2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 11  След.
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение02.08.2012, 23:09 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
nnosipov в сообщении #602528 писал(а):
Shtorm в сообщении #602524 писал(а):
А зато посмотрите - какой элегантный и простой ответ! А главное - удобный ответ!
Можно подумать, в том решении он другой.


Предположим, по тому решению нужно написать конкретное уравнение плоскости: Наугад пишем две координаты вектора нормали и из уравнения - находим третью координату. Все три координаты подставляем в уравнение плоскости, раскрываем скобки, приводим подобные слагаемые.

Предположим, по моему решению нужно написать конкретное уравнение плоскости: наугад пишем коэффициенты альфа и бетта, подставляем в уравнение плоскости, раскрываем скобки и приводим подобные слагаемые.

А теперь сравните, где алгоритм короче.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение02.08.2012, 23:23 
Заслуженный участник


20/12/10
9061
Shtorm в сообщении #602540 писал(а):
А теперь сравните, где алгоритм короче.
А зачем? Ведь совершенно ясно, как привести то, что получилось у профессора, к тому виду, который Вам кажется лучшим. Ещё раз: решать нелинейные задачи там, где этого можно избежать, глупо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение02.08.2012, 23:35 
Аватара пользователя


14/02/10
4956
nnosipov в сообщении #602546 писал(а):
А зачем? Ведь совершенно ясно, как привести то, что получилось у профессора, к тому виду, который Вам кажется лучшим.


Для этого необходимо подобрать два неколлинеарных вектора нормали плоскостей, проходящих через эту прямую. То есть получается, сначала мы решаем так как решил Профессор Снэйп, а затем методом подбора находим два неколлинеарных вектора, чтобы подставить в уравнение пучка плоскостей. И зачем нам двойная работа, когда можно подобрать сразу - в том методе, который у меня. Кстати, несмотря на нелинейность системы из трёх уравнений - там подбирается всё довольно легко.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 03:42 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
Ребят, о чём мы тут спорим? Моё решение даёт алгоритм проверки того, удовлетворяет ли заданная уравнением плоскость условию задачи. Просто подставляем коэффициенты в равенство и смотрим, выполняется ли оно. Предложенное впоследствии "параметрическое" решение даёт алгоритм порождения всех решений: подставляем различные действительные $y$ и $z$, получаем все возможные наборы коээфициентов в уравнении плоскости. Два принципиально разных способа задания ответа: глупо спорить, какой из них лучше.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 04:54 
Аватара пользователя


20/01/10
766
Нижний Новгород
Мне кажется, что школьники должны уметь "раскрывать скобки", поэтому следующая запись для них не покажется таинственной:
$\left( {A_1 {\bf i} + B_1 {\bf j} + C_1 {\bf k}} \right)\left( {A_2 {\bf i} + B_2 {\bf j} + C_2 {\bf k}} \right)
$
Далее рассказать про "правило буравчика" и тема закрыта.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 08:12 
Заслуженный участник


20/12/10
9061
Shtorm в сообщении #602551 писал(а):
Для этого необходимо подобрать два неколлинеарных вектора нормали плоскостей, проходящих через эту прямую.
Это Ваши домыслы, я имел в виду совершенно другое. Уравнение плоскости в виде $A(x-1)+B(y-2)+C(z-3)=0$, где $A+2B+3C=0$, можно упростить, заменив в нём $A$ на $-2B-3C$. Получится ровно то, что Вы хотели, и совершенно автоматически, без каких бы то ни было подборов. Почему они Вам всюду мерещатся, непонятно.

-- Пт авг 03, 2012 12:24:28 --

Shtorm в сообщении #602551 писал(а):
Кстати, несмотря на нелинейность системы из трёх уравнений - там подбирается всё довольно легко.
Мартышкин труд.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 09:36 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
nnosipov в сообщении #602546 писал(а):
решать нелинейные задачи там, где этого можно избежать, глупо.

Это как сказать. Допустим, три точки заданы своими координатами. И надо найти точку, равноудалённую от них (ну или соотв. прямую, если в пространстве). Как проще всего решать эту задачу?...

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 09:53 
Заслуженный участник


20/12/10
9061
ewert в сообщении #602620 писал(а):
Это как сказать.
Применительно к той конкретной задачи --- очевидно, глупо. Вы стали бы объяснять студентам её решение так, как советует Shtorm? Что касается Вашей задачи, то надо подумать. Будет время, поразмышляю.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 10:01 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
nnosipov в сообщении #602623 писал(а):
Вы стали бы объяснять студентам её решение так, как советует Shtorm?

Я не стал его даже читать -- слишком длинно.

-- Пт авг 03, 2012 11:05:40 --

nnosipov в сообщении #602623 писал(а):
Что касается Вашей задачи, то надо подумать.

Там не думать надо, а тупо составить систему из двух уравнений: $|AM|^2=|BM|^2$ и $|AM|^2=|CM|^2$. Уравнения выйдут квадратными. Правда, квадраты мгновенно сократятся (и не удивительно, ведь геометрически-то задача линейная), но изначально они -- квадратные.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 10:20 
Аватара пользователя


19/07/12
14
Россия, г. Москва
Друзья, пару слов о первоначальной теме

Как вы думаете, повисит ли желание и заинтересованность учеников новая, более усовершенствованная программа по математике?

Ведь опыт показывает, что те кто жаждал знаний, готов был преодолевать любые трудности.

Я ни в коем случае не говорю, что не нужно ничего преобразовывать, но подумать о мотивационном аспекте обучения возможно было бы продуктивно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 10:29 
Заморожен
Аватара пользователя


18/12/07
8774
Новосибирск
ewert в сообщении #602625 писал(а):
nnosipov в сообщении #602623 писал(а):
Вы стали бы объяснять студентам её решение так, как советует Shtorm?

Я не стал его даже читать -- слишком длинно.

+ 1 Поддерживаю. Тоже не читал, отметил лишь, что многа букафф.

Плоскость проходит через заданную точку, вектор нормали этой плоскости перпендикулярен заданному вектору. Зачем решать какие-то системы?

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 10:45 
Заслуженный участник


20/12/10
9061
ewert в сообщении #602625 писал(а):
Там не думать надо, а тупо составить систему из двух уравнений: $|AM|^2=|BM|^2$ и $|AM|^2=|CM|^2$.
Можно, конечно, и так вывести уравнение серединного перпендикуляра, особенно если нам перед этим уже рассказали про фокус с радикальной осью двух окружностей. При этом написать это самое уравнение "в лоб" тоже ведь небольшая проблема.

-- Пт авг 03, 2012 14:46:56 --

Профессор Снэйп в сообщении #602636 писал(а):
Тоже не читал, отметил лишь, что многа букафф.
А я вот прочитал.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 11:14 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
nnosipov в сообщении #602641 писал(а):
При этом написать это самое уравнение "в лоб" тоже ведь небольшая проблема.

Я имел в виду в первую очередь плоскую задачу. Там геометрическое решение -- через систему уравнений двух срединных перпендикуляров -- оказывается очевидно линейным, но логически довольно занудным, да и считать придётся, наверное, несколько дольше, чем в чисто аналитическом решении (через приравнивание расстояний).

Любопытно, что трёхмерное обобщение задачи, если его аккуратно сформулировать: "найти геометрическое место точек, равноудалённых от трёх данных", оказывается логически даже проще, чем двумерный вариант. Поскольку тут, в отличие от двумерного случая, никаких геометрических соблазнов не возникает, в то время как аналитический способ прямо-таки напрашивается самой формулировкой задачи.

Вот ещё одна задачка, где нелинейный подход как минимум не хуже, а в чём-то и лучше линейного: найти проекцию точки на прямую. Её можно решать многими способами; вот два крайних (на мой взгляд):

1). Геометрический (заведомо линейный): провести через точку плоскость, перпендикулярную прямой, и потом найти точку пересечения прямой с этой плоскостью.

2). Аналитический (нелинейный): минимизировать квадрат расстояния от той точки до точек прямой, выразив его через параметр из параметрического уравнения прямой.

Не знаю, какой из них лучше. Эффективнее, наверное, всё-таки второй. Но с точки зрения понимания геометрического смысла задачи -- наверное, первый.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 12:08 
Заслуженный участник


20/12/10
9061
ewert в сообщении #602650 писал(а):
Поскольку тут, в отличие от двумерного случая, никаких геометрических соблазнов не возникает ...
Лично у меня возник бы тот же соблазн --- написать уравнение серединной плоскости.
ewert в сообщении #602650 писал(а):
Не знаю, какой из них лучше. Эффективнее, наверное, всё-таки второй. Но с точки зрения понимания геометрического смысла задачи -- наверное, первый.
Такая же картина и с методом наименьших квадратов. На заочников производит неизгладимое впечатление, когда им пытаешься объяснить это геометрически (когда-то был у меня такой опыт) --- ведь в методичках обычно пишут только про аналитический подход.

 Профиль  
                  
 
 Re: Идеальная школьная программа по математике
Сообщение03.08.2012, 12:22 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
nnosipov в сообщении #602680 писал(а):
Такая же картина и с методом наименьших квадратов. На заочников производит неизгладимое впечатление, когда им пытаешься объяснить это геометрически

Геометрически это как -- через псевдорешения, что ли?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 152 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 11  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group