И это всё? В этом вся философия?
Я прочитал... Нет, не так. Я вдумчиво прочитал массу книг по философии (Платона, Аристотеля, Декарта, Канта, Гегеля и пр.), и кое-что, кажется, в ней понял. Возможно, я самый подкованный в философии участник форума! Поэтому слушайте!
Вопрос о первичности можно переписать ещё и так: "Что первично: идеи или материя?" Он же задан Энгельсом для разделения философии на материализм и идеализм.
Суть вопроса в том, как будет развиваться знание:
- Дойдет ли оно до первопричин, до каких-то самых фундаментальных кирпичиков мироздания и законов, которые управляют поведением этих кирпичиков?
- Или за любыми кирпичиками и законами будут обнаруживаться ещё более фундаментальные кирпичики и законы?
В первом случае речь идет
о неразложимых, неделимых, вне времени существующих (т.е. о нематериальных, идеальных) первокирпичиках, первозаконах, первоидеях, в которые знание рано или поздно упрётся.
- Эти первоосновы, эти платоновские идеи существуют в сознании Бога и отражаются в вашем, данном Богом сознании, если вы объективный идеалист (как Гегель).
- Или они существуют только в вашем, божественном сознании, если вы тяготеете к солипсизму, к субъективному идеализму.
- Или же вселенная -- механизм, который был сконструирован и запущен Богом, который сам вне вселенной. Это уже метафизический "материализм" (как у Ньютона), и он, если вдуматься, мало чем отличается от объективного идеализма.
Так или иначе здесь у познания и природы есть предел -- фундаментальнейший Закон, Идея. Называйте как хотите.
Во втором случае любые кирпичики
материальны, т.е. имеется материал, из которого они состоят. (Да, всё так просто! Но это стало ясным только с проникновением идеи тотального развития, тотальной эволюции в философию.) Когда-то эти кирпичики не существовали, потом они возникли из более фундаментальных кирпичиков. Нет никаких самых фундаментальных кирпичиков и законов. Познание движется в противоположную природной эволюции сторону: от менее фундаментальных вещей к более фундаментальным. И познание потенциально никогда не завершится, как и эволюция природы.
Первый случай -- это метафизика. Второй -- это признание бесконечной эволюции, потенциальной неисчерпаемости природы и знаний, т.е. диалектика.
***
В первом случае считать первоосновами можно всё, что вы находите достойным имени "первоосновы":
- логические и математические законы (как у Гегеля, Тегмарка и, кажется, Вайнберга),
- суперструны,
- "элементарные ощущения" и прочее.
Для метафизики существенно только то, что первоосновы должны быть нематериальными, т.е. неразложимыми, невыводимыми, вечными. Это Бог.
Проблема здесь в том, что если вы стоите на первой позиции, то вы склонны к тому, чтобы любую непонятную вещь преждевременно объявить божественно непостижимой. А ещё вы склонны к преждевременному состряпыванию единой теории всего, в основе которой, разумеется, божественно необъяснимые аксиомы.
В противном же случае вы склонны копать глубже и искать ещё более глубокий фундамент.
Вот такая дихотомия возникает из этого энгельсовского вопроса.
И это всё. В этом вся философия... этого вопроса.
-- 09.07.2015, 16:03 --Ну, не вся, я думаю. Есть ещё один нюанс. Но его обсуждение выйдет за пределы темы и, возможно, за пределы дозволенного на форуме. Это уже ближе к мистике.
-- 09.07.2015, 16:21 --Вопрос о первичности можно переписать ещё и так: "Что первично: идеи или материя?"
Или так: "Что первично: идеал(ы) или материя?"