Это несколько лучше проясняет, что Вы подразумеваете под "пониманием", но все еще не объясняет, зачем были упомянуты неокантианцы с их терминологией: ведь понимание в неокантианстве - это очень специфический термин, который не имеет отношения ни к пониманию в привычном лексическом смысле в разговорной речи, ни к пониманию как термину в других направлениях философии. Уверен, что как преподаватель философии Вы прекрасно знаете, что часто в статьях на немецком по философии кантианства и неокантианства так и пишется - "Kant-Verständnis".
Я уже написал, что ссылка на неокантианцев была лишь примером одного из возможных различений между объяснением и пониманием.
Вы же профессионально занимаетесь философией - значит в курсе, что споры о самых различных значениях и аспектах значений таких терминов, как "реальность" и "мир" ведутся в философии не первое столетие, а в аналитической философии ну как минимум активно с 1930ых-начала 1940ых. И при этом все равно так легко разбрасываетесь этим термином.
Если мы говорим о реальности, исследуемой в эмпирических науках, включая и физическую реальность, то о ней как раз метафизика ничего говорить не может, так как метафизика - это академическая дисциплина, которая относится к абстрактным дисциплинам в широком понимании, и она говорит не о нашей реальности, изучаемой естественными, социальными, гуманитарными и прикладными (практическими) науками, а о бесконечном множестве абстрактных реальностей и нереальностей (в философском смысле этого термина) с любыми характеристиками и значениями или без таковых.
Считать ли её наукой зависит от а) того, считаем ли мы вообще абстрактные академические дисциплины науками, и считаем ли как формальные абстрактные, так и неформальные, б) насколько абстрактная дисциплина должна соответствовать целям науки как накоплению системы знания об объективной реальности. На мой личный взгляд, определенное зерно научности в аналитической метафизики есть - это все-таки не совсем псевдонаучная дисциплина как та же теология или астрология, изучающие любые произвольные концепции бога/богов, шире сверхъестественного, и еще шире неестественного/несуществующего (в философском смысле) в первом случае и описательно-теоретические практики воздействия небесных тел на человека во втором, но при этом в аналитической метафизике нет пока полноценной применимости по второму пункту, т.е. накоплению знаний об объективной реальности.
Здесь все-таки не философский форум и вдаваться в такие подробности - лишь запутывать читателей. Но Вам могу сказать следующее: я более-менее придерживаюсь точки зрения Теодора Сайдера, изложенной в книге Writing the Book of the World. Если говорить кратко, существует одна реальность и она обладает структурой, у которой есть фундаментальный уровень. Отдельные элементы этой структуры изучают и физика (электрон или суперструна, если они действительно фундаментальные объекты, будут частью структуры), и метафизика (темпоральные части или имманентные универсалии могут войти в структуру), и математика (абстрактные объекты, то есть числа или множества, это части структуры) и логика (квантор существования или конъюнкция, хотя и не ссылаются на объекты, будут обозначать определенные компоненты фундаментальной структуры). Поэтому я полагаю, что нет отдельной физической, химической и какой угодно другой реальности. Словосочетание "физическая реальность" обозначает лишь тот аспект реальности, который изучает физика.
тот же самый модальный реализм давно превратился даже не в отдельную академическую дисциплину, а в целый комплекс дисциплин. Так что пока люди открывают для себя, что вообще существует какая-то аналитическая метафизика, то она как единая дисциплина уже давно усложнилась и развалилась на части.
Модальный реализм - это все-таки не дисциплина, а метафизическая теория/позиция, ну или группа теорий.
Да, аналитическая метафизика усложнилась, но она не развалилась на части или отдельные дисциплины. Хотя я не знаю, какой у Вас критерий для выделения дисциплин. Аналитические метафизики, занимающиеся разными темами, довольно тесно взаимодействуют друг с другом, поскольку сами темы взаимосвязаны. Например, позиция по тождеству личности зависит от позиции по поводу пребывания объектов во времени, и теории здесь прямо делятся на эндурантистские и 4-х мерные.
Звучит очень тяжеловесно и не очень корректно. Все таки стоит уточнить, что сперва в начале 20 века случились логический и лингвистический повороты в философии, старая метафизика как самостоятельная дисциплина была разгромлена и полностью переформатирована, вплоть до такого, что изменился сам смысл термина "метафизика" - он стал синонимом того, что было принято называть онтологией в нонсубстанционалистском варианте. И уж только потом в ответ на кризис уже самой классической аналитической философии второй волны в конце 1950ых-начале 1960ых из-за появления новых направлений в формальной философии и появляется аналитическая метафизика. И это при этом еще лет 25-30 формируется отделение аналитической метафизики от аналитической онтологии из-за уже возникшего пересечения в терминах "метафизика" и "онтология". И процесс этот заканчивается только более-менее к концу 1980ых-началу 1990ых.
Большинству участников форума сама метафизика кажется не заслуживающей внимания, а Вы хотите углубляться в ее историю.
-- 01.02.2024, 11:08 --Тогда и мне не ясен предмет темы. Очевидно, что вопрос, заданный в первом сообщении, имеет отрицательный ответ.
Не очень честно обрывать цитату на полуслове. Я писал, что "Метафизика действительно не имеет отношения к физике,
но лишь в том смысле, что она не является обобщением и продолжением физических теорий."
-- 01.02.2024, 11:19 --Каким это образом, если он занимается социологией науки и методологией социологии?!
Я не являюсь социологом. Но когда речь заходит о конструировании фактов, то это метафизическая позиция. Факт - часть реального мира и его конструирование учеными кажется мне абсурдным. Например в SEP факт определяется так "Facts, philosophers like to say, are opposed to theories and to values and are to be distinguished from things, in particular from complex objects, complexes and wholes, and from relations. They are the objects of certain mental states and acts, they make truth-bearers true and correspond to truths, they are part of the furniture of the world."
Может быть я просто недостаточно знаком с Латуром и у него под фактами понимается наше представление о фактах, их репрезентация в научных теориях? Тогда это почти тривиальная позиция - конечно, все научные теории и содержащиеся в них описания фактов создаются людьми.