2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 11  След.
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение02.08.2012, 23:09 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
nnosipov в сообщении #602528 писал(а):
Shtorm в сообщении #602524 писал(а):
А зато посмотрите - какой элегантный и простой ответ! А главное - удобный ответ!
Можно подумать, в том решении он другой.


Предположим, по тому решению нужно написать конкретное уравнение плоскости: Наугад пишем две координаты вектора нормали и из уравнения - находим третью координату. Все три координаты подставляем в уравнение плоскости, раскрываем скобки, приводим подобные слагаемые.

Предположим, по моему решению нужно написать конкретное уравнение плоскости: наугад пишем коэффициенты альфа и бетта, подставляем в уравнение плоскости, раскрываем скобки и приводим подобные слагаемые.

А теперь сравните, где алгоритм короче.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение02.08.2012, 23:23 
Заслуженный участник


20/12/10
9179
Shtorm в сообщении #602540 писал(а):
А теперь сравните, где алгоритм короче.
А зачем? Ведь совершенно ясно, как привести то, что получилось у профессора, к тому виду, который Вам кажется лучшим. Ещё раз: решать нелинейные задачи там, где этого можно избежать, глупо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение02.08.2012, 23:35 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
nnosipov в сообщении #602546 писал(а):
А зачем? Ведь совершенно ясно, как привести то, что получилось у профессора, к тому виду, который Вам кажется лучшим.


Для этого необходимо подобрать два неколлинеарных вектора нормали плоскостей, проходящих через эту прямую. То есть получается, сначала мы решаем так как решил Профессор Снэйп, а затем методом подбора находим два неколлинеарных вектора, чтобы подставить в уравнение пучка плоскостей. И зачем нам двойная работа, когда можно подобрать сразу - в том методе, который у меня. Кстати, несмотря на нелинейность системы из трёх уравнений - там подбирается всё довольно легко.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 03:42 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Ребят, о чём мы тут спорим? Моё решение даёт алгоритм проверки того, удовлетворяет ли заданная уравнением плоскость условию задачи. Просто подставляем коэффициенты в равенство и смотрим, выполняется ли оно. Предложенное впоследствии "параметрическое" решение даёт алгоритм порождения всех решений: подставляем различные действительные $y$ и $z$, получаем все возможные наборы коээфициентов в уравнении плоскости. Два принципиально разных способа задания ответа: глупо спорить, какой из них лучше.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 04:54 
Аватара пользователя


20/01/10
766
Нижний Новгород
Мне кажется, что школьники должны уметь "раскрывать скобки", поэтому следующая запись для них не покажется таинственной:
$\left( {A_1 {\bf i} + B_1 {\bf j} + C_1 {\bf k}} \right)\left( {A_2 {\bf i} + B_2 {\bf j} + C_2 {\bf k}} \right)
$
Далее рассказать про "правило буравчика" и тема закрыта.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 08:12 
Заслуженный участник


20/12/10
9179
Shtorm в сообщении #602551 писал(а):
Для этого необходимо подобрать два неколлинеарных вектора нормали плоскостей, проходящих через эту прямую.
Это Ваши домыслы, я имел в виду совершенно другое. Уравнение плоскости в виде $A(x-1)+B(y-2)+C(z-3)=0$, где $A+2B+3C=0$, можно упростить, заменив в нём $A$ на $-2B-3C$. Получится ровно то, что Вы хотели, и совершенно автоматически, без каких бы то ни было подборов. Почему они Вам всюду мерещатся, непонятно.

-- Пт авг 03, 2012 12:24:28 --

Shtorm в сообщении #602551 писал(а):
Кстати, несмотря на нелинейность системы из трёх уравнений - там подбирается всё довольно легко.
Мартышкин труд.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 09:36 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
nnosipov в сообщении #602546 писал(а):
решать нелинейные задачи там, где этого можно избежать, глупо.

Это как сказать. Допустим, три точки заданы своими координатами. И надо найти точку, равноудалённую от них (ну или соотв. прямую, если в пространстве). Как проще всего решать эту задачу?...

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 09:53 
Заслуженный участник


20/12/10
9179
ewert в сообщении #602620 писал(а):
Это как сказать.
Применительно к той конкретной задачи --- очевидно, глупо. Вы стали бы объяснять студентам её решение так, как советует Shtorm? Что касается Вашей задачи, то надо подумать. Будет время, поразмышляю.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 10:01 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
nnosipov в сообщении #602623 писал(а):
Вы стали бы объяснять студентам её решение так, как советует Shtorm?

Я не стал его даже читать -- слишком длинно.

-- Пт авг 03, 2012 11:05:40 --

nnosipov в сообщении #602623 писал(а):
Что касается Вашей задачи, то надо подумать.

Там не думать надо, а тупо составить систему из двух уравнений: $|AM|^2=|BM|^2$ и $|AM|^2=|CM|^2$. Уравнения выйдут квадратными. Правда, квадраты мгновенно сократятся (и не удивительно, ведь геометрически-то задача линейная), но изначально они -- квадратные.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 10:20 
Аватара пользователя


19/07/12
14
Россия, г. Москва
Друзья, пару слов о первоначальной теме

Как вы думаете, повисит ли желание и заинтересованность учеников новая, более усовершенствованная программа по математике?

Ведь опыт показывает, что те кто жаждал знаний, готов был преодолевать любые трудности.

Я ни в коем случае не говорю, что не нужно ничего преобразовывать, но подумать о мотивационном аспекте обучения возможно было бы продуктивно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 10:29 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
ewert в сообщении #602625 писал(а):
nnosipov в сообщении #602623 писал(а):
Вы стали бы объяснять студентам её решение так, как советует Shtorm?

Я не стал его даже читать -- слишком длинно.

+ 1 Поддерживаю. Тоже не читал, отметил лишь, что многа букафф.

Плоскость проходит через заданную точку, вектор нормали этой плоскости перпендикулярен заданному вектору. Зачем решать какие-то системы?

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 10:45 
Заслуженный участник


20/12/10
9179
ewert в сообщении #602625 писал(а):
Там не думать надо, а тупо составить систему из двух уравнений: $|AM|^2=|BM|^2$ и $|AM|^2=|CM|^2$.
Можно, конечно, и так вывести уравнение серединного перпендикуляра, особенно если нам перед этим уже рассказали про фокус с радикальной осью двух окружностей. При этом написать это самое уравнение "в лоб" тоже ведь небольшая проблема.

-- Пт авг 03, 2012 14:46:56 --

Профессор Снэйп в сообщении #602636 писал(а):
Тоже не читал, отметил лишь, что многа букафф.
А я вот прочитал.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 11:14 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
nnosipov в сообщении #602641 писал(а):
При этом написать это самое уравнение "в лоб" тоже ведь небольшая проблема.

Я имел в виду в первую очередь плоскую задачу. Там геометрическое решение -- через систему уравнений двух срединных перпендикуляров -- оказывается очевидно линейным, но логически довольно занудным, да и считать придётся, наверное, несколько дольше, чем в чисто аналитическом решении (через приравнивание расстояний).

Любопытно, что трёхмерное обобщение задачи, если его аккуратно сформулировать: "найти геометрическое место точек, равноудалённых от трёх данных", оказывается логически даже проще, чем двумерный вариант. Поскольку тут, в отличие от двумерного случая, никаких геометрических соблазнов не возникает, в то время как аналитический способ прямо-таки напрашивается самой формулировкой задачи.

Вот ещё одна задачка, где нелинейный подход как минимум не хуже, а в чём-то и лучше линейного: найти проекцию точки на прямую. Её можно решать многими способами; вот два крайних (на мой взгляд):

1). Геометрический (заведомо линейный): провести через точку плоскость, перпендикулярную прямой, и потом найти точку пересечения прямой с этой плоскостью.

2). Аналитический (нелинейный): минимизировать квадрат расстояния от той точки до точек прямой, выразив его через параметр из параметрического уравнения прямой.

Не знаю, какой из них лучше. Эффективнее, наверное, всё-таки второй. Но с точки зрения понимания геометрического смысла задачи -- наверное, первый.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 12:08 
Заслуженный участник


20/12/10
9179
ewert в сообщении #602650 писал(а):
Поскольку тут, в отличие от двумерного случая, никаких геометрических соблазнов не возникает ...
Лично у меня возник бы тот же соблазн --- написать уравнение серединной плоскости.
ewert в сообщении #602650 писал(а):
Не знаю, какой из них лучше. Эффективнее, наверное, всё-таки второй. Но с точки зрения понимания геометрического смысла задачи -- наверное, первый.
Такая же картина и с методом наименьших квадратов. На заочников производит неизгладимое впечатление, когда им пытаешься объяснить это геометрически (когда-то был у меня такой опыт) --- ведь в методичках обычно пишут только про аналитический подход.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 12:22 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
nnosipov в сообщении #602680 писал(а):
Такая же картина и с методом наименьших квадратов. На заочников производит неизгладимое впечатление, когда им пытаешься объяснить это геометрически

Геометрически это как -- через псевдорешения, что ли?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 152 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 11  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: HungryLion, talash


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group