2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 ... 54  След.
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение25.07.2016, 16:18 


20/03/08
421
Минск
commator в сообщении #1139807 писал(а):
Свободный Художник в сообщении #1139756 писал(а):
Поясните, пожалуйста, связано ли Ваше понимание моделирования с "математическим моделированием", например, в смысле Яглома: http://www.px-pict.com/9/6/6/5.html
Связано или нет ― не знаю.

Очевидно, связано. Раз Вы апеллируете в своих построениях к арифметике и алгебре:
commator в сообщении #986085 писал(а):
Сонантометрия описывает алгебраически системы ЧИПp (чистая интонация предела p или p-limit Just Intonation, где p — любое желаемое простое число) и наиболее близкими по дизайну ей оказались формулы Оголевца. По смыслу же ближе формулы Римана, но ни Риман ни Оголевец не заметили связи своих формул с тональными функциями, а эта связь, между тем, оказывается главной причиной существования возможности представления систем ЧИ как арифметическими, так и алгебраическими конструкциями, поскольку формирует её почему-то основная теорема арифметики, что и отображают в полной мере формулы сонантометрии.

Дальнейшее моделирование универсума рациональных музыкальных интервалов может быть связано с использованием операции медианты, которую Вы тоже очень любите. В духе параграфа 7 из книги В. О. Бугаенко:
http://www.px-pict.com/7/4/4/2/6/7.html
Я проиллюстрировал некоторые относящиеся сюда построения на примере муз. интервала понижающей квинты:
http://www.px-pict.com/preprints/grundlagen/13.html

-- Пн июл 25, 2016 17:32:48 --

Этими построениями я хочу подобраться к Теореме 10, сформулированной у Б. А. Венкова:
http://www.px-pict.com/7/4/1/2/18/2/7.html
--------------------------
P.S. Архит ныне номинирован как "математический король":
Huffman C. A. Archytas of Tarentum: pythagorean, philosopher and mathematician king. — Cambridge UP, 2004.
http://philpapers.org/rec/HUFAOT
Свободный Художник в сообщении #1139756 писал(а):
Ведь, в принципе, можно же, наверное, считать, что "теоретическая математика" и создавалась в значительной степени как некая "моделирующая среда" для теоретико-музыкальных конструкций. Если это так, то, наверное, можно считать допустимой взаимо-замену соответствующих терминов, которую, допускал, например, Архит:
http://www.px-pict.com/7/3/1/9/2/2.html
За что его упрекал Б. Л. ван дер Варден: "... доказаны три чисто теоретико-числовые предложения, но говорится не о числовых отношениях, а о музыкальных интервалах".

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение25.07.2016, 17:27 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1140063 писал(а):
связано с использованием операции медианты, которую Вы тоже очень любите
А как её не любить, если она в музыкальной теории утвердилась в качестве важнейшей после доминанты тональной функции. Здесь надо отметить, что музыкальная медианта несколько отличается от арифметической, т.к. делит только квинту; но и делящая октаву доминанта соответствует арифметической медианте, только другой, как соответствует ещё одной арифметической медианте музыкальная двойная доминанта, делящая терцию...

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение26.07.2016, 15:20 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1138617 писал(а):
Получается, что логарифмическая зависимость является, в первую очередь, следствием идеи непрерывности.
Из основной теоремы арифметики

$n = p_1^{n_1}~\cdot~p_2^{n_2}~\cdot~$ \dots$~\cdot~p_k^{n_k}$

следует, что логарифмическая зависимость нагло угнетает каждую дискретность. И где тут идея непрерывности?

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение27.07.2016, 13:58 


20/03/08
421
Минск
Попробуйте сформулировать основную теорему арифметики для системы положительных рациональных чисел, как это делает, например, Д. Райт:
http://www.px-pict.com/9/6/8/2/1/1/1/1/11.html
(пункт "Unique Factorization of Positive Rational Numbers" на указанной странице).
Обратите еще внимание, что Р. Дедекинд:
http://www.px-pict.com/9/6/4/7/1/3.html
так же как и комментирующий его И. В. Арнольд:
http://www.px-pict.com/7/4/1/2/7/6.html
в своих рассуждениях о непрерывности стартуют с системы рациональных чисел:
"Имеется в распоряжении в той или иной мере отчетливо построенная и не вызывающая сомнений теория рациональных чисел".
И. наконец, обратите внимание и на то, что линейный порядок на множестве положительных рациональных чисел может быть определен при помощи операторов $V$ и $H$:
http://www.px-pict.com/9/6/8/2/1/2.html

-- Ср июл 27, 2016 15:30:36 --

commator в сообщении #986085 писал(а):
Сонантометрия описывает алгебраически системы ЧИПp (чистая интонация предела p или p-limit Just Intonation, где p — любое желаемое простое число) и наиболее близкими по дизайну ей оказались формулы Оголевца. По смыслу же ближе формулы Римана, но ни Риман ни Оголевец не заметили связи своих формул с тональными функциями, а эта связь, между тем, оказывается главной причиной существования возможности представления систем ЧИ как арифметическими, так и алгебраическими конструкциями, поскольку формирует её почему-то основная теорема арифметики, что и отображают в полной мере формулы сонантометрии.

Если Вы уж так "запали" на "основную теорему арифметики", то Вам, наверное, следовало бы выяснить, почему она оказалась такой важной в арифметике. И почему в тех случаях, когда она нарушалась, Куммер вводил "идеальные элементы" для ее спасения:
http://www.px-pict.com/9/6/5/5/1/03/4/2.html
http://www.px-pict.com/7/4/1/2/19/5/1.html
Примеры квадратичных полей, где нарушается "основная теорема арифметики", приведены, например, у Харди и Райта:
http://www.px-pict.com/7/4/1/2/14/14/6.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение27.07.2016, 17:25 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1140411 писал(а):
Р. Дедекинд: http://www.px-pict.com/9/6/4/7/1/3.html
так же как и комментирующий его И. В. Арнольд: http://www.px-pict.com/7/4/1/2/7/6.html
в своих рассуждениях о непрерывности стартуют с системы рациональных чисел
Вот-вот.

Каким же образом
Свободный Художник в сообщении #1138617 писал(а):
логарифмическая зависимость является, в первую очередь, следствием идеи непрерывности
если в натуральных числах даже начинать рассуждения о непрерывности ещё рано, а логарифмическая зависимость там уже воцарилась?

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение28.07.2016, 09:17 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
commator в сообщении #1139807 писал(а):
не поддающаяся однозначному нотированию темперированная высота $
\def\-#1{\lefteqn{$--$}#1}
\-t pitch{:}\frac{1}{2}\mbox{T}[2^{(1/2)}/1]\o
$, вполне однозначно сонантометрируется как $
{:}\frac{1}{2}\mbox{T}\o
$ и этот сонант взаимно однозначно соответствует числу $\frac{2^\frac{1}{2}}{1}$, а оно, будучи иррациональным, построено только из рациональных, между прочим.
Объединение множества рациональных чисел и множества иррациональных не прибавляет мне уверенности, что идея
Свободный Художник в сообщении #1140411 писал(а):
непрерывности
правдоподобна.

Да, иррациональные числа, невозможные среди рациональных, существуют, но они столь же дискретны, как рациональные, кроме которых и всё тех же простых нет ничего другого в устройстве любого иррационального вида:

$i = p_1^{q_1}~\cdot~p_2^{q_2}~\cdot~$ \dots$~\cdot~p_k^{q_k}$

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение28.07.2016, 22:11 


20/03/08
421
Минск
commator в сообщении #1140451 писал(а):
Каким же образом
Свободный Художник в сообщении #1138617 писал(а):
логарифмическая зависимость является, в первую очередь, следствием идеи непрерывности
если в натуральных числах даже начинать рассуждения о непрерывности ещё рано, а логарифмическая зависимость там уже воцарилась?

Это иллюзия: "... при отыскании значений функции $\log x$ даже для рациональных $x$ обычно приходят к иррациональным числам":
http://www.px-pict.com/9/6/4/7/7/01.html
Поэтому, все же:
Свободный Художник в сообщении #1138617 писал(а):
Получается, что логарифмическая зависимость является, в первую очередь, следствием идеи непрерывности. Поскольку даже при первоначальном развитии этой идеи, связаной с корнем из двух, естественным образом появляется красивое семейство гипербол и ассоциированные с ним гиперболические повороты (как описано, например, у Бугаенко):
http://www.px-pict.com/7/4/4/2/6/11.html
А там недалеко уже и до логарифмической зависимости.


-- Чт июл 28, 2016 23:22:12 --

Возможно, что Вы больше поверите словам Б. Н. Делоне: "Уже самые первые крупные арифметики, которые пытались решать боле глубокие вопросы теории целых чисел, начали убеждаться в том, что часто для их решения надо так или иначе привлекать некоторые вспомогательные, так называемые алгебраические, иррациональности":
http://www.px-pict.com/9/6/5/5/1/03/4.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение28.07.2016, 22:57 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1140686 писал(а):
Это иллюзия: "... при отыскании значений функции $\log x$ даже для рациональных $x$ обычно приходят к иррациональным числам": http://www.px-pict.com/9/6/4/7/7/01.html
К иррациональным числам обычно либо не приходят, либо приходят. Например:

$
3^2=9\to\log_3(9)=2;
$
$
3^\frac{1}{2}=\sqrt{3}\to\log_3(\sqrt{3})=\frac{1}{2}.
$

Иллюзии нет, непрерывности нет, а логарифмическая зависимость есть.

Не получается,
Свободный Художник в сообщении #1138617 писал(а):
что логарифмическая зависимость является, в первую очередь, следствием идеи непрерывности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение29.07.2016, 22:44 


20/03/08
421
Минск
Я говорю в первую очередь на основании собственного опыта. Когда при создании некоей процедуры для вычисления логарифмической зависимости, вдруг неожиданно в качестве бонуса "выскочило" параллельное вычисление корня квадратного из $x$. Позже, размышляя над этим феноменом, я понял, насколько это было там закономерно. В конце концов, эти мои размышления и вылились в высказанную здесь сентенцию:
Свободный Художник в сообщении #1138617 писал(а):
Дедекинд в своей культовой книге "Непрерывность и иррациональные числа", по-видимому, отдавал дань традиции, когда приводил типичный пример: Если нанести такую длину от точки $o$" на прямую, то получим конечную точку, которой не сответствует никакое рациональное число:
http://www.px-pict.com/9/6/4/7/1/3.html
Получается, что логарифмическая зависимость является, в первую очередь, следствием идеи непрерывности. Поскольку даже при первоначальном развитии этой идеи, связаной с корнем из двух, естественным образом появляется красивое семейство гипербол и ассоциированные с ним гиперболические повороты (как описано, например, у Бугаенко):
http://www.px-pict.com/7/4/4/2/6/11.html
А там недалеко уже и до логарифмической зависимости.
Свободный Художник в сообщении #1125263 писал(а):
Мне кажется крайне порочной идея о том, что появление логарифмической зависимости в арифметике должно обосновываться при помощи такого "новостроя", как закон Вебера-Фехнера и основанной на нем психоакустики. Мой собственный опыт подсказывает, что гиперболические функции здесь более уместны:
http://www.px-pict.com/9/5/2/3/2/3/2/4/27.html
В свое время мне хватило двух страничек из справочника Корнов, чтобы придумать свою процедуру:
http://www.px-pict.com/9/5/2/3/2/2/1/5.html
На этих страничках из справочника Корнов излагалась аналогия между круговой и гиперболической тригонометриями.



-- Пт июл 29, 2016 23:51:00 --

Дополнительные подтверждения ей Вы можете найти у Радемахера - Теплица:
... Если подобный отрывок из утерянного учебника или лекции вообще дошел до нас, то произошло это, надо думать, потому, что мы имеем здесь дело не со случайным высказыванием, а с тезисом, который был знаменит в свое время, так как почитался оригинальным и возбуждал большие споры; в те времена человечество, по-видимому, впервые столкнулось с великой проблемой непрерывности.
http://www.px-pict.com/7/3/1/10/2.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение30.07.2016, 01:11 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1140903 писал(а):
Я говорю в первую очередь на основании собственного опыта.
И я возражаю на таком же основании.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение30.07.2016, 09:58 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1125263 писал(а):
Мне кажется крайне порочной идея о том, что появление логарифмической зависимости в арифметике должно обосновываться при помощи такого "новостроя", как закон Вебера-Фехнера
Не могли бы Вы напомнить как упомянутая идея была высказана?

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение31.07.2016, 22:27 


20/03/08
421
Минск
Кажется, что как-то так:
Свободный Художник в сообщении #1048870 писал(а):
commator в сообщении #1047892 писал(а):
Не забывайте: музыка существует не в области рациональных чисел, а там, где возникают их логарифмические (в первом приближении) отображения и где нельзя что-то толковое наспех оценить циркулями да линейками.

Вот я и писал Вам (в первом приближении) про логарифмические отображения:
Логарифм -- это изоморфизм.
http://www.forumklassika.ru/showthread. ... 38&page=10

А изоморфизм означает (в первом приближении), что нет разницы.

Свободный Художник в сообщении #1124423 писал(а):
Знаете, что есть общего у Вас, Оголевца и Римана?
Признание важности логарифмической зависимости в муз. теории. У Оголевца:
http://www.px-pict.com/7/3/2/4/2/2.html
У Римана:
http://www.px-pict.com/7/3/2/5/5/1/2/3.html
Я же буду продолжать настаивать на том, что основное свойство логарифмической зависимости заключется в том, что она есть некоторый изоморфизм. Оттого и упоминаемые Вами пространства стимулов и ощущений в моем представлении изоморфны.
Гляньте в замечательную научно-популярную книгу:
И. Б. АБЕЛЬСОН
РОЖДЕНИЕ ЛОГАРИФМОВ
огиз • гостехиздат • 1948.
http://www.oldskola.narod.ru/RozLog/rozlog00.htm
Вас не тревожит отсутствие в ней упоминания о законе Вебера-Фехнера?


-- Вс июл 31, 2016 23:50:45 --

Ведь Вам же вручили в Англии статью Флетчера:
http://www.px-pict.com/7/4/4/2/5/1/0.html
именно как релевантную для занятий в области Just Intonation. Фигурирующая там в качестве основной модели плоская квадратная целочисленная решетка точек как раз и представляет собой очень гармоничное сочетание рационального и иррационального, дискретного и непрерывного, как об этом пишет Клейн:
http://www.px-pict.com/7/4/4/2/1/2.html
Осталось только легализовать на ней дополнительно присутствие нужной гиперболы, как это сделано у Делоне:
http://www.px-pict.com/9/6/5/5/1/03/4/5.html
и естественным образом приходим к логарифмической зависимости.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение31.07.2016, 23:29 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1141213 писал(а):
Кажется, что как-то так:
Кажется, что я ничего тогда не заявил о следовании логарифмической зависимости из закона Вебера-Фехнера...

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение01.08.2016, 22:30 


20/03/08
421
Минск
Очень хорошо. Но тогда мы, быть может, согласуем наши позиции и по поводу изоморфизма? Я собрал для Вас представительную подборку мнений, что логарифм -- это, все-таки, изоморфизм:
http://www.px-pict.com/9/5/3/3/2/4.html
commator в сообщении #1048937 писал(а):
Свободный Художник в сообщении #1048870 писал(а):
Вот я и писал Вам (в первом приближении) про логарифмические отображения:
Логарифм -- это изоморфизм.
http://www.forumklassika.ru/showthread. ... 38&page=10
А изоморфизм означает (в первом приближении), что нет разницы.
Знаете почему разницы нету там, где она таки есть? Потому что в области восприятия через логарифмы слипается то, что в области чисел никак нельзя склеить. В каком-то приближении изоморфизм практически не воспринимается, хотя он и не пропадает теоретически.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение02.08.2016, 12:13 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1141505 писал(а):
согласуем наши позиции и по поводу изоморфизма?
Ну вот, хороший фрагмент из Вашей подборки:

Изображение

Математически — изоморфизм, не возражаю.

Психоакустически — возражаю, не изоморфизм:
commator в сообщении #1048937 писал(а):
Потому что в области восприятия через логарифмы слипается то, что в области чисел никак нельзя склеить. В каком-то приближении изоморфизм практически не воспринимается, хотя он и не пропадает теоретически.
Маклаков 2013 писал(а):
Наивысший порог различения [высот] наблюдается у музыкантов и настройщиков музыкальных инструментов.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 810 ]  На страницу Пред.  1 ... 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 ... 54  След.

Модераторы: Jnrty, Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group