"Жук" тяжелее. Там более тяжелый выбор. Я затрудняюсь сформулировать его кратко, может быть, у кого-то еще получится.
Надо же. Прочитал "Жука" как в превый раз. Почти ничего из него не помню, оказывается. Так до конца и не вспомнил, что там "подкидыши".
Да, здесь выбор посложнее будет, поскольку мы даже не знаем толком, из чего выбираем и к чему это приведет. Что-то вроде "Вот я повстречал чужака. Может, он хочет мне помочь. А может - проломить мне череп. Даже если первое много вероятнее второго, варианты неравноценные: жизнь мне всегда дороже. Так что может он и прекрасный человек, но лучше я его зарежу". И это мы так рассуждаем о другом человеке, который нам гораздо понятнее, чем инопланетянин. Чего ждать от инопланетянина (или их программы) - это предугадать вообще невозможно.
В первом приближении: Нам говорят "Сыграем в игру. Если выпадет решка - будешь жить, как жил. А если орел - с тобой случится нечто непредсказуемое." Кто будет играть в такую игру? Только тот, кому нечего терять.
Но здесь еще сложнее: не хочешь неизвестности, нужно ее убить (в виде человека). Не сделаешь этого - ты и все остальные получат непредсказуемый сюрприз.
Лучше все непонятное уничтожать и сохранять статус кво, чем рисковать жизнью своей и других, если только перед тобой не стоит выбор: смерть или неизвестное. Эта мысль многократно в разных книгах и фильмах встречается.
-- 05.01.2023, 13:39 --Red_HerringДа, это только в формальных моделях количество убитых все определяет, а вариантов действий у тебя всего два. Простой подход. А в жизни нужно еще разбираться, кто прав, кто виноват, кто заслужил то или это, а кто ни при чем. А вариантов действий может быть множество.
Стоять и смотреть, как толпа кого-то убивает, мы не можем. А с другой стороны, в этой толпе такие же, как и ты, люди, в них стрелять тоже неправильно. Завтра они, скорее всего, будут раскаиваться в содеянном, просто сегодня они невменяемые.
Думаю, тут часто дилемма ложная: нет простого двоичного выбора - ничего не делать или стрелять в толпу. Это артефакт модельной задачи. Всегда на самом деле есть какой-то другой выход.
Помню, в одной книжке французского автора (забыл и то и другое) описаны случаи, как во времена французской революции "эффект толпы" делал из людей неуправляемое стадо. В одном из таких случаев кто-то из толпы крикнул, что во всем виноват некто
. Именно этот лозунг был почему-то толпой подхвачен,
схватили и потащили к ближайшему уличному фонарю, чтобы повесить его на этом фонаре. Тогда
воскликнул "Неужели вам будет светлее, если вы повесите меня на этом фонаре?!". Это спасло ему жизнь. Ни в кого стрелять не пришлось, жертв не было.