2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 9  След.
 
 Re: Геометрия в университете
Сообщение20.06.2011, 21:29 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Bananen в сообщении #460348 писал(а):
Анализ тоже подпадает под критерий для отнесения к геометрии?

Смотря какой анализ. Школьный - да, он в большой степени посвящён топологии и геометрии графиков функций. Поэтому переход к общей топологии, дифференциальной геометрии и т. п. материям происходит именно с этой стартовой площадки.

 Профиль  
                  
 
 Re: Геометрия в университете
Сообщение20.06.2011, 22:07 


14/04/11
521
Munin в сообщении #460324 писал(а):
Если бы там крылся подвох, это бы не считалось удобным и надёжным аппаратом.

Как верно заметил alex1910 некоторые задачи аналитически решать сверхутомительно, хотя если чуть чуть подумать"аксиоматически" -ответ можно выписать без вычислений либо применив простую и понятную теорему.В этом и подвох. Я сталкивался с таким несколько раз, но сейчас не могу вспомнить хороших примеров

-- Пн июн 20, 2011 23:14:26 --

Вспомнил неплохой пример - задача о площади тора. Есть теорема, что площадь фигуры вращения полученной вращением линии A вокруг оси(A не пересекает ось) равна длине этой линии умноженной на длину окружности, которую описывает центр масс линии A. В общем то простая теорема, которую легко запомнить.

Если считать площадь тора аналитически выйдет утомительно, а по этой теореме я хоть сейчас напишу $S=2 \pi b 2 \pi a$ b и a - малый и большой радиусы тора

 Профиль  
                  
 
 Re: Геометрия в университете
Сообщение20.06.2011, 22:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Morkonwen в сообщении #460409 писал(а):
Как верно заметил alex1910 некоторые задачи аналитически решать сверхутомительно

Точнее, как "верно" заметил. Да, анализ не так красив, зато гораздо мощнее, так что утомительность тут на его стороне.

Morkonwen в сообщении #460409 писал(а):
Если считать площадь тора аналитически выйдет утомительно, а по этой теореме я хоть сейчас напишу

А теорему, вы думаете, не аналитически надо было доказывать? :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Геометрия в университете
Сообщение20.06.2011, 22:54 


14/04/11
521
Munin в сообщении #460429 писал(а):
А теорему, вы думаете, не аналитически надо было доказывать? :-)
О, так она очень старая насколько я знаю - тогда еще и анализа то не было =). вот кстати нашел как называется. там же геометрическое доказательство - это конечно замаскированный анализ.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Теорема_Гюльдена

Да теорема эта не самый удачный пример.
Как то я часа два пытался что-то решить аналичитески, а потом от усталости подумал немного геометрически и ответ вообще стал очевиден. Я просто уже не помню что . Было очень давно - в 11-м классе. Но меня это сильно тогда впечатлило.

 Профиль  
                  
 
 Re: Геометрия в университете
Сообщение20.06.2011, 23:21 


16/03/09
22
Напротив, отличный пример с площадью тора. Рассмотрим его развертку - прямоугольник. Для него посчитать площадь и пятиклассник сможет. Если же считать ту же площадь исключительно аналитически - не каждый студент-второкурсник справится. Пусть это чисто геометрическое решение и не вполне строгое, но оно позволяет сразу и элементарно получить ответ. И уже потом, если возникла необходимость, можно его обосновывать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Геометрия в университете
Сообщение20.06.2011, 23:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Morkonwen в сообщении #460438 писал(а):
О, так она очень старая насколько я знаю - тогда еще и анализа то не было =)

Анализ был всегда! Кстати, в средние века и вплоть до Ньютона и чуть позже, анализ был ещё более геометричен: люди не изучали функции, подразумевая их графики, а изучали кривые линии, подразумевая аналитические выражения и соотношения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Геометрия в университете
Сообщение21.06.2011, 06:28 
Заслуженный участник


27/06/08
4058
Волгоград
Eugene в сообщении #460449 писал(а):
Напротив, отличный пример с площадью тора. Рассмотрим его развертку - прямоугольник. Для него посчитать площадь и пятиклассник сможет. Если же считать ту же площадь исключительно аналитически - не каждый студент-второкурсник справится. Пусть это чисто геометрическое решение и не вполне строгое, но оно позволяет сразу и элементарно получить ответ.
Причем неверный. Поскольку топологические преобразования (а по-другому Вы тор в прямоугольник не развернете) о сохранении площади не особо заботятся.

 Профиль  
                  
 
 Re: Геометрия в университете
Сообщение21.06.2011, 06:39 


14/04/11
521
VAL в сообщении #460522 писал(а):
Причем неверный. Поскольку топологические преобразования (а по-другому Вы тор в прямоугольник не развернете) о сохранении площади не особо заботятся.
Да тору действительно сильно повезло, что растянутые площади скомпенсировались сжатыми. в общем случае это неверно.

Теорема не перестает правда от этого быть верной=)

 Профиль  
                  
 
 Re: Геометрия в университете
Сообщение21.06.2011, 09:37 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
alex1910 в сообщении #460137 писал(а):
Ewert, продемонстрируйте хотя бы один пример, когда картинка "затемнила смысл задачи" по [аналитической] геометрии.

Прямо тут таких картинок полно. Вот, пожалуйста, например:

vvvv в сообщении #383010 писал(а):
Вот картинка пирамиды и правильный ответ.
Изображение

Очень красивая картинка -- и абсолютно бессмысленная. Ибо задачка гласила:

Helena в сообщении #382711 писал(а):
В пирамиде SABC: треугольник ABC-основание пирамиды, S-вершина пирамиды. Даны координаты точек. A(6;0;0) B(0;-3;0) C(0;0;2) S(4;-3;4).
Нужно найти проекцию вершины S на основание ABC.


Munin в сообщении #460237 писал(а):
То есть, что такое гиперболический параболоид, вы предлагаете объяснять без картинок?

Вы невнимательны. Это как раз одно из очень-очень редких исключений. И обратите внимание, что на всю книжку требуется ровно один рисунок этого гиперболоида. Притом желательно, чтобы этот рисунок был искажён: если пропорции будут правильными, то это может породить неправильное представление о свойствах поверхности. Кстати, та картинка с пирамидкой -- хорошая иллюстрация этому эффекту: разве не "видно", что прямая вовсе не перпендикулярна основанию?...

 Профиль  
                  
 
 Re: Геометрия в университете
Сообщение21.06.2011, 11:30 


21/07/10
555
Во-первых, это не задача, а пример для умственно-отсталых.
Во-вторых, картинка и правда дурацкая.
В-третьих, вменяемый автор не помещает дурацкие картинки в учебник и не разбирает в учебнике бессодержательные задачи.

При этом, где-то в учебнике ан. геом. говорится об уравнении плоскости. Вот там-то совершенно необходима картинка этой плоскости, перпендикуляра к плоскости и некого элементарного геометрического свойства, которое доказывает (объясняет), почему уравнение плоскости - это (h,x)=const.

 Профиль  
                  
 
 Re: Геометрия в университете
Сообщение21.06.2011, 12:52 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
alex1910 в сообщении #460609 писал(а):
Во-первых, это не задача, а пример для умственно-отсталых.

Во-первых, это не пример, а вполне стандартная задача. Бывают и ещё проще -- типа провести через данную точку прямую, параллельную заданной прямой. Из того, что они простые, вовсе не следует, что их не нужно уметь решать. А чтобы научиться, нужен определённый курс дрессировки. Вот как раз в первую очередь на таких простых задачах.

alex1910 в сообщении #460609 писал(а):
где-то в учебнике ан. геом. говорится об уравнении плоскости. Вот там-то совершенно необходима картинка этой плоскости, перпендикуляра к плоскости

Совершенно не нужна. Учебник -- это не кладовка, которую можно заваливать всяким хламом.

alex1910 в сообщении #460609 писал(а):
и некого элементарного геометрического свойства, которое доказывает (объясняет), почему уравнение плоскости - это (h,x)=const.

Во-первых, не понятно, что такое "картинка свойства". Во-вторых, на этом уровне следует считать сей факт очевидным.

 Профиль  
                  
 
 Re: Геометрия в университете
Сообщение21.06.2011, 12:57 


21/07/10
555
Не, ну если понятие плоскости - это хлам в курсе геометрии, нам говорить не о чем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Геометрия в университете
Сообщение21.06.2011, 14:28 


14/04/11
521
alex1910 в сообщении #460609 писал(а):
Во-первых, это не задача, а пример для умственно-отсталых.
У меня подозрения, что вы сверхчеловек. Для простых смертных хорошая учебная задача.

alex1910 в сообщении #460659 писал(а):
Не, ну если понятие плоскости - это хлам в курсе геометрии, нам говорить не о чем.
картинка и понятие разные вещи, согласитесь

 Профиль  
                  
 
 Re: Геометрия в университете
Сообщение21.06.2011, 14:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
ewert в сообщении #460577 писал(а):
Вы невнимательны. Это как раз одно из очень-очень редких исключений. И обратите внимание, что на всю книжку требуется ровно один рисунок этого гиперболоида.

А я и не говорю, что нужно два. Зато на ту же книжку нужны рисунки ещё эллипсоида, эллиптического параболоида... (далее все трёхмерные квадрики), и это только в главе по квадрикам. Нужны рисунки, поясняющие направления нормалей, ориентации площадей, нужны... да что я перечисляю? Откройте сами любой учебник по аналитической геометрии.

ewert в сообщении #460577 писал(а):
Притом желательно, чтобы этот рисунок был искажён: если пропорции будут правильными, то это может породить неправильное представление о свойствах поверхности.

Между прочим, полезно приводить два рисунка: искажённый, для объяснения качественных свойств поверхности, и более точный, чтобы дать количественное представление и намекнуть об искажениях. В частности, в современном мире: студент столкнётся с математическим пакетом, попытается нарисовать в нём график, и получит не то, что ожидает. Полезно объяснить ему на этот случай, "как всё на самом деле".

ewert в сообщении #460577 писал(а):
Кстати, та картинка с пирамидкой -- хорошая иллюстрация этому эффекту: разве не "видно", что прямая вовсе не перпендикулярна основанию?...

Мне "видно", что перпендикулярна, не знаю, как вам.

ewert в сообщении #460657 писал(а):
Во-вторых, на этом уровне следует считать сей факт очевидным.

Поумерьте высокомерие. Очевиден он для людей опытных, а для студентов сделать его очевидным - как раз цель обучения.

Morkonwen в сообщении #460686 писал(а):
картинка и понятие разные вещи, согласитесь

Тем не менее, никак не могу себе представить, чтобы картинка плоскости была хламом. Одна на весь учебник :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Геометрия в университете
Сообщение21.06.2011, 17:00 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Munin в сообщении #460695 писал(а):
Между прочим, полезно приводить два рисунка: искажённый, для объяснения качественных свойств поверхности, и более точный, чтобы дать количественное представление и намекнуть об искажениях.

Вы собираетесь жить вечно, и вечно писать тот учебник.

Munin в сообщении #460695 писал(а):
никак не могу себе представить, чтобы картинка плоскости была хламом. Одна на весь учебник :-)

Если она одна -- то она бесполезна (неинформативна). Если их много -- то это хлам.

Munin в сообщении #460695 писал(а):
а для студентов сделать его очевидным - как раз цель обучения.

Для этого вовсе не обязательно рассусоливать. Вполне достаточно напомнить, что нормаль перпендикулярна всем прямым, лежащим в плоскости и, соответственно, всем векторам. Доказывать ещё и эквивалентность -- в этом месте никому не нужная ловля блох.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 123 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 9  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group