашево
Mikhail_K в сообщении #1483743 писал(а):
Каждый год их тоже можно перезаписывать.
А зачем? Можно же заново прочитать! Вопрос то в другом:
pogulyat_vyshel в сообщении #1483587 писал(а):
записи твоих занятий у нас есть -- ты нам больше не нужен.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 173 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 12  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group