До какой степени Вы хотели бы это формализовать?
"Многовато (чести)" хорошо бы формализовать до числовых значений. Или хотя бы в стиле нечеткой логики.
Оно здорово повлияло на понимание того, как устроены системы наших достаточно фундаментальных понятий, в частности, о числах. То, что для доказательства некоторых достаточно простых по форме утверждений о натуральных числах требуются предположения существования больших кардиналов, которые невыводимы даже из весьма сильных аксиоматик, говорит о многом.
Вопрос был про освоение "широкого класса процессов". А Вы опять аргументируете каким-то абстрактными объектами. (Я-то с пользой доказательства теоремы Ферма согласен, но Ваш, утилитарный подход пробуксовывает).
Может кто-то и разводит вокруг струнных теорий философию на тему критерия Поппера, но в сущности всем на эти философствования плевать.
Вы опять говорите за неких "всех". Нет, всем не плевать. Повторю цитату:
По мнению критиков теории струн, например, Ли Смолина и Дэвида Гросса, проблема ландшафта выводит теорию струн из рамок научности, так как она становится нефальсифицируемой:
Опять же, до какой степени Вы хотите формализации? Бессмысленные теоретические построения с моей точки зрения это те, которые заведомо никогда не пойдут на пользу развитию человечества.
Вы не можете знать, какие абстрактные построения приведут к пользе для человечества, а какие - заведомо нет.
Будете ли Вы считать фальсифицируемой теорию, в аксиоматику которой заложено предположение о существовании такого оракула? Обращаю внимание, что с алгоритмами и оракулом Вы сможете проделывать любые эксперименты, и если оракул хоть раз соврёт, факт его построения будет фальсифицирован.
Тут важно ещё, чтобы теория была внутренне не противоречива. То есть всю остальную аксиометику тоже нужно править. Далее два варианта
а) Если Вы говорите: вот он оракул, делайте с ним эксперименты, какие хотите. То да, очевидно теория будет фальсифицируема.
б) Если Вы говорите: оракул существует, но где он неизвестно, ищите сами. То этим Вы превращаете оракул в чайник Рассела, а теорию в нефальсифицруемую.
в) более интересен вариант, если заменить моментальный ответ на ответ за конечное, но не прогнозируемое время. Тогда даже при наличии оракула теория становится не фальсифицируемой.
Опять же, до какой степени Вы хотите формализации? "Толк" - это всё про ту же пользу для развития человечества. Если фальсификация теории требует фантастических технических возможностей, то с моей точки зрения такая теория нефальсифицируема. И рассуждения про "принципиальную возможность" ничего не изменят.
Хотя бы формализацию на уровне определения термина. Выше Вы определение "толка" не привели.
Наука как вид деятельности - это во многом социальный феномен (ага, "социальный конструктивизм", да?).
ну да.
Пока общественное мнение считает научную деятельность полезной, желающих заниматься ей оказывается достаточно. А как только сложится общественное мнение, что более полезными являются дискуссии о том, сколько чертей может уместиться на кончике иглы, так большое количество людей переключится на этот вид деятельности. И никакие формальные критерии не помогут.
Ещё есть вариант: наукой будет считаться дискуссия о том, сколько чертей может уместиться на кончике иглы. И вот тут-то критерий Поппера и поможет. Хотя бы частично - через него эти дискуссии не могут быть объявлены эмпирической наукой.
О, философия может ещё как помешать, если придавать ей слишком большое значение. Впрочем, может и не сильно мешать, если излишнего значения ей придаваться не будет и философствования будут рассматриваться только как личная причуда автора, а, скажем, не как поучения признанного авторитета на тему "правильно ли мыслят наши учёные".
Тут ещё нужно определиться, что Вы относите к философоии, а что - нет.
Критерий Поппера, как уже было показано - это вполне себе утилитарная штука. Она легко и с пользой применяется в реальном мире и приносит пользу человечеству (чтобы Вы не понимали под пользой человечеству).
Но придуман он был философом, и относится\относился к философии (к философии науки). Да, можно формально его отобрать у философов и перенести в эмпирическую науку - науковедение (что в каком-то виде и происходит). Но это никак не отменяет того факта, что он был разработан в рамках "философствований".
Вы же апеллируете к своему (и общественному) страху, что придут какие-то страшные философы, будут рассказывать, что такое хорошо и что такое плохо, а потом напишут заметку в газете "Красный флот".
Кстати, в этом контексте зачастую вспоминают лысенковщину. Так вот лысенковщина
а) это ещё мягкий вариант, по сравнению с "немецкой физикой", например. Лысенко просто за реальные или мнимые заслуги выдали карт-бланш на гнобление конкурентов административными методами.
б) если, почитать материалы приснопамятной сессии ВАСХНИЛ, то выяснится, что "формальных генетиков" гнобили именно по критерию утилитарности - мол, пока мы тут продовольственную безопасность обеспечивали во время войны, они мух разводили. То есть именно по тому критерию, за который Вы так ратуете.