Вы совершенно напрасно проводите параллель между любовью к книгам и плотскими утехами.
Почему? Это все как выразился уважаемый ozheredov "личное пространство души человека", эмоционально-чувственная субъективная сфера личности.(см. например "Художественная картина мира в универсуме мировоззренческих феноменов" Р.П. Мусат). И лезть туда насильно, такое же насилие как заставить стать бесплатной проституткой на лето, да ещё требовать изображать влюблённость, и даже хуже.
Уважаемый ozheredov очень удачно провел параллель с культовой франшизой "Пила". Многие х. произведения из школы, есть ни что иное как треш такого же уровня, даже хуже, а заставляют детей не просто смотреть, но запустить себе это в душу. Зачем детям погружаться в мрачный и депрессивный мир убийц, проституток, и сумасшедших бухающих на дороге в 19-ом веке, да ещё заставлять полюбить это в обязательном порядке ? Зачем детям погружаться в
подробности ощущений похожих по описанию на приход после пары платформ циклодола(ну или какой шизотипический приступ), которые испытывал Нагибин Ю.М.("на заброшенной дороге"), у нас наркоманов в стране мало?
1. Невозможно составить мнение о книге, не читая. Можно составить мнение о книге читая критику, то совсем не читая - невозможно.
Возможно прослушать аудиокнигу, сейчас их особенно много. Возможно послушать отзывы.
2. Да, многих детей и подростков нужно заставлять читать. В этом нет ничего плохого.
Зачем? Кто и по какому праву должен решать за людей, что им читать?
Минимум, должен быть выбор, но лучше оставить это на усмотрение детей и их родителей, что кому читать.
В нашем случае, мы имеем дело не просто с насилием над детьми, но с насилием в особо извращенной, садисткой форме, когда требуют непросто отдаться, непросто запустить в душу всякий шлак, и даже не только при этом изображать влюблённость, жертве никто не говорит какие знаки ей следует подавать, что конкретно делать, чтобы насильник остался доволен.(это я про вопросы без заранее утвержденных ответов, представляющих собой по видимому счетное множество(но не конечное)). Как в фильмах ужасов, где маньяк удерживает жертву, и сам не знает, что хочет, а жертва и рада бы сделать, что угодно, но неясно, что надо.
Сам предмет очень важный и нужный. Он вырабатывает массу навыков, от формирования навыка формировать и формулировать свои мысли, до художественного вкуса.
Важный, нужный и очень специфический, и лежит в сфере чувственного восприятия и личного пространства.
При таком подходе, он скорей наоборот убьет надолго любое желание развивать эти навыки и что-либо читать.
Привьёт плохой вкус, и может оставить психологическую травму на всю жизнь.
. Подбор произведений, входящих в программу, конечно, тенденциозен. Но он и в советское время был тенденциозным, и сомневаюсь, что он может быть не тенденциозным.
Я когда учился, это было частично в советское время, 80-е - начало 90-х, помню лучше было, никто "правильных ответов" не требовал, писали сочинения, в них можно было писать, что угодно, свое мнение только приветствовалось(может это конешн, только в тот период так было, влияние так сказать перестройки, гласности и демократии).
Что мешает дать школьникам выбор из нескольких десятков произведений, например? И требовать, "не полюбить" насильно, а познакомиться с одним из? Т.е. требовать именно знакомства, а не вникнуть в тонкости, найти скрытые смыслы(которых может и не быть, а могут быть, но другие) и т.п.?
"Архипелага ГУЛаг", которое является публицистикой
Меня бабушка заставляла в детстве это читать, лет так в 10-11ть, СССР ещё не рухнул. В школе этого или не было, или было позже и по внеклассному.
С тех пор у меня стойкая аллергия на Солженицына в частности, и вообще на все диссидентское и как-то с этой темой связанное. А так они может и неплохие ребята были. Почитай, я его позже, в другое время, может и полюбил бы.
Там у вас в школе, многие произведения, не только Солженицын, они не для детей написаны, у школьников ещё просто нет необходимого жизненного опыта, чтобы проникнуться соответствующими образами. Те кто преподают, составляют программу, тоже могут такого опыта не иметь. Плюс само состояние человека, период жизни, худ. книга она в одном состоянии может хорошо зайти, а в другом нет.