2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 19  След.
 
 Re: Ускорение математической подготовки к ШАД Яндекса
Сообщение09.03.2018, 14:00 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
irod в сообщении #1296040 писал(а):
Например, много раз раскладывал сложные функции в ряд Тейлора и получал верный ответ, при этом я понятия не имею откуда вообще взялся этот самый ряд Тейлора, почему мы можем в него что-то раскладывать и все такое.

Это известное место. Здесь, на самом деле, ясности и не будет. В анализе действительной переменной, здесь "ссылка вперёд", и ясность наступает только в ТФКП - в теории функции комплексной переменной. Там рассказывается, что такое радиус сходимости ряда, какие ряды где сходятся, и станет ясно, почему в них можно раскладывать (и какие функции).

 Профиль  
                  
 
 Re: Ускорение математической подготовки к ШАД Яндекса
Сообщение09.03.2018, 17:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


03/06/08
2319
МО
Почему именно ТФКП?
Производная -> идея локального линейного приближения к функции (дифференциал) -> задача увеличения точности -> квадратичное приближение -> etc.
По моему, довольно ясная идеология.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ускорение математической подготовки к ШАД Яндекса
Сообщение09.03.2018, 18:47 
Заслуженный участник


18/01/15
3224
Munin в сообщении #1296183 писал(а):
Это известное место. Здесь, на самом деле, ясности и не будет. В анализе действительной переменной, здесь "ссылка вперёд", и ясность наступает только в ТФКП - в теории функции комплексной переменной. Там рассказывается, что такое радиус сходимости ряда, какие ряды где сходятся, и станет ясно, почему в них можно раскладывать (и какие функции).

Не так страшен черт, то бишь ряд Тейлора, как его малюют. БОльшая часть учения о рядах Тейлора входит в обычный матан. Но полная ясность действительно наступает только в ТФКП. Однако до таких продвинутых аспектов ТС пока как до Луны (и он очевидно не их имел в виду). И вспомним, что степенные ряды появились до ТФКП лет за 150--200.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ускорение математической подготовки к ШАД Яндекса
Сообщение09.03.2018, 19:40 
Аватара пользователя


14/12/17
1516
деревня Инет-Кельмында
vpb в сообщении #1296231 писал(а):
Однако до таких продвинутых аспектов ТС пока как до Луны


Cтрого и очень-очень понятно этот путь (до Луны) проложен здесь: Гурвиц А. Теория аналитических и эллиптических функций https://www.twirpx.com/file/805810/
всего-ничего первые ~100 страниц, они лёгкие. Начинаются с определения комплексного числа, т.е. предполагается знание каких-то начальных определений и теорем из вещественного анализа, и ничего больше. Школьнику вполне по силам.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ускорение математической подготовки к ШАД Яндекса
Сообщение12.03.2018, 12:02 


21/02/16
483
Munin в сообщении #1296183 писал(а):
Это известное место. Здесь, на самом деле, ясности и не будет. В анализе действительной переменной, здесь "ссылка вперёд", и ясность наступает только в ТФКП - в теории функции комплексной переменной. Там рассказывается, что такое радиус сходимости ряда, какие ряды где сходятся, и станет ясно, почему в них можно раскладывать (и какие функции).
Сноска с таким объяснением в учебнике меня бы устроила. Но я сейчас впервые от Вас это услышал.

-- 12.03.2018, 12:08 --

Над сходимостью ряда квадратов еще думаю, пока ничего хорошего не придумал. Специально не подглядываю в признаки сходимости рядов в учебники, пытаюсь решить без всей этой теории.
Зельдовича тоже продолжаю читать, сейчас читаю про определенный интеграл. Книга очень нравится. Несмотря на то, что в целом читаю известные мне вещи, там полно полезных для меня деталей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ускорение математической подготовки к ШАД Яндекса
Сообщение12.03.2018, 12:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Такие вещи частенько не пишут в учебниках, а передают изустно на лекциях и семинарах как комментарий к материалу.

Кроме того, обратите внимание на ценные замечания пианист, vpb, eugensk.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ускорение математической подготовки к ШАД Яндекса
Сообщение12.03.2018, 17:30 


21/02/16
483
vpb в сообщении #1295973 писал(а):
Позже, тоже в школе еще, читал Фихтенгольца, достаточно основательно (правда, понятия об основательности чтения у меня тогда были совсем не те, что сейчас...).
Интересный кстати вопрос - как читать (математические книги) основательно, в Вашем понимании?

 Профиль  
                  
 
 Re: Ускорение математической подготовки к ШАД Яндекса
Сообщение12.03.2018, 18:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Хоть вопрос задан и не мне.
Физико-математическая книга прочтена основательно, если вы можете воспроизвести доказательство (хотя бы основную идею), если вы можете повторить выкладки - и уж если в книге какие-то выкладки опущены, вы их проделали сами - и если вы проделали упражнения в тексте, и можете решать другие задачи по этому тексту.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ускорение математической подготовки к ШАД Яндекса
Сообщение13.03.2018, 12:58 
Заслуженный участник


18/01/15
3224
irod в сообщении #1296932 писал(а):
Над сходимостью ряда квадратов еще думаю, пока ничего хорошего не придумал. Специально не подглядываю в признаки сходимости рядов в учебники, пытаюсь решить без всей этой теории

Ну и правильно, что не подглядываете. Там простое рассуждение. Сделаю небольшую подсказку: рассуждение похоже на таковое для гармонического ряда, но несколько другое.
irod в сообщении #1296932 писал(а):
Зельдовича тоже продолжаю читать, сейчас читаю про определенный интеграл. Книга очень нравится. Несмотря на то, что в целом читаю известные мне вещи, там полно полезных для меня деталей

Хорошо, продолжайте.
irod в сообщении #1297000 писал(а):
Интересный кстати вопрос - как читать (математические книги) основательно, в Вашем понимании?
Примерно так, как писал Munin. В общих словах: основательно --- значит, не кое-как, не поверхностно. Но это не значит, вообще говоря, всё полностью и сверхтщательно. В целом, это читающий сам для себя интуитивно решает, достаточно он уже поработал с книжкой (или с каким-то определенным местом в книжке), или нет. Изучение книжек --- это, вообще говоря, процесс достаточно фрактально-хаотический. С год назад в разделе "Вопросы преподавания" была тема «Маленькие личные методические открытия», вот я там кое-что написал о том, как правильно читать книжки (правда, не все мысли, которые были, дописал). Можете почитать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ускорение математической подготовки к ШАД Яндекса
Сообщение13.03.2018, 13:23 
Аватара пользователя


14/12/17
1516
деревня Инет-Кельмында
vpb в сообщении #1297135 писал(а):
Изучение книжек --- это, вообще говоря, процесс достаточно фрактально-хаотический


Не знаю, может лучше всегда заканчивать начатые книги? Когда полполки "в разработке", лично у меня возникает чувство смятения. Но это может только у меня.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ускорение математической подготовки к ШАД Яндекса
Сообщение13.03.2018, 13:31 
Заслуженный участник


18/01/15
3224
eugensk в сообщении #1297139 писал(а):
Не знаю, может лучше всегда заканчивать начатые книги? Когда полполки "в разработке", лично у меня возникает чувство смятения. Но это может только у меня.

О, это сложный вопрос. Точно могу сказать одно: это не всегда лучше.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ускорение математической подготовки к ШАД Яндекса
Сообщение13.03.2018, 14:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
eugensk в сообщении #1297139 писал(а):
Не знаю, может лучше всегда заканчивать начатые книги?

В художественной книге в конце наступает развязка, и её стоит прочитать.

Книги научные, ну скажем, физико-математические учебники, построены иначе. Обычно цельностью и самостоятельной ценностью обладает глава или часть книги. То есть, вы что-то почерпнёте, даже если остановитесь после конца какой-то главы. Однако начать читать книгу в любом месте не получится: глава опирается на предыдущие главы (а иногда - и на предыдущие тома).

Большинство книг построено примерно так: около половины книги составляет последовательное построение какой-то "базовой темы", и эти несколько глав надо читать последовательно и вместе. Не дочитать эту часть - принесёт мало пользы, но если вы её дочитаете - то уже получите ценное знание. Дальше идёт несколько "развитий темы", независимых углублений в те или иные вопросы. Их можно читать вообще в разном порядке. И если какое-то вам не интересно - не читать.

"Большинство" не значит "подавляющее большинство". Встречаются книги и другой структуры. Скажу про два отклонения:
- Вся книга может быть посвящена какой-то цельной теме. "Развитий темы" нет. Такую книгу действительно стоит дочитать до конца. Но примеров таких книг очень мало, мне навскидку вспоминается только одна:
Спивак. Математический анализ на многообразиях.
вся посвящённая построению обобщённой теоремы Стокса.
- Наоборот, книга может быть почти лишена "базовой темы", а состоять из мало связанных (но всё-таки связанных) и (почти) независимых кусочков, дающих какой-то "инструментарий", "набор экскурсов" или перечисление каких-то малых тем, не заслуживающих каждая отдельной книги. Например, приближением к такому состоянию выглядят некоторые учебники аналитической геометрии. В таких книгах можно и заканчивать чтение почти в любом месте, и начинать почти в любом.

Кроме того, довольно много книг написано по учебным курсам, или построено для использования в качестве таковых, а значит, настроено на параллельное и очень быстрое использование первых же изложенных результатов - параллельными курсами. Отсюда возникает суетливость и непоследовательность изложения, какие-то темы "забегают вперёд", какие-то - даются в несколько приёмов: сначала "быстро и грязно", а потом уже "основательно и аккуратно". В таких книгах можно читать главы не совсем по порядку: что-то пропускать, что-то "читать пунктиром", что-то - в несколько проходов.

-- 13.03.2018 14:57:49 --

eugensk
Вы привели хорошую цитату. Жаль, что удалили.

Интересно то, что в отношении физмат-литературы бывают ценны оба упомянутых в ней подхода.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ускорение математической подготовки к ШАД Яндекса
Сообщение13.03.2018, 15:34 
Аватара пользователя


14/12/17
1516
деревня Инет-Кельмында
Munin Недолго вернуть
Гуревич НФ 19 писал(а):
Они были почти современниками с Аникеевым - Жером моложе на восемь лет. Оба жадные читатели, но какая разница в чтении! Для Аникеева книга - светоч жизни, книга - отрада, книга - родник в пустыне. Он пьет знания восторженно и благоговейно, ищет книги, бережет, перечитывает по многу раз, обдумывает каждую строчку. Для Аникеева книга - драгоценный оазис в пыльной пустыне жизни. Жером живет в иных условиях. Он библиотекарь в университете. Вокруг море книг, и главное - не захлебнуться, не наглотаться воды. И Жером умеет плавать в море, умеет дегустировать книгу, не читая, выловить суть, даже понять, что читать не стоит.
Не жаждущий, а гурман.


(Оффтоп)

Эта книга была у меня в детстве, запомнилась именно этой цитатой. Забавно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ускорение математической подготовки к ШАД Яндекса
Сообщение15.03.2018, 12:12 


21/02/16
483
На днях я уезжаю на пару недель, у меня не будет возможности заниматься математикой и даже не будет доступа к интернету. Хочу написать накопившиеся мысли напоследок.

Про ряд обратных квадратов. У меня не получается его решить, и наверное до моего отъезда уже не получится. Жалко, мне кажется это несложная задача, и будь больше времени, я бы в конце концов решил ее, я уверен.

Про Зельдовича.
vpb в сообщении #1297135 писал(а):
Хорошо, продолжайте.
Продолжаю, надеюсь получится в ближайшие дни до отъезда добить часть II. Есть небольшие трудности, например я пока не понимаю как нарисовать график производной по данному графику функции.
Кстати, мне очень понравились вот эти рассуждения (и очень обидно, что я сам не догадался):
vpb в сообщении #1295865 писал(а):
6) Про площадь круга такое рассуждение. Разрежем круг на тонкие концентрические кольца. Понятно, что площадь кольца --- это примерно его длина (длина окружности) на толщину. Разрежем все кольца, распрямим, сложим стопочкой друг на друга, и выровняем по краю. Получится прямоугольный треугольник, у которого одна сторона (основание) $2\pi r$, а второй катет (высота) $r$. Отсюда площадь сами понимаете какая.

Про шар. Режем его тонкими горизонтальными слоями одинаковой толщины, считаем площадь каждого слоя, умножаем на толщину, суммируем. Получается, что надо вычислить, примерно, сумму $\sum_{k=1}^{k=N} (N^2-k^2)$ при больших $N$ (как сумму считают, знаете?). Умножаем на соответствующий коэффициент, переходим к пределу. Получаем что надо. Потом для нахождения площади сферы рассматриваем тонкий шаровой слой, находим его объем,
делим на толщину, опять к пределу переходим.
Я чувствую, что именно этого мне не хватает - понимания как применять пределы, производные и интегралы к решению подобных задач. Кажется, Зельдович как раз про это.
irod в сообщении #1297000 писал(а):
Интересный кстати вопрос - как читать (математические книги) основательно, в Вашем понимании?
Munin в сообщении #1297010 писал(а):
Хоть вопрос задан и не мне.
Физико-математическая книга прочтена основательно, если вы можете воспроизвести доказательство (хотя бы основную идею), если вы можете повторить выкладки - и уж если в книге какие-то выкладки опущены, вы их проделали сами - и если вы проделали упражнения в тексте, и можете решать другие задачи по этому тексту.
vpb в сообщении #1297135 писал(а):
Примерно так, как писал Munin.
Это совпадает с моими собственными мыслями. Именно так я и читаю (тут больше подходит слово "прорабатываю") Зельдовича сейчас.
vpb в сообщении #1297135 писал(а):
С год назад в разделе "Вопросы преподавания" была тема «Маленькие личные методические открытия», вот я там кое-что написал о том, как правильно читать книжки (правда, не все мысли, которые были, дописал). Можете почитать.
Я уже читал ту тему, внимательно и с большим интересом.

Про ряд Тейлора.
Munin в сообщении #1296934 писал(а):
Кроме того, обратите внимание на ценные замечания пианист, vpb, eugensk.
Я конечно же обратил. Но не очень хочется бросаться читать разные предложенные книги ради одной этой темы - ряда Тейлора. Хочется соблюсти системность и двигаться последовательно. Если уж под конец останутся вопросы, то буду прорабатывать каждый отдельно. Мне кажется в моем случае это верный подход, как считаете?

-- 15.03.2018, 13:09 --

Напишу сейчас свои попытки с рядом обратных квадратов в это сообщение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ускорение математической подготовки к ШАД Яндекса
Сообщение15.03.2018, 13:15 


21/02/16
483
Пробовал вычислить абсолютную разность между соседними членами:
$$
\lim\limits_{k\to\infty}\left|\frac{1}{k^2}-\frac{1}{(k+1)^2}\right|=\lim\limits_{k\to\infty}\frac{2k+1}{k^4+2k^3+k^2}=\lim\limits_{k\to\infty}\frac{\frac{2}{k^3}+\frac{1}{k^4}}{1+\frac{2}{k}+\frac{1}{k^2}}=\frac{0}{1}=0.
$$
Вроде бы, ага, вот оно, но у предыдущего - расходящегося - ряда та же история:
$$
\lim\limits_{k\to\infty}\left|\frac{1}{k}-\frac{1}{k+1}\right|=\lim\limits_{k\to\infty}\frac{k}{k^2+k}=\lim\limits_{k\to\infty}\frac{\frac{1}{k}}{1+\frac{1}{k}}=0.
$$

-- 15.03.2018, 13:20 --

Пробовал вычислить предел отношения соседних членов $\frac{(k+1)^2}{k^2}$, он равен единице. Ну отлично, очень полезное знание..
Пробовал сравнивать с убывающими геометрическими прогрессиями, например с $1+\frac{1}{2}+\frac{1}{2^2}+\ldots+\frac{1}{2^k}+\ldots$, но подобные прогрессии всегда оказывались меньше нашего ряда, ведь $\frac{1}{k^2}>\frac{1}{2^k}$. С рядом обратных факториалов, который есть число $e$ - аналогично, $k!$ растет сильно быстрее, чем $k^2$.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 282 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 19  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group