относительное удлинение равно
![$\epsilon(t, s)=\gamma \left(x_t\right)x_s$ $\epsilon(t, s)=\gamma \left(x_t\right)x_s$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/5/e/8/5e8cce14113b06344e0952dbc90be3d082.png)
, и оно не зависит от системы отсчёта
Ну то есть
![$$
\epsilon(t, s)=\frac{x_s}{\sqrt{1-x_t^2}}
$$ $$
\epsilon(t, s)=\frac{x_s}{\sqrt{1-x_t^2}}
$$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/7/0/770fa6e28f0b61e64cd2435e5e60be3182.png)
(уж простите,
![$c=1$ $c=1$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/2/a/2/2a24f4b966bec8b31d29ed41eb25891082.png)
) и эта штука лоренцев скаляр? А в классике было
![$\epsilon(t, s)=x_s$ $\epsilon(t, s)=x_s$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/2/4/a/24a7284dca2b9dd93d6d5e399a2617a182.png)
и это было галилей-инвариантно.
Вы понимаете, что парадокс тем самым снят? И что, это было сложно? Нужно было долго сопротивляться, заявлять, что ни механика сплошной среды ни вообще законы СТО тут не нужны? Приплетать неинерциальные (пусть и "правильные") системы отсчета?
А теперь давайте подумаем, какой же все-таки правильный ответ в задаче? (Что ответ один и тот же в любой ИСО мы уже показали, сформулировав условие разрыва троса в лоренц-инвариантном виде.) Вот давайте я начну, для примера, с классики, переведу рассуждения manul91 на математический язык.
![$$
\int_0^L \epsilon(t, s)\,ds=\int_0^L x_s(t,s)\,ds=x(t,L)-x(t,0)=x_2(t)-x_1(t).
$$ $$
\int_0^L \epsilon(t, s)\,ds=\int_0^L x_s(t,s)\,ds=x(t,L)-x(t,0)=x_2(t)-x_1(t).
$$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/f/7/f/f7f1e0afcad357a1f683970b39cc5f2582.png)
Здесь
![$L$ $L$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/d/d/c/ddcb483302ed36a59286424aa5e0be1782.png)
--- длина недеформированного покоящегося троса,
![$x_{1,2}(t)$ $x_{1,2}(t)$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/f/8/7f8070c23f0fe98936f032eda8c3b7e582.png)
--- законы движения кораблей. Интеграл можно оценить сверху по максимальному значению
![$$
\int_0^L \epsilon(t, s)\,ds\leq\epsilon(t, s^*(t))L,
$$ $$
\int_0^L \epsilon(t, s)\,ds\leq\epsilon(t, s^*(t))L,
$$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/f/f/9/ff9e554569d59bc720da6ed372b4320c82.png)
откуда получаем оценку снизу на растяжение в некоторой точке троса
![$$
\epsilon(t, s^*(t))\geq\frac{x_2(t)-x_1(t)}L.
$$ $$
\epsilon(t, s^*(t))\geq\frac{x_2(t)-x_1(t)}L.
$$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/b/9/6/b961d69f2a3136e94f0db4c57cd5550982.png)
И, если расстояние между кораблями растет, гарантированно растет и растяжение.
А теперь в СТО. Два отличия: растяжение выражается по-другому и корабли не разъезжаются. Какие будут идеи?