Хорошо бы такое детям в обычных школах преподавать и сделать сольфеджио столь же важным предметом для развития слуховых абстракций, каковым сделали, например, геометрию для развития абстракций зрительных.
Ты можешь Моцартом не стать, а слушать числа будь обязан!
Вершится история и не в точности так, как хотелось Царлино на странице, которую сегодня мне выпало читать и рассматривать с утра до ночи:
Получил русскоязычное представление о написанном на странице, коим делюсь со всеми, кому интересно:
(Латынь)
Difficile est, nisi docto homini tot tendere chordas,
Alciat. Embl. 2. lib. 1
Трудно сие, но человек научился натягивать множество струн,
Альциат. Эмбл[ема] 2. Кн[ига] 1
<Картинка инструмента>
от них вы можете получить небольшую пользу, потому что в них излишне умножены струны; которых (помимо демонстративности), недостаточно, чтобы выразить другие гармонии; более притягательно, чем слышимы те, что находятся в показанном инструменте; где они действительно Диатонические, ещё Хроматические, или даже Энгармонические.
И если некоторые верят, можно выразить другие гармонии, их три вышеуказанных; то сильно ошибаются: потому ничто другого рода из Диатонической, то же из Хроматической, то же из Энгармонической вы можете вывести (как и в других местах показано совершенно) в виде воплощения какого-то испытания, если таковое можно увидеть.
Но так как я считаю, что отсюда деление таких как эти жанров, и их природа, известны каждому умному; то я не распространяюсь более в желании дать им другую причину: потому что большинство трудностей, которые могут возникнуть, и будут иметь некоторое значение в этой науке, вы увидите показанными, и со всем усердием развёрнутыми в нашей DEMOSTRATIONI harmoniche; другие вещи засим отдаю на суд сдержанного читателя, что вам болтать о действиях с числами, и превосходстве упоминаемых измерений.
Я говорю поэтому, в заключение, что это инструмент, овладеть которым может каждый великий музыкант, не только в гармонии диатонической: но равно и в хроматической, и в Энгармонической: когда сможет выводить все античные Лады: когда они смогут лучше подойти для нашего времени, и более нежно, что вы услышите.
И я скажу так же, что ваше желание добавить к числу отображаемых струн любой другой струны, несомненно, будет напрасно, и лишено смысла, и неуместно намеренно умножать вещи, когда из них никто не может получить каой-либо пользы; и
(Итальянский)
da loro si possa cauare poca vtilità: percioche in loro senza alcuna necessità sono moltiplicate le chorde; le quali (oltra le mostrate ) non sono atte ad esprimere altri concenti; più diletteuoli, che quelli che fanno udire quelle, che sono collocate nel mostrato istrumento; i quali veramente sono Diatonici, ouer Chrornatici, o pure Enharmonici.
Et se alcuni credessero , chepossino esprimere altri concenti, che li tre sopradetti; di gran lunga s'ingannano: perche niuna altra specie di Diatonico, ne di Chromatico, ne di Enharmonico si può ridurre (comealtroue hò mostrato alla sua perfettione) come facendone ogni proua, ciascuno da se lo potrà vedere.
Ma perche io credo, che hormai la Diuisione di cotali generi, & la loro naturasia, nota a ciascuno ingegnoso; però non mi estenderò più oltra, in voler dare di loro alcuna altra ragione: Conciosia che gran parte delle difficultà, che potranno occorrere, & saranno di qualche importanza in questa Scienza, si potranno vedere dimostrate, & con ogni diligenza esplicate nelle nostre DEMOSTRATIONI harmoniche; e altre cose poi lasserò al giudicio del discretto Lettore, che si hauerà nel maneggio de i Numeri, & delle Misu re ottimamente essercitato.
Dirò adunque per concludere, che questo èvn' Istrumento, sopra il quale si potrà essercitare ogni ottimo Sonatore, non solamente nelle harmonie diatonice: ma etiandio nelle chromatice, & nelle Enharmonice: quando potrà riscire alli Modi antichi: oueramente quando a i nostri tempi potranno riufcire megliori, & più soaui di quello, che si odeno.
Et dirò anco, che quando si volesse aggiungere al numero delle mostrate chorde alcuna altra chorda, senza dubbio farebbe cosa vana, & supestua: conciosia che vanamente, & suori di proposito si moltiplicano le cose, quando da quelle no si può cauare alcuna vtilitа; &
(Английский)
few utility could be extracted from them: as in them the strings are multiplied without any necessity; which [strings] (in addition to the shown ones) aren't suitable to express other, more delightful harmonies, then those that can be heard, because of those [strings], that are put in the shown instrument; which [harmonies] are truly diatonic, or chromatic, or enharmonic.
And if anyone should believe, that other harmonies could be expressed, more then the above mentioned three; they are far wrong: because no other kind of diatonic, nor of chromatic, nor of enharmonic could be reduced (as I showed elsewhere) to its perfection, as anybody could se, by making whatever test.
But since I think, that at this point the division of those genus, and their nature is well-known to every ingenious person, then I will not expatiate further, in giving them any more explanation: as most of the difficulties, that could occur, and are of some importance in this Science, can be seen demonstrated, and explicated with every diligence in our "Demostrazioni harmoniche"; then I will let the rest of the things to the judgement of the of the discreet reader, who will have got a very good practice in the handling of the numbers and of measures.
In conclusion, I will say then, that this is an instrument, over which every excellent player can practice, not only in the diatonic harmonies: but also in the chromatic, and in the enharmonic: either when he could reduce them to the ancient modes,
or when they could come out better for our time, and sweeter, then they were heard.
And I will say also, that if one should want to add any more string to the number of the shown ones, with no doubt it would be a vain and superfluous thing: as uselessly, and inappropriately things would be multiplied, from which no utility would be drawn, and
Автор интригует наставлением не добавлять к 20-ти нарисованным струнам ни одной какоё-либо ещё, а этих 20-ти нарисованных в самый раз для 39-ти клавиш, почему-то.
Загадочно...