2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.



Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение27.04.2013, 01:17 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
Алексей К., спасибо. Было интересно почитать :-)

Алексей К. в сообщении #716055 писал(а):
"Что толку, что ты мне нарисовал какие-то координатные линии, --- прямые, окружности?" --- говорит ему профессор.


Я, кстати, на лекции не говорю своим студентам, что нужно (можно) расчерчивать полярную сетку в виде концентрических окружностей и пучка прямых. Говорю просто: откладываем угол от полярной оси и на полученном луче откладываем расстояние равное $r$. Если $r$ отрицателен, то откладываем в обратную сторону (зеркально отображаем относительно полюса). И только на практическом занятии мельком могу сказать, что можно расчертить вот таким образом, но это вовсе не обязательно. Пусть читатели этого сообщения не судят меня строго - ведь аудиторные часы у бакалавров сократили очень сильно (а у меня к тому же гуманитарии).

Алексей К. в сообщении #716055 писал(а):
Так в методичке и напишите.


Честно говоря, у меня не было намерения написать методичку по данной теме. Но после Ваших слов такое желание возникло.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение27.04.2013, 08:07 
Модератор
Аватара пользователя


16/02/11
3788
Бурашево
Восьмилепестковая роза задаётся уравнением $r=|\sin(4\varphi)|, r\geq 0, \varphi\in[0,2\pi]$. А ваша запись $r=\sin(4\varphi)$ к полярной системе координат просто никакого отношения не имеет по причине своей некорректности. Зачем забивать студентам голову этими несюразностями?

И такой вопрос. Что будет называться в вашей грядущей методичке системой координат?

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение27.04.2013, 09:42 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Shtorm в сообщении #715769 писал(а):
Итак, параметризуем кривую $r=\sin(4\varphi)$. Получаем:
$$\begin{cases}x(t)=\sin(4t)\cos(t),\\y(t)=\sin(4t)\sin(t).\end{cases}$$

Это не эквивалентное преобразование: во второй записи угол по умолчанию произволен, в первой -- отнюдь.

А не зачту потому, что такие шибко начитанные студенты при вычислении, например, интеграла $\int\limits_0^{\pi}\sqrt{1+\cos x}\,dx$ с лёгкостью получают ноль. По ровно той же причине -- из-за неумения думать.

Алексей К. в сообщении #716055 писал(а):
попросите их нарисовать кривую $r=5\varphi$ в полярной системе координат, без всяких там декартовостей, иксов, игреков, прямых перпендикулярных. И Вы легко заткнёте им пасть:

Заткнёте, но лишь по одной причине -- они онемеют от недоумения: в полярных координатах (как и в любых других) ничего не рисуют, в полярных координатах задают.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение27.04.2013, 13:46 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Shtorm в сообщении #716074 писал(а):
Я, кстати, на лекции не говорю своим студентам, что нужно (можно) расчерчивать полярную сетку в виде концентрических окружностей и пучка прямых.
Зря же. Ортогональные семейства кривых — это красиво.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение27.04.2013, 15:25 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
profrotter в сообщении #716132 писал(а):
Восьмилепестковая роза задаётся уравнением $r=|\sin(4\varphi)|, r\geq 0, \varphi\in[0,2\pi]$. А ваша запись $r=\sin(4\varphi)$ к полярной системе координат просто никакого отношения не имеет по причине своей некорректности...


Уравнение $r=|\sin(4\varphi)|$ будет задавать 8-лепестковую розу, но и уравнение $r=\sin(4\varphi)$ также будет задавать 8-лепестковую розу. Разница будет в порядке вычерчивания лепестков в разных четвертях (если наложить на полярную систему декартову и смотреть по четвертям). Если по модулю - лепестки будут следовать друг за другом в порядке возрастания угла, то без модуля лепестки будут чередоваться то в одной четверти, то в другой, как я выше и показал. Касательно некорректности: Открываем Ефимов Н.В. "Краткий курс аналитической геометрии" глава 3, параграф 14, пункт 47 и читаем:

Ефимов Н.В. писал(а):
Пусть $\rho=f(\theta)$ - полярное уравнение некоторой линии. Та же линия в декартовых координатах может быть определена параметрическими уравнениями
$$\begin{cases}x=f(\theta)\cos \theta,\\y=f(\theta)\sin \theta.\end{cases}$$
Чтобы получить эти уравнения, достаточно в формулах x = $\rho \cos \theta, y = $\rho \sin \theta (см. пункт 15) заменить $\rho$ функцией $f(\theta)$.


Теперь сравните мою формулу без модуля с формулой полярного уравнения, которое приводит Ефимов. Вопрос Вам - моё уравнение противоречит уравнению Ефимова? Нет, никоим образом не противоречит уравнению Ефимова. Или Вы имели ввиду именно неотрицательность $r$? Тогда Вам ответ такой: во-первых, ни в каких книгах не сказано, что к понятию обычной области определения функции или уравнения линии ещё нужно добавить область определения неотрицательных $r$. То есть, ещё дополнительно из области определения нужно выкинуть те значения $\varphi$ при которых $r$ отрицателен. Такого нигде нет. Это с одной стороны. С другой стороны: Вы видели в вышеприведённой цитате, как нужно параметризовывать и переходить к декартовым координатам. Если мы это сделаем с моим уравнением, которое без модуля - то получим 8 лепестков. Я Вам доказал корректность моего уравнения для 8-лепестковой розы?

profrotter в сообщении #716132 писал(а):

И такой вопрос. Что будет называться в вашей грядущей методичке системой координат?


Если указан способ, позволяющий устанавливать положение точек плоскости заданием чисел, то говорят, что на плоскости введена система координат.

-- Сб апр 27, 2013 15:48:39 --

ewert в сообщении #716148 писал(а):
Это не эквивалентное преобразование: во второй записи угол по умолчанию произволен, в первой -- отнюдь.


Для уравнения $r=\sin(4\varphi)$ использовался $\varphi \in [0;2\pi]$ и для параметрических уравнений использовался $t \in [0;2\pi]$. Если же Вы имели ввиду выбрасывать те углы при которых $r$ отрицателен - то см. выше.

ewert в сообщении #716148 писал(а):
А не зачту потому, что такие шибко начитанные студенты при вычислении, например, интеграла $\int\limits_0^{\pi}\sqrt{1+\cos x}\,dx$ с лёгкостью получают ноль. По ровно той же причине -- из-за неумения думать.


(Вычисление интеграла)

$\int\limits_0^{\pi}\sqrt{1+\cos x}\,dx=\int\limits_0^{\pi}\sqrt{1+\cos(2\cdot \frac {x}{2})}\,dx=\int\limits_0^{\pi}\sqrt{1+\cos^2(\frac {x}{2})-\sin^2(\frac {x}{2})}\,dx=$
$=\int\limits_0^{\pi}\sqrt{2\cos^2(\frac {x}{2})}\,dx=\sqrt{2}\int\limits_0^{\pi}\cos(\frac {x}{2})\,dx=2\sqrt{2}$

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение27.04.2013, 17:30 
Заслуженный участник


12/07/07
4530
8-лепестковая роза — это геометрическое множество точек плоскости.
(1) Если при определении системы координат используются ограничения $\rho \ge 0, 0 \le \varphi < 2 \pi$, то она [роза] задается, например, уравнениями $\rho = \pm \sin(4\varphi)$.
(2) Если предполагается, что $-\infty<\rho< +\infty, 0 <\varphi < 2\pi$, то она задаётся $\rho = \sin (4 \varphi)$.

В учебном процессе ограничения (1), как правило, используются по умолчанию. Поэтому, если специально в задаче не оговорено, что $-\infty<\rho< +\infty$, то не только ewert, но и я, и все кого я знаю — задание не зачтут. Вы, в принципе, можете в своём учебном курсе указать, что $-\infty<\rho< +\infty$, и тогда будете принимать ответы вроде того, что привели выше. Но это не удобно, о чём я писал выше в теме.


Повторяемся. О модуле уже писал Someone.


Shtorm в сообщении #716254 писал(а):
Или Вы имели ввиду именно неотрицательность $r$? Тогда Вам ответ такой: во-первых, ни в каких книгах не сказано, что к понятию обычной области определения функции или уравнения линии ещё нужно добавить область определения неотрицательных $r$. То есть, ещё дополнительно из области определения нужно выкинуть те значения $\varphi$ при которых $r$ отрицателен.
Да, нужно выкинуть! По определению полярной системы координат с ограничениями $\rho \ge 0, 0 \le \varphi < 2 \pi$.

Повторюсь, в отдельных случаях опускают ограничения $\rho \ge 0, 0 \le \varphi < 2 \pi$. В книге Ильин В.А., Позняк Э.Г. Аналитическая геометрия. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004, на с. 22 (Глава 1, §4) написано:
Цитата:
Для того чтобы соответствие между отличными от полюса точками плоскости и парами полярных координат $(\rho, \varphi)$ было взаимно однозначным, обычно считают, что $\rho$ и $\varphi$ изменяются в следующих границах
$0 < \rho < +\infty$, $0 \le \varphi < 2 \pi. \qquad \qquad (1.15)$
Замечание. В некоторых задачах, связанных с непрерывным перемещением точки по плоскости, требуется непрерывное изменение полярных координат точки. В таких задачах удобнее отказаться от ограничений для $\rho$ и $\varphi$, указанных в соотношениях (1.15). Если, например, рассматривается вращение точки по окружности против часовой стрелки ($\rho = const$), то естественно считать, что полярный угол этой точки может принимать, при большом числе оборотов, значения, большие $2\pi$. Если же рассматривается движение точки по прямой, проходящей через полюс ($\varphi = const$), то естественно считать, что при переходе через полюс её полярный радиус меняет знак.
Но если это из контекста не ясно, то ограничения явно оговаривают. Некорректность Вашего примера в отсутствии этих пояснений. Мы не Ваши студенты, поэтому не знаем, о чём Вы договаривались на лекции (занятии).

 !  Shtorm, предупреждение за разжигание флейма или невежество. Учитывая имеющееся предупреждение за троллинг и за невежество, — недельный бан.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение27.04.2013, 18:42 
Модератор
Аватара пользователя


16/02/11
3788
Бурашево
Shtorm в сообщении #716254 писал(а):
Если указан способ, позволяющий устанавливать положение точек плоскости заданием чисел, то говорят, что на плоскости введена система координат.
Я считаю, что вот от этого и надо отталкиваться. Система координат на плоскости связана со способом, которым ставится в соответствие пара чисел и точка на плоскости. В общепринятом понимании полярная система координат предполагает наличие опорной точки (полюса) и опорного луча, проходящего через опорную точку. Положение каждой точки на плоскости характеризуется её расстоянием от полюса и углом, откладываемым от опорного луча против часовой стрелки. (Иначе -- радиус-вектором точки.) Координата $r$ в полярной системе координат имеет смысл расстояния (меры) и никак не может быть объявлена отрицательной.

Можно говорить и о другой системе координат, похожей на полярную. Она предполагает наличие опорной точки и луча. Положение точки на плоскости в ней характеризуется следующим образом. Сначала проводится числовая прямая через опорную точку и точку плоскости. Нулевая отметка числовой прямой совмещена с опорной точкой. Второй координатой является угол между опорным лучом и числовой прямой $\varphi\in [0,\pi]$. На числовой прямой можно откладывать положительные и отрицательные координаты $r$. Полагаю следует смириться с тем, что термин "полярная система координат" уже "забит", а эту систему координат следует назвать как-то иначе. Модифицированная полярная и тд. и тп.

Иначе получится как в той цитате:
ИСН в сообщении #425258 писал(а):
Один студент © тоже пренебрегал общепринятыми обозначениями. И вот как-то раз зашёл он буфет выпить чашечку кофе, а вместо этого его окатили помоями из ведра.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение27.04.2013, 21:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407

(О слове «мера» в определении участника profrotter)

profrotter в сообщении #716321 писал(а):
Координата $r$ в полярной системе координат имеет смысл расстояния (меры)...

Оговорка: метрики?

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение27.04.2013, 22:49 
Заслуженный участник


11/05/08
32166

(О слове «мера» в определении участника profrotter)

Munin в сообщении #716402 писал(а):
profrotter в сообщении #716321 писал(а):
Координата $r$ в полярной системе координат имеет смысл расстояния (меры)...
Оговорка: метрики?

Оговорка да, но ни разу не метрики, а просто расстояния. Нефиг тут разводить пхилософию на пустом месте.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение27.04.2013, 23:02 
Модератор
Аватара пользователя


16/02/11
3788
Бурашево

(О слове «мера» в определении участника profrotter)

Munin в сообщении #716402 писал(а):
Оговорка: метрики?
Ну это уже очень тонкий момент. Если расстояние понимать как длину отрезка прямой, то можно замахнуться на "меру". Может быть правильнее говорить о метрике. Я в этом тонком моменте не специалист - вам виднее. Всё-равно она положительная.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение27.04.2013, 23:15 
Заслуженный участник


11/05/08
32166

(Оффтоп)

profrotter в сообщении #716435 писал(а):
Если расстояние понимать как длину отрезка прямой, то можно замахнуться на "меру". Может быть правильнее говорить о метрике.

Ни то, ни другое не правильно. Мера неуместна потому, что речь о двумерном пространстве, в котором это ни разу не мера. Метрика -- потому, что это не метрика в смысле метрических пространств, да и в римановом смысле тоже.

Вы совершенно правильно употребили термин "расстояние" в обычном, житейском смысле; но потом зачем-то приплели ещё и и загадочную "меру". Видимо, для пущей учёности; ну это лишнее.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение28.04.2013, 00:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407

(О слове «мера» в определении участника profrotter)

profrotter в сообщении #716435 писал(а):
Ну это уже очень тонкий момент.

Нет, меру и метрику нехорошо путать. И то и другое - обобщение "сантиметров", но совсем разные по сути.

ewert в сообщении #716439 писал(а):
Вы совершенно правильно употребили термин "расстояние" в обычном, житейском смысле...

да, и оно же правильно в строгом. Расстояние между двумя точками - число, вычисляемое через метрику - функцию (евклидово пространство, разумеется, метрическое). А я, наоборот, плохо выразился.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение28.04.2013, 00:58 
Заслуженный участник


11/05/08
32166

(Оффтоп)

Munin в сообщении #716467 писал(а):
да, и оно же правильно в строгом.

нет, оно (с формальной точки зрения) категорически неверно. Хотя бы потому, что отсчитывается от некоей выделенной точки, в то время как при общем подходе все точки обязаны быть равноправными. С какой стороны ни подкрути.

Но эти все ньюанецы, разумеется, не имеют никакого отношения к полярностям.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение28.04.2013, 01:04 
Заслуженный участник


12/07/07
4530
Уже два раза в этой ветке (_Ivana и profrotter) предлагается модификация полярной системы координат, в которой $-\infty< r<+\infty$, $0<\varphi<\pi$ (или, что эквивалентно $-\pi/2<\varphi<\pi/2$). Поучительно было бы привести пример, в котором такая система плодотворна или, по крайней мере, удобна. Т.е. пример, в котором были бы существенны и взаимно однозначное соответствие между точками плоскости и координатами такой альтернативной системы полярных координат, и отрицательность радиуса. Просто примеры задания кривой, типа конхоиды Никомеда, пожалуйста, не предлагать, поскольку взаимно однозначное соответствие, на мой взгляд, там не важно (не играет существенной роли).

- - - Добавлено через 18 часов. - - -

В качестве демонстрации «чего не предлагать» приведу банальный пример строфоиды. Уравнение кривой в прямоугольной декартовой системе координат обычно записывают в виде $y^2=x^2 \frac{a+x}{a-x}$. На рис. 1 (a) приведен график этой кривой в ПДСК. В полярной системе координат уравнение имеет вид $r = -\frac{a\cos2\varphi}{\cos\varphi}$, при соответствующих границах координат (см. ниже).

На рис. 1(b)–(d) приведены изображения кривой «в полярной системе координат» для различных договоренностей о границах изменения координат:
    (b) $0 \le r < +\infty$, $0 \le \varphi < 2\pi$;
    (c) $-\infty < r < +\infty$, $-\pi/2 \le \varphi < \pi/2$;
    (d) $-\infty < r < +\infty$, $-\pi/2 \le \varphi < 3\pi/2$.
Область, ограниченная петлёй строфоиды, заштрихована.
В случае (b) нет непрерывного изменения полярного радиуса от угла, в случае (с) — есть.
Вложение:
Комментарий к файлу: Рис. 1 — Строфоида
strophoid.png
strophoid.png [ 244.44 Кб | Просмотров: 0 ]
Вычислим площадь области ($D$), ограниченную петлей.

В случае (b) $D = \{0 < \rho < r, 3\pi/4< \varphi < 5\pi/4 \}$, площадь петли $$S = \iint_D \rho d \rho d \varphi = \int_{3\pi/4}^{5\pi/4} d \varphi \int_0^r \rho d \rho = a^2(2-\pi/2).$$В случае (c) $D = \{r < \rho < 0, -\pi/4< \varphi < +\pi/4 \}$, площадь петли $$S = \iint_D |\rho| d \rho d \varphi = -\iint_D \rho d \rho d \varphi = -\int_{-\pi/4}^{+\pi/4} d \varphi \int_r^0 \rho d \rho = a^2(2-\pi/2).$$«Платой за непрерывность» является необходимость отслеживать области, где якобиан имеет определенный знак.

В случае (d) $D = \{r < \rho < 0, -\pi/4< \varphi < +\pi/4 \} \bigcup \{0 < \rho < r, 3\pi/4< \varphi < 5\pi/4 \}$.$$\iint_D |\rho| d \rho d \varphi = 2 a^2(2-\pi/2).$$В данном случае петля «учтена» дважды. Конечно, в этой задаче никто не допустит такую ошибку, достаточно посмотреть на рисунок кривой в ПДСК (как я писал выше, в простейших задачах затруднений не возникает).

Хотелось бы увидеть примеры, где ограничения (с) не только дают «хорошую параметризацию», но и выгодно отличаются от ограничений (d) в плане уменьшения шанса допустить ошибку, или интересные с точки зрения приложений. А этот пример я привел исключительно для того, чтобы избавить участников от набора неинтересного примера.

 Профиль  
                  
 
 Re: Методика преподавания полярной системы координат
Сообщение28.04.2013, 01:27 
Заслуженный участник


11/05/08
32166

(Оффтоп)

GAA в сообщении #716472 писал(а):
Поучительно было бы привести пример, в котором такая система плодотворна

Да она запросто могла бы быть плодотворна или там удобна -- в каких-то конкретных задачках. И, более того, где-то наверняка плодотворна. Проблема не в этом. А в том, что есть общепринятое понятие "системы координат". Когда положение точки определяется координатами более-менее взаимно однозначно. Более-менее, поскольку всегда возможны исключительные случаи; ну так тогда все эти случаи специально и оговариваются.

(я тут ещё чего-то хотел добавить, но, поразмысливши, решил, что это бессмысленно -- всё здесь уже было высказано)

Да, кстати: profrotter, если не ошибаюсь, решительно никакой альтернативщины конкретно здесь не предлагал.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 137 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group