Combat Zone
Что автор думал и что он в итоге сделал - обычно настолько разные вещи, что без ущерба для восприятия мнением автора о собственном произведении можно запросто пренебречь. Хотя исторически это интересно.
Положим, это верно, и в итоге произведение трансформировалось в сказание о проблеме выбора между долгом и моралью.
И вот тут возникает еще один вопрос: почему оно именно так трансформировалось.
А не в сагу о чужом монастыре и его уставе, например.
У тех же Стругацких достаточно произведений, когда земляне оказывались в роли первопроходцев на других планетах. И если планета была обитаема, то как правило, вставал вопрос: насколько мы, земляне, вправе вмешиваться в происходящее. И тем более не шла речь о том, чтобы аборигены принимали людей на каких-то льготных условиях. Приоритетной задачей было максимально интегрироваться в сообщество. Тот же Саракш, к примеру. Иначе - провал миссии. Не аборигены не правы, что как-то не так приняли, аборигены в своем праве.
Я понимаю ваш тезис (хоть авторский замысел его и не содержал, если верить автору). Но мне кажется, более ярко он проиллюстрирован в "Жуке в муравейнике", а не в "Отеле". В "Отеле" Глебски до последнего видел событие преступления, предполагаемых преступников, и его личным выбором было
уже потом взять на себя ответственность за случившееся ("Совесть у меня болит, вот что"). Мог ведь и не брать, не в его ответственности косяки иноземных миссий. "Жук" тяжелее. Там более тяжелый выбор. Я затрудняюсь сформулировать его кратко, может быть, у кого-то еще получится.
Если это, конечно, не оффтоп.
Историческая справка предназначалась в ответ на один из предшествовавших моему постов, "что этот текст --- это был такой способ морального давления на правоохранителей --- дескать, не стыдно ли вам преследовать людей, борющихся за положительные ценности ?" - когда как авторы хотели написать максимально беззубый текст, который бы точно приняли в печать.