2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47 ... 54  След.
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение28.05.2016, 22:46 


20/03/08
421
Минск
commator в сообщении #1126390 писал(а):
Нужна не только теория обертонов, но и теория унтертонов...

В своей Третьей симфонии Альфред Шнитке (в интерпретации В. Н. Холоповой) пытался символически передать идею обертонально-унтертонального дуализма:
"Единый сложный тон произведения развернут и в виде двух симметрично уравновешенных тем, также глубоко символичных,— «обертоновой», с постепенным восхождением, и «унтертоновой», с нисхождением":
http://a-v-simakin.livejournal.com/8833.html
Цитированную там книгу В. Н. Холоповой о Шнитке можно взять здесь:
http://classic-online.ru/uploads/000_books/300/256.pdf
Мы пытались ранее это обсуждать в связи с теориями Оголевца и Римана:
http://www.forumklassika.ru/showthread. ... 74&page=33
(постинг номер 322 и далее)

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение29.05.2016, 08:26 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1126791 писал(а):
commator в сообщении #1126390 писал(а):
Нужна не только теория обертонов, но и теория унтертонов...
<...>
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=55174&page=33
(постинг номер 322 и далее)
Далее было моё утверждение, по сей день не встречающее опровержения:
commator писал(а):
vcirkov писал(а):
Нам объясняли, что в спектре обертонов нет унтертонов
Это ошибка, потому что для любого обертона основной тон спектра неизбежно окажется унтертоном.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение29.05.2016, 22:48 


20/03/08
421
Минск
А мне все же больше нравятся рассуждения Шнитке, рассматренные нами чуть раньше:
http://www.forumklassika.ru/showthread. ... 27&page=13
(постинг 122 и далее)
А.Г.Шнитке. Беседы, выступления, статьи. • часть 2 •
Опубл. в сб.: Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. - М., 1982. С. 104-107:
"... И я убедился, что, погружаясь в глубины обертонного спектра, вплоть до 32-го обертона и далее, слух проникает в бесконечный, но замкнутый мир, из магнетического поля которого нет выхода. Становится невозможной не только модуляция в другую тональность, но и невозможно взять второй основной тон, потому что, уловив первый и вслушиваясь в его обертоны, слух уже не может себе представить никакого другого тона. Он довольствуется первым тоном и микрокосмосом его обертонов; таким образом, второй тон становится ошибкой по отношению к первому".
Оголевец бы под этим подписался!
http://www.px-pict.com/7/3/2/4/9/51.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение29.05.2016, 23:06 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1127040 писал(а):
И я убедился, что, погружаясь в глубины обертонного спектра, вплоть до 32-го обертона и далее, слух проникает в бесконечный, но замкнутый мир, из магнетического поля которого нет выхода.
Пока не вижу для себя смысла отвлекаться на чтение этого сочинения, но если Вы его изучили, скажите, что-то про унтертоны там написано и если да, то что?

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение03.06.2016, 10:27 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
commator в сообщении #1127048 писал(а):
что-то про унтертоны там написано и если да, то что?
Если про унтертоны не сказано, ценность сочинения сравнима с ценностью теории множеств без операции пересечения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение04.06.2016, 08:43 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
commator в сообщении #1125304 писал(а):
svv в сообщении #1125257 писал(а):
обычная малая секунда, классический диссонанс. Этот интервал сложно сделать приятным для слуха. Мне кажется, Вы утверждаете, что там что-то более сложное. Это так?
Настойчиво прославляемая ув. Свободным Художником пифагорейская настройка, которая в файле присутствует и работает, хуже стандартной 12РДО, где малая секунда несколько шире и потому не так заметна на восьмушке в слабой доле. Если её сделать ещё шире (В ЧИП5 или ЧИ более высоких пределов), возможно и совсем незаметной будет, но надо пробовать.
Уточню, что речь о вертикальной неприятности малой секунды, поскольку горизонтальное употребление секунд, как малых, так и больших, всегда и везде рекомендовано в мелодиях именно из-за гарантированной приятности горизонтальных секундовых ходов.

Вертикальная неприятность возникает из-за биений одноаременно воздействующих и близких по частотам стимулов, которые попадают в пределы одной критической полосы слухового анализатора.

Избавиться от существующих внутри полосы биений нельзя, но если подобрать разность частот стимулов такой, чтобы биения узкого интервала были по кратности согласованы с остальными составляющими гармонической вертикали, то неприятность может исчезать, как исчезает неприятность биений между соседними близкорасположенными обертонами со́звука по причине их кратности основному тону.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение06.06.2016, 22:18 


20/03/08
421
Минск
Свободный Художник в сообщении #1126076 писал(а):
commator в сообщении #1125357 писал(а):
Гипербола родом с поверхности конуса.

Нет, она не родом оттуда. Она рождена от пифагорейской музы. Поэтому и кажется мне естественной мысль положить ее в основу алгебры гармонии музыкальной. Б. Л. ван дер Варден:
"Эти вещи ... открыты пифагорейской музой ... Позднее эти названия были перенесены и на три конических сечения":
http://www.px-pict.com/7/3/1/14/2/5/2/6/1.html

Свободный Художник в сообщении #1126360 писал(а):
... прекрасный пример эффективного использования в новой предметной области методологии, которая первоначально была рождена в другом месте. Однако, это новая предметная область относится к "миру зримого". Нам же с Вами, уважаемый commator, выпала честь попробовать применить с той же степенью эфективности означенную древнюю методологию также и к "миру слышимого".

Свободный Художник в сообщении #1108539 писал(а):
По-видимому, конструкции "геометрической алгебры" способствуют раскрепощению "визуального мышления" (по Арнхейму):
http://www.px-pict.com/4/6/3/2.html

Арнхейм на странице по приведенной ссылке пишет:"Визуальное мышление -- это мышление посредством визуальных операций". А можно ли сказать, что "слуховое мышление (если такое существует) -- это мышление при помощи слуховых операций"?

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение07.06.2016, 06:37 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1129575 писал(а):
можно ли сказать, что "слуховое мышление (если такое существует) -- это мышление при помощи слуховых операций"?
АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ, n-арная операция, на множестве А ― отображение

$\omega:A^n\to A$

n-й декартовой степени множества А в само множество А. Число n наз. арностью А. о. Исторически сначала возникли понятия бинарной (n = 2) и унарной (n = 1) операций. Нульарные операции ― это фиксированные элементы множества А, наз. также выделенными элементами, иногда нулями. В 20 в. появилось понятие бесконечноместной операции, т. е. отображения $\omega:A^\alpha \to A$, где $\alpha$ ― произвольное кардинальное число. Множество с системой определенных на нем А. о. наз. универсальной алгеброй.


Если переписать для слуха:

Слуховая операция, n-арная операция, на множестве слуховых ощущений $\mathbb{S}$ ― отображение

$\omega:\mathbb{S}^n\to \mathbb{S}$

n-й декартовой степени множества $\mathbb{S}$ в само множество $\mathbb{S}$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение07.06.2016, 22:21 


20/03/08
421
Минск
А что можно сказать по поводу обратимости слуховых операций? Жан Пиаже, концепцию которого в контексте теории музыки мы пытались начать обсуждать:
http://www.forumklassika.ru/showthread. ... 869&page=9
в своем подходе делал ставку на феномен обратимости интеллектуальных операций.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение08.06.2016, 00:48 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Свободный Художник в сообщении #1129870 писал(а):
по поводу обратимости слуховых операций
Вся дубовая двухуровневая логика сводится к одной унарной операции инвертирования и одной бинарной операции, например, конъюнкции, либо дизъюнкции (на выбор).

Вся деликатная многоуровневая логика слуховых ощущений высот сводится к одной унарной операциии инвертирования* и одной бинарной операции, например, тонического оберобъединения**, либо фонического унтерпересечения*** (на выбор).

Такой, как будто, феномен
Свободный Художник в сообщении #1129870 писал(а):
обратимости интеллектуальных операций



*) Обращается на противоположное направление перехода с одного уровня на другой, в точности с таким же интервалом между уровнями.

**) Пара со́звуков с неравными высотами порождает третью, объединяющую их в тоническом со́звуке, где у основы уровень первого обертона.

***) Пара со́звуков с неравными высотами порождает третью, пересекающую их в фоническом со́звуке, где у основы уровень первого унтертона.

-- 08.06.2016, 00:13 --

Свободный Художник в сообщении #1129870 писал(а):
А что можно сказать по поводу обратимости слуховых операций?
За полчаса до этого вопроса, как раз, приготовился один хороший фрагмент из учебника вытянуть:
Холопов и др. 2006, c. 149 писал(а):
Царлино вы­годно отличается от последующих теоретиков, которые трактовали мажорное трезвучие, исходя из обертонового ряда, как «данное природой» и естественное; но тогда малое трезвучие оказывалось... «вне природы». А с точки зрения мате­матической теории, на которую опирается Царлино, они равно возможны и обоснованы идентично. Неравноправны же они только в том смысле, что гармо­ническая пропорция, по оценке Царлино, эстетически превосходит арифметиче­скую. Он пишет: «Арифметическая пропорция немного удаляется от совершен­ства гармонии, так как ее части не находятся в своем естественном положении» (ч.III, гл. 31).

Стало быть, по Царлино, минор менее совершенен, чем мажор, не столь «гармоничен» в буквальном смысле слова. Как известно, в XVI веке все произ­ведения в минорных ладах заканчивались мажорным аккордом ́― наверное, по­тому, что музыка в конце должна дойти до своего совершенства, то есть того ка­чества, которое Царлино приписывает гармонии и гармонической пропорции. И еще, очень любопытна мотивировка: « ... не находятся в своем естественном по­ложении». Она основана как раз на эмпирическом моменте: «естественное», или природное положение, очевидно, предполагает то, которое соответствует нату­ральному звукоряду, хотя Царлино об этом и не говорит (натуральный звукоряд как таковой будет открыт позднее, в ХУН веке, Мерсенном).

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение08.06.2016, 12:20 


04/03/15
532
Lugansk, Ukraine
Ещё
commator в сообщении #1129929 писал(а):
один хороший фрагмент из учебника
:
Холопов и др. 2006, cc. 146-7 писал(а):
Во времена Царлино основой гармонической вертикали, как уже говорилось, были сочетания терций и квиит или их обращений, секст и кварт. Иначе говоря, с точки зрения современной теории, непрерывно звучали трезвучия и их обращения. А с позиций аутентичного восприятия гармонии ХУI века это вовсе не так; созвучие $e\cdot g\cdot c$ совершенно не обязательно обращение $c\cdot e\cdot g$. Именно это очень употребительное созвучие (трезвучие) Царлино рекомендует как норму
для многоголосного сложения⁵². И хотя лады у него традиционно мелодические, то есть модальные лады-гаммы, он рассматривает сочетания терций и секст, которые сводит к трезвучиям. Правда, у Царлино нет ни слова «трезвучие», ни определения «мажорное» или «минорное»; всё это существует в каких-то других терминах. Он попросту делит квинту натуральной большой терцией и получает два трезвучия, которые в современной ему музыке реально уже были главными «действующими лицами».

Схема 2
$\begin{tabular}{|rcccl|}
\hline 
с  &  &$e$&  &$g$\\
15&:&12  &:&10  \\
5  &:&4    &  &      \\
    & &6    &:&5     \\
\multicolumn{2}{|l}{большая}&\multicolumn{3}{l|}{малая}\\
\multicolumn{2}{|l}{терция}&\multicolumn{3}{l|}{терция}\\
\multicolumn{5}{|c|}{\it гармоническая nроnорцuя}\\
\hline 
\end{tabular}
\begin{tabular}{rcccl|}
\hline 
с  &  &$es$&  &$g$\\
6  &:&5     &:&4     \\
    & &       &  &       \\
    & &       &  &       \\
\multicolumn{2}{l}{малая}&\multicolumn{3}{l|}{большая}\\
\multicolumn{2}{l}{терция}&\multicolumn{3}{l|}{терция}\\
\multicolumn{5}{c|}{\it арифметическая nроnорцuя}\\
\hline 
\end{tabular}$

Здесь необходимо неболъшое отступление. Дело в том, что проблема мажора и минора связана также с проблемой строя. Для многоголосной музыки исторически актуальны два строя ― пифагорейский и чистый. Пифагорейский ― строй
______________________
⁵² И не он единственный. В XVI веке стало уже общим правилом то, что гармоническая вертикаль должна состоять из комбинаций терций и секст: не следует пропускать терции, говорится в руководствах, даже если комбинация квинты и октавы воспринимается как благозвучный консонанс.

\txt\sc\small{Дж.Царлино$~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~$[начало страницы] 147}
\hline

однофакторный, строй чистых квинт⁵³. Строй чистый ― двухфакторный, в нем применяются два строительных интервала: квинта (3 : 2) и натуральна большая терция (5 : 4)⁵⁴.

Различие двух строев ― в трех ступенях $(e, a, h)$. Особенно важно различие между пифагорейской и натуральной большой терцией. В пифагорейском строе эта терция , очень напряженная и не звучит консонантно, в чистом строе ― это спокойный натуральный интервал. Разница между той и другой терцией составляет так называемую дидимову комму $(81/80)$. Этот микроскопический интервал сам по себе не ощущается, но слух хорошо улавливает разницу между той и другой терцией. В музыке, где сочетания терций и квинт постоянны, необходим по­
этому другой строй. Выходом является принятие большой терции как второго основного интервала системы строя, настройки инструментов. При этом звук $h$ получается не от $e$, а от $g$ ― в качестве натуральной большой терции⁵⁵. Царлино принял систему чистого строя, то есть строя с натуральными терциями. А это, со своей стороны, тоже готовит мажор и минор в качестве главных ладов, и консонантное трезвучие ― в качестве центрального элемента системы. Одно обусловливает другое: музыка трезвучная требует чистого строя, а чистый строй стимулирует развитие трезвучной музыки. Таким образом, Царлино вовсе не случайно рассматривает комбинацию именно этих интервалов ― большой терции и квинты (никакой малой терции в строе нет, она только результативный интервал). Заодно, как видим, получаются мажорное и минорное трезвучия, которые Царлино объясняет следующим образом.

За основу он берет квинту, мотивируя это тем, что в ней есть некая неизменность звуков. Это сходно с терминологией древних греков, у которых, напомним, звуки кварты назывались «гестоты» то есть неподвижные (ступени), а все звуки внутри кварты полагались свободно передвигающимися и давали множество вариантов ладовой экспрессии. Но кварта ― это также и квинта, поэтому Царлино начинает с того, что квинта обладает той же неизменностью отноше­
ний, всегда имея одну и ту же величину. А дальше он внутрь квинты «вкладывает» большую терцию ― второй из интервалов строя. Встроить ее можно двумя способами: или вверх от нижнего звука или вниз от верхнего звука, отчего и получаются разные трезвучия.
______________________
⁵³ См. схему 5 А в статье: Холопов Ю. Н., Поспелова Р. Л. Указ. соч. С. 49.
⁵⁴ Там же (схема 5 Б).
⁵⁵ Обратим внимание на то, что наша темперация скрывает эти комматические различия. Но всё же в музыке более позднего времени мы отлично слышим интервал $his$--$e$ в контексте, как в фуге Баха cis-moll, и отличаем его на слух от $c$--$e$, как в сонате ор. 53 Бетховена. Когда играют на рояле, то $his$--$e$ кажется нам каким-то болезненно-изломанным интервалом, в отличие от яркого и радостного $c$--$e$, хотя клавиши те же. Контекстуальное различие остается, но речь о том, что это различие было реальным, физическим (когда $c$ ― одна высота, а $his$ ― другая). См. схему 6 в статье: Холопов Ю. Н., Поспелова Р. Л. Указ. соч. С. 49.
Фрагмент хорош, разумеется, не тем, как он написан. Взять хотя бы противоречие: никакой малой терции в строе нет, она только результативный интервал. Как будто результативный интервал малой терции ею не является. Между тем в классическом чистом строе неотъемлемо присутствуют две разновидности малых терций ― натуральная дидимейская (6:5) и натуральная пифагорейская (32:27).

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение08.06.2016, 22:41 


20/03/08
421
Минск
commator в сообщении #1129637 писал(а):
Свободный Художник в сообщении #1129575 писал(а):
можно ли сказать, что "слуховое мышление (если такое существует) -- это мышление при помощи слуховых операций"?
АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ, n-арная операция, на множестве А ― отображение

$\omega:A^n\to A$

n-й декартовой степени множества А в само множество А. Число n наз. арностью А. о. Исторически сначала возникли понятия бинарной (n = 2) и унарной (n = 1) операций. Нульарные операции ― это фиксированные элементы множества А, наз. также выделенными элементами, иногда нулями. В 20 в. появилось понятие бесконечноместной операции, т. е. отображения $\omega:A^\alpha \to A$, где $\alpha$ ― произвольное кардинальное число. Множество с системой определенных на нем А. о. наз. универсальной алгеброй.


Если переписать для слуха:

Слуховая операция, n-арная операция, на множестве слуховых ощущений ...

Ну, а для меня, конечно, это будет (изначально) некоторая операция на множестве отрезков прямых линий на евклидовой плоскости, поскольку я делаю допущение, что такими отрезками можно моделировать звуки.
Свободный Художник в сообщении #1119136 писал(а):
Еще одной отправной точкой было среднее пропорциональное:
http://www.px-pict.com/7/3/2/3/13/6/24.html
Из приведенного перевода на английский текста Царлино по указанной ссылке, который можно сравнить с оригиналом:
http://www.px-pict.com/7/3/2/3/13/7/2/24.html
совершенно ясно видно, что Царлино использовал отрезки прямых на евклидовой плоскости для моделирования струн и отвечающих им звуков.
По мнению Д. Д. Мордухай - Болтовского само понятие "среднего пропорционального" возникло в "чистой" математике из запросов муз. теории:
http://www.px-pict.com/7/3/1/9/2/1/1/5.html


-- Ср июн 08, 2016 23:51:48 --

Если применить построение, упоминаемое у Царлино, к случаю деления октавы на две равные части, то оно сводится к построению иррационального отрезка длиной $\sqrt{2}$. Возникающий в конечном итоге "универсум струн" можно ассоциировать с вещественным квадратичным полем $k(\sqrt{2})$ в терминологии Харди - Райта:
http://www.px-pict.com/7/4/1/2/14/14.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение09.06.2016, 22:45 


20/03/08
421
Минск
Для наглядности изобразил несколько целых точек этого поля (по наводке от Б. Н. Делоне):
http://www.px-pict.com/preprints/grundlagen/2/1.html
Продолжая таким образом, можно "допилить" и до целой точки с координатами $x = 3 + 2\sqrt{2}$ и $y = 3 - 2\sqrt{2}$, которая будет лежать на интересующей нас гиперболе, определяемой уравнением $xy = 1$.
Свободный Художник в сообщении #1112503 писал(а):
commator в сообщении #1047892 писал(а):
Не забывайте: музыка существует не в области рациональных чисел, а там, где возникают их логарифмические (в первом приближении) отображения и где нельзя что-то толковое наспех оценить циркулями да линейками. Надо десятилетиями возиться с нотными станами и способами анализа их содержимого, столетиями напластованного, пунктум контра пунктум, жизнями не праздношатающихся скоморохов.

Свободный Художник в сообщении #1069680 писал(а):
Почитайте статью Б. Н. Делоне:
http://www.px-pict.com/7/4/1/2/13/16/5.html
и Вы, я надеюсь, поймете, что гиперболические повороты (а, значит, и логарифмическая зависимость) естественным образом возникают в арифметике и без закона Вебера-Фехнера.
У нас уже было первоначальное обсуждение этой идеи:
http://www.forumklassika.ru/showthread. ... 38&page=16
(постинг 157 от 04.03.2015 на указанной странице и далее)

Три рисунка будут полезными в этой связи. Черт. 148 у Яглома:
http://www.px-pict.com/9/5/2/3/2/3/2/4/25.html
Рисунок у Делоне:
http://www.px-pict.com/9/6/5/5/1/03/4/5.html
И рис. 135 у Кокстера:
http://www.px-pict.com/10/3/4/7/11/2.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение10.06.2016, 22:41 


20/03/08
421
Минск
Нам важно, что совокупность всех целых точек поля $k(\sqrt{2})$, лежащих на упомянутой гиперболе, образует абелеву группу относительно одной естественной операции, как это популярно объяснено у Х. Фресана:
http://www.px-pict.com/9/5/2/6/9/5/3.html
В качестве единственного образующего этой группы можно взять упомянутую точку:
Свободный Художник в сообщении #1130453 писал(а):
Продолжая таким образом, можно "допилить" и до целой точки с координатами $x = 3 + 2\sqrt{2}$ и $y = 3 - 2\sqrt{2}$, которая будет лежать на интересующей нас гиперболе, определяемой уравнением $xy = 1$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение12.06.2016, 22:36 


20/03/08
421
Минск
Свободный Художник в сообщении #1130157 писал(а):
Если применить построение, упоминаемое у Царлино, к случаю деления октавы на две равные части, то оно сводится к построению иррационального отрезка длиной $\sqrt{2}$. Возникающий в конечном итоге "универсум струн" можно ассоциировать с вещественным квадратичным полем $k(\sqrt{2})$ в терминологии Харди - Райта:
http://www.px-pict.com/7/4/1/2/14/14.html

Также давайте попробуем применить для описания некоторых конструкций поля $k(\sqrt{2})$ "гиперболические" комплексные числа (их еще называют "двойными"):
http://www.px-pict.com/7/4/10/1/1/5.html

-- Вс июн 12, 2016 23:53:09 --

Свободный Художник в сообщении #1117064 писал(а):
Я хотел бы предложить какой-нибудь клон античной геометрической алгебры в качестве основы для "алгебры музыкальной гармонии", которая здесь обсуждается.

Античная "геометрическая алгебра" в значительной степени основывалась на открытии, совершенном пифагорейской музой.
Свободный Художник в сообщении #1126076 писал(а):
Б. Л. ван дер Варден:
"Эти вещи ... открыты пифагорейской музой ... Позднее эти названия были перенесены и на три конических сечения":
http://www.px-pict.com/7/3/1/14/2/5/2/6/1.html

Надо полагать, что еще далее впоследствии эти названия были перенесены и на три класса комплексных чисел:
http://www.px-pict.com/7/4/10/1/1/3/2.html

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 810 ]  На страницу Пред.  1 ... 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47 ... 54  След.

Модераторы: Jnrty, Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group