2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу Пред.  1 ... 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 ... 54  След.
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение25.07.2016, 16:18 
commator в сообщении #1139807 писал(а):
Свободный Художник в сообщении #1139756 писал(а):
Поясните, пожалуйста, связано ли Ваше понимание моделирования с "математическим моделированием", например, в смысле Яглома: http://www.px-pict.com/9/6/6/5.html
Связано или нет ― не знаю.

Очевидно, связано. Раз Вы апеллируете в своих построениях к арифметике и алгебре:
commator в сообщении #986085 писал(а):
Сонантометрия описывает алгебраически системы ЧИПp (чистая интонация предела p или p-limit Just Intonation, где p — любое желаемое простое число) и наиболее близкими по дизайну ей оказались формулы Оголевца. По смыслу же ближе формулы Римана, но ни Риман ни Оголевец не заметили связи своих формул с тональными функциями, а эта связь, между тем, оказывается главной причиной существования возможности представления систем ЧИ как арифметическими, так и алгебраическими конструкциями, поскольку формирует её почему-то основная теорема арифметики, что и отображают в полной мере формулы сонантометрии.

Дальнейшее моделирование универсума рациональных музыкальных интервалов может быть связано с использованием операции медианты, которую Вы тоже очень любите. В духе параграфа 7 из книги В. О. Бугаенко:
http://www.px-pict.com/7/4/4/2/6/7.html
Я проиллюстрировал некоторые относящиеся сюда построения на примере муз. интервала понижающей квинты:
http://www.px-pict.com/preprints/grundlagen/13.html

-- Пн июл 25, 2016 17:32:48 --

Этими построениями я хочу подобраться к Теореме 10, сформулированной у Б. А. Венкова:
http://www.px-pict.com/7/4/1/2/18/2/7.html
--------------------------
P.S. Архит ныне номинирован как "математический король":
Huffman C. A. Archytas of Tarentum: pythagorean, philosopher and mathematician king. — Cambridge UP, 2004.
http://philpapers.org/rec/HUFAOT
Свободный Художник в сообщении #1139756 писал(а):
Ведь, в принципе, можно же, наверное, считать, что "теоретическая математика" и создавалась в значительной степени как некая "моделирующая среда" для теоретико-музыкальных конструкций. Если это так, то, наверное, можно считать допустимой взаимо-замену соответствующих терминов, которую, допускал, например, Архит:
http://www.px-pict.com/7/3/1/9/2/2.html
За что его упрекал Б. Л. ван дер Варден: "... доказаны три чисто теоретико-числовые предложения, но говорится не о числовых отношениях, а о музыкальных интервалах".

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение25.07.2016, 17:27 
Свободный Художник в сообщении #1140063 писал(а):
связано с использованием операции медианты, которую Вы тоже очень любите
А как её не любить, если она в музыкальной теории утвердилась в качестве важнейшей после доминанты тональной функции. Здесь надо отметить, что музыкальная медианта несколько отличается от арифметической, т.к. делит только квинту; но и делящая октаву доминанта соответствует арифметической медианте, только другой, как соответствует ещё одной арифметической медианте музыкальная двойная доминанта, делящая терцию...

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение26.07.2016, 15:20 
Свободный Художник в сообщении #1138617 писал(а):
Получается, что логарифмическая зависимость является, в первую очередь, следствием идеи непрерывности.
Из основной теоремы арифметики

$n = p_1^{n_1}~\cdot~p_2^{n_2}~\cdot~$ \dots$~\cdot~p_k^{n_k}$

следует, что логарифмическая зависимость нагло угнетает каждую дискретность. И где тут идея непрерывности?

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение27.07.2016, 13:58 
Попробуйте сформулировать основную теорему арифметики для системы положительных рациональных чисел, как это делает, например, Д. Райт:
http://www.px-pict.com/9/6/8/2/1/1/1/1/11.html
(пункт "Unique Factorization of Positive Rational Numbers" на указанной странице).
Обратите еще внимание, что Р. Дедекинд:
http://www.px-pict.com/9/6/4/7/1/3.html
так же как и комментирующий его И. В. Арнольд:
http://www.px-pict.com/7/4/1/2/7/6.html
в своих рассуждениях о непрерывности стартуют с системы рациональных чисел:
"Имеется в распоряжении в той или иной мере отчетливо построенная и не вызывающая сомнений теория рациональных чисел".
И. наконец, обратите внимание и на то, что линейный порядок на множестве положительных рациональных чисел может быть определен при помощи операторов $V$ и $H$:
http://www.px-pict.com/9/6/8/2/1/2.html

-- Ср июл 27, 2016 15:30:36 --

commator в сообщении #986085 писал(а):
Сонантометрия описывает алгебраически системы ЧИПp (чистая интонация предела p или p-limit Just Intonation, где p — любое желаемое простое число) и наиболее близкими по дизайну ей оказались формулы Оголевца. По смыслу же ближе формулы Римана, но ни Риман ни Оголевец не заметили связи своих формул с тональными функциями, а эта связь, между тем, оказывается главной причиной существования возможности представления систем ЧИ как арифметическими, так и алгебраическими конструкциями, поскольку формирует её почему-то основная теорема арифметики, что и отображают в полной мере формулы сонантометрии.

Если Вы уж так "запали" на "основную теорему арифметики", то Вам, наверное, следовало бы выяснить, почему она оказалась такой важной в арифметике. И почему в тех случаях, когда она нарушалась, Куммер вводил "идеальные элементы" для ее спасения:
http://www.px-pict.com/9/6/5/5/1/03/4/2.html
http://www.px-pict.com/7/4/1/2/19/5/1.html
Примеры квадратичных полей, где нарушается "основная теорема арифметики", приведены, например, у Харди и Райта:
http://www.px-pict.com/7/4/1/2/14/14/6.html

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение27.07.2016, 17:25 
Свободный Художник в сообщении #1140411 писал(а):
Р. Дедекинд: http://www.px-pict.com/9/6/4/7/1/3.html
так же как и комментирующий его И. В. Арнольд: http://www.px-pict.com/7/4/1/2/7/6.html
в своих рассуждениях о непрерывности стартуют с системы рациональных чисел
Вот-вот.

Каким же образом
Свободный Художник в сообщении #1138617 писал(а):
логарифмическая зависимость является, в первую очередь, следствием идеи непрерывности
если в натуральных числах даже начинать рассуждения о непрерывности ещё рано, а логарифмическая зависимость там уже воцарилась?

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение28.07.2016, 09:17 
commator в сообщении #1139807 писал(а):
не поддающаяся однозначному нотированию темперированная высота $
\def\-#1{\lefteqn{$--$}#1}
\-t pitch{:}\frac{1}{2}\mbox{T}[2^{(1/2)}/1]\o
$, вполне однозначно сонантометрируется как $
{:}\frac{1}{2}\mbox{T}\o
$ и этот сонант взаимно однозначно соответствует числу $\frac{2^\frac{1}{2}}{1}$, а оно, будучи иррациональным, построено только из рациональных, между прочим.
Объединение множества рациональных чисел и множества иррациональных не прибавляет мне уверенности, что идея
Свободный Художник в сообщении #1140411 писал(а):
непрерывности
правдоподобна.

Да, иррациональные числа, невозможные среди рациональных, существуют, но они столь же дискретны, как рациональные, кроме которых и всё тех же простых нет ничего другого в устройстве любого иррационального вида:

$i = p_1^{q_1}~\cdot~p_2^{q_2}~\cdot~$ \dots$~\cdot~p_k^{q_k}$

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение28.07.2016, 22:11 
commator в сообщении #1140451 писал(а):
Каким же образом
Свободный Художник в сообщении #1138617 писал(а):
логарифмическая зависимость является, в первую очередь, следствием идеи непрерывности
если в натуральных числах даже начинать рассуждения о непрерывности ещё рано, а логарифмическая зависимость там уже воцарилась?

Это иллюзия: "... при отыскании значений функции $\log x$ даже для рациональных $x$ обычно приходят к иррациональным числам":
http://www.px-pict.com/9/6/4/7/7/01.html
Поэтому, все же:
Свободный Художник в сообщении #1138617 писал(а):
Получается, что логарифмическая зависимость является, в первую очередь, следствием идеи непрерывности. Поскольку даже при первоначальном развитии этой идеи, связаной с корнем из двух, естественным образом появляется красивое семейство гипербол и ассоциированные с ним гиперболические повороты (как описано, например, у Бугаенко):
http://www.px-pict.com/7/4/4/2/6/11.html
А там недалеко уже и до логарифмической зависимости.


-- Чт июл 28, 2016 23:22:12 --

Возможно, что Вы больше поверите словам Б. Н. Делоне: "Уже самые первые крупные арифметики, которые пытались решать боле глубокие вопросы теории целых чисел, начали убеждаться в том, что часто для их решения надо так или иначе привлекать некоторые вспомогательные, так называемые алгебраические, иррациональности":
http://www.px-pict.com/9/6/5/5/1/03/4.html

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение28.07.2016, 22:57 
Свободный Художник в сообщении #1140686 писал(а):
Это иллюзия: "... при отыскании значений функции $\log x$ даже для рациональных $x$ обычно приходят к иррациональным числам": http://www.px-pict.com/9/6/4/7/7/01.html
К иррациональным числам обычно либо не приходят, либо приходят. Например:

$
3^2=9\to\log_3(9)=2;
$
$
3^\frac{1}{2}=\sqrt{3}\to\log_3(\sqrt{3})=\frac{1}{2}.
$

Иллюзии нет, непрерывности нет, а логарифмическая зависимость есть.

Не получается,
Свободный Художник в сообщении #1138617 писал(а):
что логарифмическая зависимость является, в первую очередь, следствием идеи непрерывности.

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение29.07.2016, 22:44 
Я говорю в первую очередь на основании собственного опыта. Когда при создании некоей процедуры для вычисления логарифмической зависимости, вдруг неожиданно в качестве бонуса "выскочило" параллельное вычисление корня квадратного из $x$. Позже, размышляя над этим феноменом, я понял, насколько это было там закономерно. В конце концов, эти мои размышления и вылились в высказанную здесь сентенцию:
Свободный Художник в сообщении #1138617 писал(а):
Дедекинд в своей культовой книге "Непрерывность и иррациональные числа", по-видимому, отдавал дань традиции, когда приводил типичный пример: Если нанести такую длину от точки $o$" на прямую, то получим конечную точку, которой не сответствует никакое рациональное число:
http://www.px-pict.com/9/6/4/7/1/3.html
Получается, что логарифмическая зависимость является, в первую очередь, следствием идеи непрерывности. Поскольку даже при первоначальном развитии этой идеи, связаной с корнем из двух, естественным образом появляется красивое семейство гипербол и ассоциированные с ним гиперболические повороты (как описано, например, у Бугаенко):
http://www.px-pict.com/7/4/4/2/6/11.html
А там недалеко уже и до логарифмической зависимости.
Свободный Художник в сообщении #1125263 писал(а):
Мне кажется крайне порочной идея о том, что появление логарифмической зависимости в арифметике должно обосновываться при помощи такого "новостроя", как закон Вебера-Фехнера и основанной на нем психоакустики. Мой собственный опыт подсказывает, что гиперболические функции здесь более уместны:
http://www.px-pict.com/9/5/2/3/2/3/2/4/27.html
В свое время мне хватило двух страничек из справочника Корнов, чтобы придумать свою процедуру:
http://www.px-pict.com/9/5/2/3/2/2/1/5.html
На этих страничках из справочника Корнов излагалась аналогия между круговой и гиперболической тригонометриями.



-- Пт июл 29, 2016 23:51:00 --

Дополнительные подтверждения ей Вы можете найти у Радемахера - Теплица:
... Если подобный отрывок из утерянного учебника или лекции вообще дошел до нас, то произошло это, надо думать, потому, что мы имеем здесь дело не со случайным высказыванием, а с тезисом, который был знаменит в свое время, так как почитался оригинальным и возбуждал большие споры; в те времена человечество, по-видимому, впервые столкнулось с великой проблемой непрерывности.
http://www.px-pict.com/7/3/1/10/2.html

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение30.07.2016, 01:11 
Свободный Художник в сообщении #1140903 писал(а):
Я говорю в первую очередь на основании собственного опыта.
И я возражаю на таком же основании.

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение30.07.2016, 09:58 
Свободный Художник в сообщении #1125263 писал(а):
Мне кажется крайне порочной идея о том, что появление логарифмической зависимости в арифметике должно обосновываться при помощи такого "новостроя", как закон Вебера-Фехнера
Не могли бы Вы напомнить как упомянутая идея была высказана?

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение31.07.2016, 22:27 
Кажется, что как-то так:
Свободный Художник в сообщении #1048870 писал(а):
commator в сообщении #1047892 писал(а):
Не забывайте: музыка существует не в области рациональных чисел, а там, где возникают их логарифмические (в первом приближении) отображения и где нельзя что-то толковое наспех оценить циркулями да линейками.

Вот я и писал Вам (в первом приближении) про логарифмические отображения:
Логарифм -- это изоморфизм.
http://www.forumklassika.ru/showthread. ... 38&page=10

А изоморфизм означает (в первом приближении), что нет разницы.

Свободный Художник в сообщении #1124423 писал(а):
Знаете, что есть общего у Вас, Оголевца и Римана?
Признание важности логарифмической зависимости в муз. теории. У Оголевца:
http://www.px-pict.com/7/3/2/4/2/2.html
У Римана:
http://www.px-pict.com/7/3/2/5/5/1/2/3.html
Я же буду продолжать настаивать на том, что основное свойство логарифмической зависимости заключется в том, что она есть некоторый изоморфизм. Оттого и упоминаемые Вами пространства стимулов и ощущений в моем представлении изоморфны.
Гляньте в замечательную научно-популярную книгу:
И. Б. АБЕЛЬСОН
РОЖДЕНИЕ ЛОГАРИФМОВ
огиз • гостехиздат • 1948.
http://www.oldskola.narod.ru/RozLog/rozlog00.htm
Вас не тревожит отсутствие в ней упоминания о законе Вебера-Фехнера?


-- Вс июл 31, 2016 23:50:45 --

Ведь Вам же вручили в Англии статью Флетчера:
http://www.px-pict.com/7/4/4/2/5/1/0.html
именно как релевантную для занятий в области Just Intonation. Фигурирующая там в качестве основной модели плоская квадратная целочисленная решетка точек как раз и представляет собой очень гармоничное сочетание рационального и иррационального, дискретного и непрерывного, как об этом пишет Клейн:
http://www.px-pict.com/7/4/4/2/1/2.html
Осталось только легализовать на ней дополнительно присутствие нужной гиперболы, как это сделано у Делоне:
http://www.px-pict.com/9/6/5/5/1/03/4/5.html
и естественным образом приходим к логарифмической зависимости.

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение31.07.2016, 23:29 
Свободный Художник в сообщении #1141213 писал(а):
Кажется, что как-то так:
Кажется, что я ничего тогда не заявил о следовании логарифмической зависимости из закона Вебера-Фехнера...

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение01.08.2016, 22:30 
Очень хорошо. Но тогда мы, быть может, согласуем наши позиции и по поводу изоморфизма? Я собрал для Вас представительную подборку мнений, что логарифм -- это, все-таки, изоморфизм:
http://www.px-pict.com/9/5/3/3/2/4.html
commator в сообщении #1048937 писал(а):
Свободный Художник в сообщении #1048870 писал(а):
Вот я и писал Вам (в первом приближении) про логарифмические отображения:
Логарифм -- это изоморфизм.
http://www.forumklassika.ru/showthread. ... 38&page=10
А изоморфизм означает (в первом приближении), что нет разницы.
Знаете почему разницы нету там, где она таки есть? Потому что в области восприятия через логарифмы слипается то, что в области чисел никак нельзя склеить. В каком-то приближении изоморфизм практически не воспринимается, хотя он и не пропадает теоретически.

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение02.08.2016, 12:13 
Свободный Художник в сообщении #1141505 писал(а):
согласуем наши позиции и по поводу изоморфизма?
Ну вот, хороший фрагмент из Вашей подборки:

Изображение

Математически — изоморфизм, не возражаю.

Психоакустически — возражаю, не изоморфизм:
commator в сообщении #1048937 писал(а):
Потому что в области восприятия через логарифмы слипается то, что в области чисел никак нельзя склеить. В каком-то приближении изоморфизм практически не воспринимается, хотя он и не пропадает теоретически.
Маклаков 2013 писал(а):
Наивысший порог различения [высот] наблюдается у музыкантов и настройщиков музыкальных инструментов.

 
 
 [ Сообщений: 810 ]  На страницу Пред.  1 ... 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 ... 54  След.


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group