2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение10.08.2024, 23:50 


07/08/23
916
stalvoron в сообщении #1649323 писал(а):
получается, что выпускник не поняв "почему так", запомнит " само это" но быстро забудет.

Речь же идёт про обучение инженеров и т.д., а не чистых математиков. Им можно неформально рассказать, почему так, но строгие доказательства просто по времени не влезут. Предполагается, что даже если они потом забудут какие-то рецепты решения задач, то смогут легко восстановить, открыв тот же учебник (или спросят программу). Главное, чтобы язык освоили.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение10.08.2024, 23:54 


17/03/20
247
В традициях ошибшегося, поканючу насчёт рисунка. Не совсем хорошо, что вертикальная риска упёрлась в крокодайла. Понятней условие было бы, если бы она (риска) на рисунке закончилась бы на противоположном берегу. Тогда бы , "х" стал однозначно локализован. Ну это жалобы в пользу бедных. Спасибо за подсказку.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение11.08.2024, 00:01 


05/09/16
11837
stalvoron в сообщении #1649323 писал(а):
То что одарённый человек (с высокими способностями) в творчестве творит - это одно, но в преподавании, без объяснения , массе "средних умов" (сами понимаете ВУЗов много, "индиго" на всех не хватает) получается, что выпускник не поняв "почему так", запомнит " само это" но быстро забудет.

Чепуху-то не надо пороть. В дифференциальном и интегральном исчислении (первые 2..3 полугодия технического вуза на инженерных специальностях) нет ничего сложного. В учебниках всё разжевано до жидкого состояния, надо просто трудиться и не списывать нежелание это делать на непонятные объяснения преподавателей. Во всяком случае, что касается смысла и практического применения производной функции одной переменной.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение11.08.2024, 00:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
8934
Цюрих
stalvoron в сообщении #1649323 писал(а):
Вот тут то и отличие и проблема для "не архимедов". То что одарённый человек (с высокими способностями) в творчестве творит - это одно, но в преподавании, без объяснения , массе "средних умов" (сами понимаете ВУЗов много, "индиго" на всех не хватает) получается, что выпускник не поняв "почему так", запомнит " само это" но быстро забудет
Так дифференциальное и интегральное исчисление (и большая часть остальной математики, которую преподают не-математикам) хороши как раз тем, что не требуют творчества, и после того как умные люди их придумали, пользоваться ими, и даже понять, как они работают, может примерно кто угодно.
Да, все еще нужно приложить некоторые усилия, чтобы разобраться. Но это теперь проторенный путь, просто брать, читать учебники/слушать лекции, и - обязательно - решать задачи.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение11.08.2024, 00:21 


17/03/20
247
Уважаемые, wrest, mihaild,
не спорю. Спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение17.08.2024, 23:23 


27/08/16
9777
strimax в сообщении #1649001 писал(а):
они смеются на теорию, которую подают через производные в том числе, т к после универа никто из них ни разу их не применял, как и интегралы.
Они для вас плохой образец.

Зачем уметь писать, если можно надиктовать Сири? Для того, чтобы быть вхожим в круг образованных людей. Все современные научные модели написаны на языке математики. Математический анализ - это самые-самые основы. Не знающий его человек просто не умеет читать. В России, конечно, очень много "инженеров" нифига не знают и, по сути, неграмотны, ну это так сложилось.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение17.08.2024, 23:46 


05/09/16
11837
realeugene в сообщении #1650527 писал(а):
Зачем уметь писать, если можно надиктовать Сири? Для того, чтобы быть вхожим в круг образованных людей.

Похоже, сейчас можно не только надиктовать это Сири, а ещё и попросить переписать это в нужном стиле.
Высоким штилем, в стихах, в виде официального заявления, на езыке падонкоф и т.п.

-- 17.08.2024, 23:49 --

realeugene в сообщении #1650527 писал(а):
Не знающий его человек просто не умеет читать.

Вот! Надо уметь читать (понять написанное), а не только писать. Но и тут можно попросить Сири изложить написанное кем-то "как для 5-летнего ребенка" :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение18.08.2024, 06:49 
Аватара пользователя


09/08/24
10
wrest в сообщении #1650531 писал(а):
Вот! Надо уметь читать (понять написанное), а не только писать. Но и тут можно попросить Сири изложить написанное кем-то "как для 5-летнего ребенка"

вобщем нужно всё уметь делать прАвильно: и вопросы задавать, и задачи ставить, и читать (вникать в заданное или поставленное), и отвечать верно. Вначале этого обсуждения я задал казалось бы для всех очень простые вопрос, а и о них порассуждали не плохо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение18.08.2024, 10:02 
Заслуженный участник


16/02/13
4149
Владивосток
wrest в сообщении #1650531 писал(а):
падонкоф
Падонкафф, безграмотный вы наш!

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение19.08.2024, 08:02 
Аватара пользователя


11/12/16
13637
уездный город Н
strimax в сообщении #1650538 писал(а):
Вначале этого обсуждения я задал казалось бы для всех очень простые вопрос, а и о них порассуждали не плохо.


Сразу скажу, что всё это обсуждение не читал. Но свои пять копеек вставлю, раз уж Вы, как ТС, продолжаете это читать.
Математика - абстрактная наука. Она оперирует абстрактными понятиями. Соответственно смысл и полезность производной (и интеграла) в курсе математики будут выражаться в абстрактных понятиях. Например, производная - тангенс угла наклона касательной к графику, а определенный интеграл - площадь под графиком.

Прикладными приложениями математических абстракций занимаются уже прикладные науки, физика, например, и сопромат с теормехом, как её разделы. Вот там уже будут понятия имеющие бОльшее приложение к реальному миру. Например, если функция - это скорость от времени ($v(t)$), то её производная - это ускорение, а определенный интеграл - длина пройденного пути.

Ваш вопрос, кстати, удивил. Ладно, в школьном курсе математике при прохождении темы про производную может возникать вопрос "а зачем это надо?" (и нормальный, даже не обязательно хороший, учитель должен на него ответить, приведя несколько примеров). Но в курсе сопромата и-или теормеха как раз ответы на него и содержатся - вот для этого. Какое-то "позднее зажигание", извините.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение19.08.2024, 10:14 


17/10/16
4475
EUgeneUS
Да вопрос не о производной и не о том, зачем она нужна. Вопрос о том, что некоторые ммтематические преобразования, включая дифференциирование, не всегда очевидны. И на вопрос "а зачем тут дифференциировать" можно ответить только "а вот как у нас в результате все удачно получилось". Бывают случаи, когда лектор говорит "А теперь применим преобразование Гартвига...", но тебе в этом месте вовсе не очевидно, что именно это нужно сделать. Откуда он это взял? Вот об этом вопрос. И ответ в том, что да, так бывает. Не всегда рассуждение очевидно, многое еще зависит от опыта.

Часто решение задачи или доказательство утверждения в конечном виде вообще приведено "с отбрасыванием всех строительных лесов" или даже вообще изначально ход рассуждений был совсем другой. Потом все было отшлифовано, сокращено до минимума, везде расставлено "легко видеть" и "очевидно, что", и все представлено в виде блестящей догадки.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение19.08.2024, 10:27 
Заслуженный участник


20/12/10
8972
sergey zhukov в сообщении #1650659 писал(а):
Вопрос о том, что некоторые ммтематические преобразования, включая дифференциирование, не всегда очевидны.
Приведите конкретный пример задачи, в которой применение производной неочевидно (не кажется естественным, похоже на трюк и т.д.).

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение19.08.2024, 11:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
4708
nnosipov в сообщении #1650661 писал(а):
Приведите конкретный пример задачи, в которой применение производной неочевидно

Вообще, конечно, очевидность/неочевидность скорее индивидуальна, чем универсальна. То, что одному кажется очевидным, у другого может вызвать оторопь. Позволю себе небольшой пример из физики, который у многих моих студентов вызывал непонимание.

Известно, что спектральная плотность излучения абсолютно чёрного тела определяется равенством
$\varphi (\lambda, T)=\dfrac{1}{\lambda^5}\psi(\lambda T)$
где $\lambda$ - длина световой волны, $T$ - абсолютная температура излучающего тела, $\varphi$ - та самая спектральная плотность излучения. О функции $\psi$ известно лишь то, что это - какая-то гладкая функция. Отсюда требуется вывести закон смещения Вина:

$T \lambda_m=b$

Здесь $\lambda_m$ - длина волны, на которую приходится максимум спектральной плотности излучения, $b$ - некоторая константа.
Многим студентам (пожалуй, большинству из тех, кого я видел) кажется, что пока мы не знаем конкретный вид функции $\psi$, ничего конкретного получить из данного равенства нельзя. И дифференцирование этого равенства (содержащего непонятно какую функцию) с приравниваем нулю производной и выводу отсюда закона смещения Вина большинство студентов воспринимает как фокус. "А разве так можно???" - вот наиболее типичная реакция на эти несложные действия.

-- 19.08.2024, 11:30 --

В качестве примера из математики, пожалуй, могу сослаться на вот эту тему: Площадь поверхности как производная объема. Здесь то, что почти всем участникам темы кажется очевидным, у ТС вызывает поначалу явное непонимание. И неприятие.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение19.08.2024, 11:48 
Заслуженный участник


20/12/10
8972
Mihr в сообщении #1650666 писал(а):
Многим студентам (пожалуй, большинству из тех, кого я видел) кажется, что пока мы не знаем конкретный вид функции $\psi$, ничего конкретного получить из данного равенства нельзя. И дифференцирование этого равенства (содержащего непонятно какую функцию) с приравниваем нулю производной и выводу отсюда закона смещения Вина большинство студентов воспринимает как фокус.
Да просто студенты странные пошли. Вот даже мне (совсем не физику) здесь все понятно: раз речь идет о поиске максимума, нужно дифференцировать соответствующую функцию (это же как дважды два, совершенно стандартная ситуация). В данном случае константа $b$ --- это как раз точка максимума функции $\psi(x)$ (т.е. при $x=b$ функция $\psi(x)$ принимает максимальное значение). Для достаточно хорошей (любой!) функции $\psi(x)$ это означает, что $\psi'(b)=0$ (это и позволяет определить $b$, если задана конкретная $\psi(x)$). Похоже, студенты банально стандартную математику не знают, даже не в физике дело.

-- Пн авг 19, 2024 15:52:23 --

Mihr в сообщении #1650666 писал(а):
Здесь то, что почти всем участникам темы кажется очевидным, у ТС вызывает поначалу явное непонимание.
Ну, не знаю: когда я был школьником, это рассуждение (оно действительно было в учебнике Колмогорова) казалось мне довольно естественным, особенно если представишь картинку.

Да, про $\lambda^5$ я там забыл, но это не важно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение19.08.2024, 12:02 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
4708
nnosipov в сообщении #1650669 писал(а):
т.е. при $x=b$ функция $\psi(x)$ принимает максимальное значение

Немного не так. Ищется максимум не отдельно функции $\psi(x)$, а всего произведения $\dfrac{1}{\lambda^5}\psi(\lambda T)$. После приравнивания производной к нулю получается алгебраическое уравнение, содержащее неизвестную функцию и её производную.

-- 19.08.2024, 12:02 --

А, вижу, уже исправлено.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 107 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: skobar


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group