Религия никакого отношения к познанию мира не имеет - религия не занимается поиском истины, потому что она уже ей дана свыше через различные религиозные откровения. Но при этом, разумеется, развитая и структурированная религия содержит в себе интеллектуальной компонент осмысления и интерпретации этих откровений, но к познанию мира это уже отношения не имеет - просто совсем другой вид деятельности.
В науке результат познания — это научная теория, в философии — философская концепция. В мифологической форме познания результат познания — религиозное учение, миф. Когда мир кажется живым, а понятно в нём только самое общее и самое важное, то «теория» другой быть не может, только религиозное учение. Но это тоже познание — интуитивное, долгое, проходящее вне целенаправленной познавательной деятельности, которая ещё не имела смысла.
Нет никаких "новых форм познания". Единственная форма познания на данный момент - это наука. Всё остальное есть результат странных расширительных трактовок терминов "знание" и "познание" в советской философии, и предмета для обсуждения тут нет.
Давайте на примере философии, это попроще.
Цитата:
«Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно — «любомудрие; любовь к мудрости») —
особая форма познания и система знаний об общих характеристиках, понятиях и принципах реальности (бытия), а также бытия человека, об отношении человека и окружающего его мира[2][3][4].
…
1. Существуют несколько совершенно различных причин,
почему философию иногда называют «наукой». Во-первых, некоторые философы самостоятельно называли свои философские теории «наукой», тем самым подчёркивая их точность или важность. Например, Гуссерль так называл свою феноменологию. Тем не менее в ретроспективе её статус как науки не получил общего признания. (См. Moore, Bruder, 2005, pp. 174—175; Singer, 2001, pp. 87—88) Во-вторых, могут быть политические причины для придания наиболее выгодному философскому течению более «высокого статуса» обоснованной науки. В-третьих, в некоторых направлениях философии, в особенности в аналитической философии, например в рамках логического позитивизма, существует мнение, что философия должна со временем развиться в точную науку. Наконец, в-четвёртых, определённые части философии, например логика, обладают всеми признаками науки. (См. Алексеев, Панин, 2005, Глава IV, §1 и §6)»
Философия. Википедия.
Вопрос объективного существования сверхъестественного закрыт презумпцией негативного атеизма.
Негативный атеизм — это идея, что если религия утверждает существование бога, то она сама и должна его существование доказать. А если не может, то, значит, и нет бога. Только религия наличие бога доказала, а негативный атеизм — не более чем святая простота, что-то типа этого. Космонавты в космос летали, бога не видели, аля-улю.
В науке доказательство эксперимент, в философии — логичность идеи. В религии доказательство интуиция, интуитивное ощущение истинности идеи. Вера, проще говоря. Поверьте в бога — и всё. Другие доказательства будут уже не нужны. Кажется, чушь? В чушь бы не верили. Потому что, кроме веры, никакое иное доказательство существования бога в принципе невозможно, даже если бог абсолютная реальность.
Например, даже явившийся людям бог не сможет доказать свою сверхъестественную природу. Не заставить поверить в себя — очевидно, богу это не сложно, а доказать — рациональными аргументами, логикой и фактами. Любое чудо можно будет списать на знания более развитой цивилизации, представителем которой бог на самом деле является, а чтобы проверить вечность существования бога, нужно самому существовать вечно. Даже сделав богом самого человека, бог докажет своё существование такому же богу, а не человеку. Наоборот, рационально объяснив, из каких законов происходит его сущность, бог перестанет быть богом — ведь бог устанавливает законы, а не подчиняется им.
Бог равен всему, так как он может всё. Но человеческое познание не может всё. В итоге на каком-то этапе рациональное объяснение сущности бога станет слишком сложным и в божественность бога всё равно останется только верить или не верить. Поэтому в бога в любом случае можно только верить или не верить, независимо от того, существует ли бог на самом деле или нет, а религии, требуя веры, но не предоставляя прямых доказательств, в этом непротиворечивы. Доказательством такие «доказательства» всё равно не станут, но авторитет бога и религии понизят.
То же касается таких элементов религии как душа или загробный мир. Никакая предъявленная реальная душа ещё не означает доказательство её наличия, так как невозможно будет доказать, что это настоящая душа. Поэтому бог, душа, и загробный мир должны быть скрыты от человека, даже если они есть. Иное приведёт только к тому, что одновременно со снижением авторитета религии возникнет идея другого — «настоящего» бога, «настоящей» души и «настоящей» жизни после смерти.
Только лишь кажущаяся противоречивость религий заметна в том числе в опровержении других аргументов. Например, можно встретить рассуждения о жестокости бога, который допускает в мире страдания и несправедливость, что как будто противоречит утверждению о его справедливости и милосердии, и потому, следовательно, это противоречие логически опровергает религию, где такое утверждается. Однако мир, где все счастливы, не может существовать, он не имеет смысла, поэтому или есть жизнь, где есть и боль и радость, или нет жизни. Таким образом, милосердие бога не противоречит наличию в мире зла. Также несостоятелен аргумент о неразумности или несправедливости неких конкретных «решений бога» — человек не видит всей картины и потому не способен судить достоверно. Стратегия не равна тактике, просчитывая ситуацию на два хода вперёд, можно, не подозревая этого, быть слепым орудием в руках того, кто просчитывает её на пять ходов; в некотором частном контексте можно наблюдать зло, а в контексте более общем оно предстанет добром; смысл целого не равен смыслу своих элементов, поэтому значение отдельных людей может быть несоразмерно с задачами социума — с другой стороны, можно по-разному трактовать задачи социума.
В целом же разумность любой идеи подтверждает практика — способствует идея росту качества жизни или нет. Религиозное учение способствует. В итоге религия внутренне непротиворечива, несмотря на то, что на первый взгляд может казаться таковой, а как концепция способствует росту качества жизни (например:
Религия и здоровье. Википедия).
Это давным-давно сделано, и я прямо на форуме давал ссылки на работы Рассела и Карнапа. Можете прочитать.
Если вы сможете сформулировать бессмысленность метафизики своими словами, то я вас тоже своими словами опровергну. А пока этого достаточно:
Цитата:
«
Концом логического позитивизма можно считать публикацию в 1950-х годах серии статей одного из бывших членов Венского кружка К. Гемпеля, в которых были отмечены принципиальные трудности и даже неясности, связанные с самим ключевым понятием осмысленности. Серьёзная критика неопозитивистских принципов была проведена американским логиком У. В. О. Куайном.»
Критика и влияние. Википедия.