Имхо, тут Вы не правы, т.к. то, что может быть тривиально Вам, как представителю научной диаспоры, стороннему наблюдателю может быть совершенно не очевидно.
Оправдать лично человека это может. Но это же одновременно указывает, что он некомпетентен в том, о чём говорит, и его высказывания не заслуживают внимания (а перед этим - и публикации).
Когда неподготовленный читатель читает что-то бесконтрольно -- это всегда опасно. Если он читает что-то про *ТО, то он может превратиться в эфирного фрика
Извините, нет. Эфирные фрики размножаются почкованием, а не самозарождаются.
В СССР было очень много литературы по *ТО, и хотя это был очень паршивый научпоп, но эфирной литературы не было, и эфирных фриков как следствие тоже не было.
Сама идея, что про эфир можно пофричествовать, должна как-то проникнуть в мозг читателя, который не понимает *ТО (а таких - абсолютное большинство из читателей научпопа). И вот сегодня эта идея уже широко известна. Но самозародиться она не могла, она была вброшена в медиа нарочно.
В данном конкретном примере вы не в курсе дела.
На самом деле я говорил про социологию науки, а она очень сильно переплетена с философией науки, которая осмысляет выводы социологии.
Боюсь, это вы слишком оптимистично себе представляете соотношение между социологией и философией, в данном случае социологией науки и философией науки. Социология науки - нормальная наука (часть социологии), и отнюдь не нуждается в том, чтобы философы в ней что-то "осмысляли".
В общем, все эти разговоры повторяются по
-му кругу, и "защитникам философии" стоило бы читать предыдущие "круги", и подготовить ответы на базовые и постоянно произносящиеся вопросы и возражения. Например:
Но сам вопрос выбора экспертов -- это тоже не тривиальная задача.
Нетривиальная, но решаемая. Экспертов выбирают другие эксперты.
Чтобы эта схема работала, достаточно, чтобы сообщество экспертов было нескомпрометировано хотя бы более чем на 50 %. Есть области отечественной науки, в которых это условие, по-видимому, не выполняется, но с учётом международного сообщества - таких областей меньше. Где в отечестве плохо дело - можно полагаться на зарубежных экспертов. (Что хорошо, в условной "Западной науке" национальных барьеров между экспертными сообществами почти нет, Европа - большой котёл, а + США и ещё пара стран - ещё больший над-котёл.)
Поиск общих закономерностей помог бы удешевить эту задачу.
Такой поиск ведётся лет 400 без существенных достижений. И как-то не видно предпосылок, чтобы достижения появились именно со стороны философов. У них нет ни новых методов, ни новых данных. (В отличие от социологов, у которых как раз наукометрия и Big Data.)
Вы думаете химику-аналитику совершенно необходимо знать процессы, происходящие при ионизации образца в масс-спектрометре, чтобы решать свою задачу? (спойлер: нет)
Я подозреваю, вы эти процессы всё-таки знаете - это раз.
Я подозреваю, что человек, их не знающий, не поднимется выше ассистента лаборанта, и соответственно, его мнение о научном сообществе и философии науки в итоге будет иметь не слишком высокий вес - это два.
Дык это не та же самая философия науки!!! это -- мусорная философия.
Сами философы признают её нормальной. И не чистят "себя" от мусора. (И даже не зовут сторонних экспертов для рецензий.) Отсюда напрашивается вывод о качестве и всей остальной философии науки.
Как раз из-за того, что философы и социологи науки (а учёные и подавно) вовремя не объяснили чиновникам как правильно пользоваться хорошим инструментом.
Ну нет. Объясняют-объясняют, а те всё равно пользуются неправильно. Причины тут другие (углубляться в них - офтопик). Но и инструмент пока далеко не такой хороший, как вам воображается. Он эффективен примерно в сортировке тех самых лаборантов и ассистентов лаборантов, а задачи им пытаются решать совсем другие. (И это - уже не только чиновники, но и социологи науки, например.)