2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение10.08.2024, 23:50 


07/08/23
916
stalvoron в сообщении #1649323 писал(а):
получается, что выпускник не поняв "почему так", запомнит " само это" но быстро забудет.

Речь же идёт про обучение инженеров и т.д., а не чистых математиков. Им можно неформально рассказать, почему так, но строгие доказательства просто по времени не влезут. Предполагается, что даже если они потом забудут какие-то рецепты решения задач, то смогут легко восстановить, открыв тот же учебник (или спросят программу). Главное, чтобы язык освоили.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение10.08.2024, 23:54 


17/03/20
247
В традициях ошибшегося, поканючу насчёт рисунка. Не совсем хорошо, что вертикальная риска упёрлась в крокодайла. Понятней условие было бы, если бы она (риска) на рисунке закончилась бы на противоположном берегу. Тогда бы , "х" стал однозначно локализован. Ну это жалобы в пользу бедных. Спасибо за подсказку.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение11.08.2024, 00:01 


05/09/16
11837
stalvoron в сообщении #1649323 писал(а):
То что одарённый человек (с высокими способностями) в творчестве творит - это одно, но в преподавании, без объяснения , массе "средних умов" (сами понимаете ВУЗов много, "индиго" на всех не хватает) получается, что выпускник не поняв "почему так", запомнит " само это" но быстро забудет.

Чепуху-то не надо пороть. В дифференциальном и интегральном исчислении (первые 2..3 полугодия технического вуза на инженерных специальностях) нет ничего сложного. В учебниках всё разжевано до жидкого состояния, надо просто трудиться и не списывать нежелание это делать на непонятные объяснения преподавателей. Во всяком случае, что касается смысла и практического применения производной функции одной переменной.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение11.08.2024, 00:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
8934
Цюрих
stalvoron в сообщении #1649323 писал(а):
Вот тут то и отличие и проблема для "не архимедов". То что одарённый человек (с высокими способностями) в творчестве творит - это одно, но в преподавании, без объяснения , массе "средних умов" (сами понимаете ВУЗов много, "индиго" на всех не хватает) получается, что выпускник не поняв "почему так", запомнит " само это" но быстро забудет
Так дифференциальное и интегральное исчисление (и большая часть остальной математики, которую преподают не-математикам) хороши как раз тем, что не требуют творчества, и после того как умные люди их придумали, пользоваться ими, и даже понять, как они работают, может примерно кто угодно.
Да, все еще нужно приложить некоторые усилия, чтобы разобраться. Но это теперь проторенный путь, просто брать, читать учебники/слушать лекции, и - обязательно - решать задачи.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение11.08.2024, 00:21 


17/03/20
247
Уважаемые, wrest, mihaild,
не спорю. Спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение17.08.2024, 23:23 


27/08/16
9777
strimax в сообщении #1649001 писал(а):
они смеются на теорию, которую подают через производные в том числе, т к после универа никто из них ни разу их не применял, как и интегралы.
Они для вас плохой образец.

Зачем уметь писать, если можно надиктовать Сири? Для того, чтобы быть вхожим в круг образованных людей. Все современные научные модели написаны на языке математики. Математический анализ - это самые-самые основы. Не знающий его человек просто не умеет читать. В России, конечно, очень много "инженеров" нифига не знают и, по сути, неграмотны, ну это так сложилось.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение17.08.2024, 23:46 


05/09/16
11837
realeugene в сообщении #1650527 писал(а):
Зачем уметь писать, если можно надиктовать Сири? Для того, чтобы быть вхожим в круг образованных людей.

Похоже, сейчас можно не только надиктовать это Сири, а ещё и попросить переписать это в нужном стиле.
Высоким штилем, в стихах, в виде официального заявления, на езыке падонкоф и т.п.

-- 17.08.2024, 23:49 --

realeugene в сообщении #1650527 писал(а):
Не знающий его человек просто не умеет читать.

Вот! Надо уметь читать (понять написанное), а не только писать. Но и тут можно попросить Сири изложить написанное кем-то "как для 5-летнего ребенка" :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение18.08.2024, 06:49 
Аватара пользователя


09/08/24
10
wrest в сообщении #1650531 писал(а):
Вот! Надо уметь читать (понять написанное), а не только писать. Но и тут можно попросить Сири изложить написанное кем-то "как для 5-летнего ребенка"

вобщем нужно всё уметь делать прАвильно: и вопросы задавать, и задачи ставить, и читать (вникать в заданное или поставленное), и отвечать верно. Вначале этого обсуждения я задал казалось бы для всех очень простые вопрос, а и о них порассуждали не плохо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение18.08.2024, 10:02 
Заслуженный участник


16/02/13
4149
Владивосток
wrest в сообщении #1650531 писал(а):
падонкоф
Падонкафф, безграмотный вы наш!

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение19.08.2024, 08:02 
Аватара пользователя


11/12/16
13637
уездный город Н
strimax в сообщении #1650538 писал(а):
Вначале этого обсуждения я задал казалось бы для всех очень простые вопрос, а и о них порассуждали не плохо.


Сразу скажу, что всё это обсуждение не читал. Но свои пять копеек вставлю, раз уж Вы, как ТС, продолжаете это читать.
Математика - абстрактная наука. Она оперирует абстрактными понятиями. Соответственно смысл и полезность производной (и интеграла) в курсе математики будут выражаться в абстрактных понятиях. Например, производная - тангенс угла наклона касательной к графику, а определенный интеграл - площадь под графиком.

Прикладными приложениями математических абстракций занимаются уже прикладные науки, физика, например, и сопромат с теормехом, как её разделы. Вот там уже будут понятия имеющие бОльшее приложение к реальному миру. Например, если функция - это скорость от времени ($v(t)$), то её производная - это ускорение, а определенный интеграл - длина пройденного пути.

Ваш вопрос, кстати, удивил. Ладно, в школьном курсе математике при прохождении темы про производную может возникать вопрос "а зачем это надо?" (и нормальный, даже не обязательно хороший, учитель должен на него ответить, приведя несколько примеров). Но в курсе сопромата и-или теормеха как раз ответы на него и содержатся - вот для этого. Какое-то "позднее зажигание", извините.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение19.08.2024, 10:14 


17/10/16
4475
EUgeneUS
Да вопрос не о производной и не о том, зачем она нужна. Вопрос о том, что некоторые ммтематические преобразования, включая дифференциирование, не всегда очевидны. И на вопрос "а зачем тут дифференциировать" можно ответить только "а вот как у нас в результате все удачно получилось". Бывают случаи, когда лектор говорит "А теперь применим преобразование Гартвига...", но тебе в этом месте вовсе не очевидно, что именно это нужно сделать. Откуда он это взял? Вот об этом вопрос. И ответ в том, что да, так бывает. Не всегда рассуждение очевидно, многое еще зависит от опыта.

Часто решение задачи или доказательство утверждения в конечном виде вообще приведено "с отбрасыванием всех строительных лесов" или даже вообще изначально ход рассуждений был совсем другой. Потом все было отшлифовано, сокращено до минимума, везде расставлено "легко видеть" и "очевидно, что", и все представлено в виде блестящей догадки.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение19.08.2024, 10:27 
Заслуженный участник


20/12/10
8972
sergey zhukov в сообщении #1650659 писал(а):
Вопрос о том, что некоторые ммтематические преобразования, включая дифференциирование, не всегда очевидны.
Приведите конкретный пример задачи, в которой применение производной неочевидно (не кажется естественным, похоже на трюк и т.д.).

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение19.08.2024, 11:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
4708
nnosipov в сообщении #1650661 писал(а):
Приведите конкретный пример задачи, в которой применение производной неочевидно

Вообще, конечно, очевидность/неочевидность скорее индивидуальна, чем универсальна. То, что одному кажется очевидным, у другого может вызвать оторопь. Позволю себе небольшой пример из физики, который у многих моих студентов вызывал непонимание.

Известно, что спектральная плотность излучения абсолютно чёрного тела определяется равенством
$\varphi (\lambda, T)=\dfrac{1}{\lambda^5}\psi(\lambda T)$
где $\lambda$ - длина световой волны, $T$ - абсолютная температура излучающего тела, $\varphi$ - та самая спектральная плотность излучения. О функции $\psi$ известно лишь то, что это - какая-то гладкая функция. Отсюда требуется вывести закон смещения Вина:

$T \lambda_m=b$

Здесь $\lambda_m$ - длина волны, на которую приходится максимум спектральной плотности излучения, $b$ - некоторая константа.
Многим студентам (пожалуй, большинству из тех, кого я видел) кажется, что пока мы не знаем конкретный вид функции $\psi$, ничего конкретного получить из данного равенства нельзя. И дифференцирование этого равенства (содержащего непонятно какую функцию) с приравниваем нулю производной и выводу отсюда закона смещения Вина большинство студентов воспринимает как фокус. "А разве так можно???" - вот наиболее типичная реакция на эти несложные действия.

-- 19.08.2024, 11:30 --

В качестве примера из математики, пожалуй, могу сослаться на вот эту тему: Площадь поверхности как производная объема. Здесь то, что почти всем участникам темы кажется очевидным, у ТС вызывает поначалу явное непонимание. И неприятие.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение19.08.2024, 11:48 
Заслуженный участник


20/12/10
8972
Mihr в сообщении #1650666 писал(а):
Многим студентам (пожалуй, большинству из тех, кого я видел) кажется, что пока мы не знаем конкретный вид функции $\psi$, ничего конкретного получить из данного равенства нельзя. И дифференцирование этого равенства (содержащего непонятно какую функцию) с приравниваем нулю производной и выводу отсюда закона смещения Вина большинство студентов воспринимает как фокус.
Да просто студенты странные пошли. Вот даже мне (совсем не физику) здесь все понятно: раз речь идет о поиске максимума, нужно дифференцировать соответствующую функцию (это же как дважды два, совершенно стандартная ситуация). В данном случае константа $b$ --- это как раз точка максимума функции $\psi(x)$ (т.е. при $x=b$ функция $\psi(x)$ принимает максимальное значение). Для достаточно хорошей (любой!) функции $\psi(x)$ это означает, что $\psi'(b)=0$ (это и позволяет определить $b$, если задана конкретная $\psi(x)$). Похоже, студенты банально стандартную математику не знают, даже не в физике дело.

-- Пн авг 19, 2024 15:52:23 --

Mihr в сообщении #1650666 писал(а):
Здесь то, что почти всем участникам темы кажется очевидным, у ТС вызывает поначалу явное непонимание.
Ну, не знаю: когда я был школьником, это рассуждение (оно действительно было в учебнике Колмогорова) казалось мне довольно естественным, особенно если представишь картинку.

Да, про $\lambda^5$ я там забыл, но это не важно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Необходимость производной и понимание её полезности
Сообщение19.08.2024, 12:02 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
4708
nnosipov в сообщении #1650669 писал(а):
т.е. при $x=b$ функция $\psi(x)$ принимает максимальное значение

Немного не так. Ищется максимум не отдельно функции $\psi(x)$, а всего произведения $\dfrac{1}{\lambda^5}\psi(\lambda T)$. После приравнивания производной к нулю получается алгебраическое уравнение, содержащее неизвестную функцию и её производную.

-- 19.08.2024, 12:02 --

А, вижу, уже исправлено.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 107 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group