Царлино тоже зачем-то это делал. Причем очень настойчиво порождал "иррациональные струны" (звуки)
Не знаю зачем порождал. Может быть для того, чтобы потом взвешенно и решительно от них отказаться в пользу рациональных?
Давайте уцепимся за словосочетание "математическое мышление" в цитированном выше пассаже из П. П. Гайденко:
Исторически с корня из двух вся каша и заварилась. П. П. Гайденко:
Открытие несоизмеримости. Трудно установить, кем и когда была открыта несоизмеримость, но это открытие сыграло важную роль в становлении математики как теоретической науки, ибо вызвало целый переворот в математическом мышлении и заставило пересмотреть многие из представлений, которые вначале казались само собой разумеющимися. Стимулирующее влияние такого рода открытий на развитие науки отмечали и Платон, и Аристотель. Последний в этой связи писал: “Ибо вследствие удивления люди и теперь, и впервые начали философствовать, причем вначале они испытали изумление по поводу тех затруднительных вещей, которые были непосредственно перед ними, а затем продвинулись на этом пути дальше и осознали трудности в более крупных вопросах, например, относительно изменений луны и тех, которые касаются Солнца и звезд, а также относительно возникновения мира … Все начинают с изумления, обстоит ли дело именно так: как недоумевают, например, про загадочные самодвижущиеся игрушки, или, сходным образом, в отношении солнцеворотов, или несоизмеримости диагонали; ибо у всех, кто еще не рассмотрел причину, вызывает удивление, если чего-нибудь нельзя измерить самою малою мерою” (Метафизика, I, 2, 982 в 10 – 983 а 23).
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки.
(Становление и развитие первых научных программ)
М.: Наука, 1980, сс. 49 – 50.
То есть введение корня из двух вызвало переворот в математическом мышлении. Оно стало другим. Не таким, как было. Поднялось на новую, более высокую ступень.
Теперь, давайте согласимся, что существует также и музыкальное мышление. И оно также может эволюционировать и даже революционировать. Во времена, когда корень квадратный возникал как таковой, оба вида мышления шли рука об руку рядом, о чем свидетельствует, в частности, продолжение вышеупомянутого пассажа из П. П. Гайденко. В этом продолжении она пишет:
Можно допустить, что пифагорейцы обнаружили несоизмеримость при попытке либо арифметически определить такую дробь, квадрат которой равен 2 (т. е. арифметически вычислить сторону квадрата, площадь которого равна 2), либо геометрически при отыскании общей меры стороны и диагонали квадрата; либо, наконец, в теории музыки, пытаясь разделить октаву пополам, т. е. найти среднее геометрическое между 1 и 2.О Виллартовской революции в музыкальном мышлении (Царлино был прилежным учеником Вилларта) писал Уибберли в своей статье:
"В некотором Пифагорейском контексте, где все (целые) тона имеют одну и ту же общую величину (равно как и все диатонические полутона), Гвидонова Рука обеспечивает некий простой метод музыкального мышления; но в синтонических рамках, где интервальная структура является более сложной, гексахордовая теория оказывается не в состоянии обеспечить правильную техническую основу."http://www.px-pict.com/7/3/2/3/13/2/1/3/1/1.html(пункт [23] на указанной странице)