2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
 
 Re: Мастер не заслужил света?
Сообщение16.05.2020, 14:11 
Аватара пользователя
Моя ирония не понята, ваша зачтена. :-)
Авалон всё же имеет какую-никакую географическую привязку, а "покой", я думаю, место чисто потустороннее.

 
 
 
 Re: Мастер не заслужил света?
Сообщение17.05.2020, 16:44 
Аватара пользователя
Цитата:
– А скажите, почему Маргарита вас называет мастером? – спросил Воланд.
Тот усмехнулся и сказал:
– Это простительная слабость. Она слишком высокого мнения о том романе, который я написал.
– О чем роман?
– Роман о Понтии Пилате.
Тут опять закачались и запрыгали язычки свечей, задребезжала посуда на столе, Воланд рассмеялся громовым образом, но никого не испугал и смехом этим никого не удивил. Бегемот почему-то зааплодировал.
– О чем, о чем? О ком? – заговорил Воланд, перестав смеяться. – Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? Дайте-ка посмотреть, – Воланд протянул руку ладонью кверху.


Неоднократно после прочтения романа задавала одиннадцатиклассникам такой вопрос:"Чему так удивился и почему рассмеялся Воланд, узнав о теме романа? Почему предложил найти другую тему?"
И почти никогда не получала правильного ответа на вопрос, все крутились возле второстепенных моментов.
Уважаемые участники форума, могу я вам задать этот же вопрос? Что вы думаете по этому поводу?

 
 
 
 Re: Мастер не заслужил света?
Сообщение17.05.2020, 16:58 
Аватара пользователя

(Мой ответ)

Дело в явных параллелях между репрессиями Тиберия и Сталина.

Император Тиберий наполнил новым содержанием древний закон об оскорблении величия римского народа, по которому полагались тяжелые наказания вплоть до казни. Если в Республике под оскорблением величия народа понималась измена, мятеж или убийство высшего чиновника, то теперь – оскорбление императора. Каковым, в частности, считались драка рядом с императорской статуей, недостаточная похвала (!) речи императора и чуть ли не "невосторженный образ мыслей" (с). В общем, это был классический 1937 год с массовыми доносами. В последние десять лет правления Тиберия не проходило и дня без казни, причем часто вместе с осужденным казнили его детей и внуков.

Как это там говорил Понтий наш Пилат? "Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? О, боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место?"

 
 
 
 Re: Мастер не заслужил света?
Сообщение17.05.2020, 17:08 
Аватара пользователя

(Оффтоп)

Дарья Донцова писал(а):
В детстве я совершенно не понимала, в окружении каких людей живу. Ну бегает со мной наперегонки Корней Иванович, ну написал мне Валентин Петрович сочинение, заданное в школе на тему «Образ главного героя в повести Катаева „Белеет парус одинокий“». Самое интересное, что он получил за него тройку и потом дико хохотал, изучая мою тетрадь, всю испещренную красными замечаниями, начинавшимися со слов «В. П. Катаев хотел сказать…»

 
 
 
 Re: Мастер не заслужил света?
Сообщение17.05.2020, 20:49 
Аватара пользователя
berenika в сообщении #1463383 писал(а):
И почти никогда не получала правильного ответа на вопрос,

правильные ответы бывают только в учебниках по математике, в конце книжки обычно

 
 
 
 Re: Мастер не заслужил света?
Сообщение17.05.2020, 22:04 
Аватара пользователя
Anton_Peplov, спасибо за ответ.
Да, действительно, он, кажется, лежит на поверхности, а вот в большинстве своём отвечают, что роман на религиозную тему не может приветствоваться в период советского воинствующего атеизма. В интернете этот ответ гуляет как популярный. А ведь Мастер называет свой роман именно романом "о Понтии Пилате". Тема власти и диктаторства в нём главная. И тема ответственности за свой нравственный выбор.
pogulyat_vyshel в сообщении #1463448 писал(а):
правильные ответы бывают только в учебниках по математике, в конце книжки обычно

Эта песенка не нова. Настолько же не нова, насколько примитивна.

 
 
 
 Re: Мастер не заслужил света?
Сообщение17.05.2020, 22:34 
Аватара пользователя
berenika в сообщении #1463478 писал(а):
Да, действительно, он, кажется, лежит на поверхности
Сегодня - отнюдь не лежит.
Про эпоху Тиберия в школе не рассказывают, я сам о ней узнал из учебника для исторических факультетов. Так что остаётся увидеть тему тирании в самом романе. Но человеческий глаз сам решает, что фигура, а что фон. Исходя из ранее усвоенного опыта. И то, что бросалось в глаза современникам Михаила Афанасьевича, вовсе не так очевидно сегодняшним детям. Нынешний школьник, прочитав "в окошко мне постучали", просто не поймёт, о чём речь (и вот даже не знаю, огорчаться ли по этому поводу).

 
 
 
 Re: Мастер не заслужил света?
Сообщение18.05.2020, 01:13 
berenika в сообщении #1463478 писал(а):
Да, действительно, он, кажется, лежит на поверхности

Это точно единственно верный и правильный ответ? Это же литературное произведение. Как же быть со свободой мнений? Как же научить думать, привить свободомыслие? Вообще, у школьника не может быть своего взгляда на произведение?

Такой правильный ответ, выглядит, крайне надуманным. Все-таки, несмотря на предполагаемое сходство времен, есть и различия. Например, вспоминая Тиберия, первое, что вспоминают это оргии обычно, а при Сталине наоборот свернули все достижения сексуальной революции, даже написали "двенадцать половых заповедей революционного пролетариата", что делает оргии патрициев времен Тиберия недопустимыми для партработников времен Сталина. Хотя, Сталин и называл себя интеллигентом, есть мнение, что не любил устаревших слов и был довольно груб, это в отличии от Тиберия. Также, происхождение Сталина(сына сапожника) и Тиберия из патрицианского рода Клавдиев, разнится довольно сильно. Кроме того, известно, что Тиберий защищал царя Архелая, а также организовал подвоз хлеба. Неизвестно, чтобы Сталин защищал каких-либо царей, зато известно про раскулачивания и экспроприации(до этого), это вместо подвоза хлеба.

Про Тиберия, Транквилл пишет
Цитата:

Хотя верховную власть[527] он без колебания решился тотчас и принять и применять, хотя он уже окружил себя вооруженной стражей, залогом и знаком господства, однако на словах он долго отказывался от власти, разыгрывая самую бесстыдную комедию: то он с упреком говорил умоляющим друзьям, что они и не знают, какое это чудовище – власть, то он двусмысленными ответами и хитрой нерешительностью держал в напряженном неведении сенат, подступавший к нему с коленопреклоненными просьбами. Некоторые даже потеряли терпение: кто-то среди общего шума воскликнул: «Пусть он правит или пусть он уходит!»; кто-то в лицо ему заявил, что иные медлят делать то, что обещали, а он медлит обещать то, что уже делает. (2) Наконец, словно против воли, с горькими жалобами на тягостное рабство, возлагаемое им на себя, он принял власть. Но и тут он постарался внушить надежду, что когда-нибудь ее сложит, – вот его слова: «…до тех пор, пока вам не покажется, что пришло время дать отдых и моей старости».

...
Угодливость была ему так противна, что он не подпускал к своим носилкам никого из сенаторов, ни для приветствия, ни по делам. Когда один консуляр[538], прося у него прощения, хотел броситься к его ногам, он так от него отшатнулся, что упал навзничь. Даже когда в разговоре или в пространной речи он слышал лесть, то немедленно обрывал говорящего, бранил и тут же поправлял. Когда кто-то обратился к нему «государь»[539], он тотчас объявил, чтобы более так его не оскорбляли. Кто-то другой называл его дела «священными» и говорил, что обращается к сенату по его воле; он поправил его и заставил сказать вместо «по его воле» – «по его совету», и вместо «священные» – «важные»


Вроде, ничего подобного Сталин не разыгравал, угодливость видимо любил, культ личности при Сталине сформировался. Когда Сталин умер, народ плакал, когда умер Тиберий кричали "Тиберия в Тибр". Много различий.


Более понятным кажется, что Воланд это все-таки антихрист, он присутствовал у Понтия Пилата, когда народ распял Иешуа, для него это была личная победа. Мастер написал Оду победе антихриста. Когда Воланд был на земле во времена Пилата и Тиберия, он одержал свою величайшую победу, когда вернулся во времена Сталина, то в этот раз Мастер к его возвращению написал свою гимнодию(даже не зная об этом). Он только вернулся, а, уже готова гимнодия, это его и позабавило.

-- 18.05.2020, 01:25 --

Да, и само по себе. Иешу распял и приговорил народ, а не тройка НКВД. Понтий Пилат умывал руки, а Сталин, - нет. Вряд ли, кто бы ни был автором, мог не видеть и/или не понимать этой разницы.

 
 
 
 Re: Мастер не заслужил света?
Сообщение18.05.2020, 01:29 
berenika в сообщении #1463383 писал(а):
такой вопрос:"Чему так удивился и почему рассмеялся Воланд, узнав о теме романа? Почему предложил найти другую тему?"

berenika в сообщении #1463478 писал(а):
А ведь Мастер называет свой роман именно романом "о Понтии Пилате". Тема власти и диктаторства в нём главная. И тема ответственности за свой нравственный выбор.

То есть, Мастер писал политический роман? Хм, по-моему, говоря языком школьных сочинений, сильное снижение образа. Я всегда, особо впрочем не задумываясь, считал Пилата в романе способом рассказать о Иешуа. Об этом последнем сказано не очень много. Кураев, тут была на него ссылка, даже нашёл, что
Цитата:
«Пилатовы главы», взятые сами по себе – кощунственны и атеистичны. Они написаны без любви и даже без сочувствия к Иешуа. Мастер говорит Ивану: «Я написал роман как раз про этого самого Га-Ноцри и Пилата»[65]. Довольно-таки пренебрежительное упоминание…

Я бы с ним здесь не согласился. И именно через Пилата можно понять, почему вдруг такие всемирные последствия описываемых событий. Ведь не оттого же Пилат был терзаем, что лекаря потерял? Что известно из записей Левия Матвея? Вчера-де мы ели сладкие весенние баккуроты. Не очень впечатляет. "Смерти нет" - тоже. Возможно, это намеренная скупость описания - о свете нельзя писать много, потеряется величие. Видимо, сообщить читателю магическое влияние этой личности на людей была задача не из лёгких. Она решена через Пилата. Ну, ещё лыко в строку - Афраний выбрасывает подаренную Пилатом драгоценность.

Кстати, Воланд сам объяснил свою реакцию - "-- О чем, о чем? О ком? -- заговорил Воланд, перестав смеяться. -- Вот теперь? Это потрясающе!" Как видно, его просто поразила несвоевременность.

Да и, буде Мастер политический роман писал, на хрена бы он Маргарите-то сдался? Роман имею ввиду. Помним ведь, как она произносила его строки - так читают политический роман? А розы в политических романах засушивают?

А вообще, весь настрой романа, я думаю, можно передать следующей цитатой -
Цитата:
...уйти от будничной жизни с ее мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей. Эта причина толкает людей с тонкими душевными струнами от личного бытия вовне в мир объективного видения и понимания. Эту причину можно сравнить с тоской, неотразимо влекущей горожанина из окружающей его шумной и мутной среды к тихим высокогорным ландшафтам, где взгляд далеко проникает сквозь неподвижный чистый воздух, тешась спокойными очертаниями, которые кажутся предназначенными для вечности.

Можно сравнить с описанием покоя в романе.. Догадайтесь, кто автор ;)

 
 
 
 Re: Мастер не заслужил света?
Сообщение18.05.2020, 01:37 
пианист в сообщении #1463388 писал(а):

(Оффтоп)

Дарья Донцова писал(а):
В детстве я совершенно не понимала, в окружении каких людей живу. Ну бегает со мной наперегонки Корней Иванович, ну написал мне Валентин Петрович сочинение, заданное в школе на тему «Образ главного героя в повести Катаева „Белеет парус одинокий“». Самое интересное, что он получил за него тройку и потом дико хохотал, изучая мою тетрадь, всю испещренную красными замечаниями, начинавшимися со слов «В. П. Катаев хотел сказать…»

Тоже сразу вспомнилось.

 
 
 
 Тиберий и Сталин
Сообщение18.05.2020, 05:34 
Аватара пользователя
Seman в сообщении #1463519 писал(а):
Про Тиберия, Транквилл пишет
Цитата:
Угодливость была ему так противна, что он не подпускал к своим носилкам никого из сенаторов, ни для приветствия, ни по делам. Когда один консуляр[538], прося у него прощения, хотел броситься к его ногам, он так от него отшатнулся, что упал навзничь. Даже когда в разговоре или в пространной речи он слышал лесть, то немедленно обрывал говорящего, бранил и тут же поправлял. Когда кто-то обратился к нему «государь»[539], он тотчас объявил, чтобы более так его не оскорбляли. Кто-то другой называл его дела «священными» и говорил, что обращается к сенату по его воле; он поправил его и заставил сказать вместо «по его воле» – «по его совету», и вместо «священные» – «важные»

Вроде, ничего подобного Сталин не разыгравал, угодливость видимо любил, культ личности при Сталине сформировался.


Фейхтвангер. Я здесь всего 4–5 недель. Одно из первых впечатлений: некоторые формы выражения уважения и любви к Вам кажутся мне преувеличенными и безвкусными. Вы производите впечатление человека простого и скромного. Не являются ли эти формы для Вас излишним бременем?

Сталин. Я с вами целиком согласен. Неприятно, когда преувеличивают до гиперболических размеров. В экстаз приходят люди из-за пустяков. Из сотен приветствий я отвечаю только на 1–2, не разрешаю большинство их печатать, совсем не разрешаю печатать слишком восторженные приветствия, как только узнаю о них. В девяти десятых этих приветствий – действительно полная безвкусица. И мне они доставляют неприятные переживания.

Я хотел бы не оправдать – оправдать нельзя, а по-человечески объяснить, откуда такой безудержный, доходящий до приторности восторг вокруг моей персоны. Видимо, у нас в стране удалось разрешить большую задачу, за которую поколения людей бились целые века – бабувисты, гебертисты, всякие секты французских, английских, германских революционеров. Видимо, разрешение этой задачи (ее лелеяли рабочие и крестьянские массы): освобождение от эксплуатации вызывает огромнейший восторг. Слишком люди рады, что удалось освободиться от эксплуатации. Буквально не знают, куда девать свою радость.

Очень большое дело – освобождение от эксплуатации, и массы это празднуют по-своему. Все это приписывают мне – это, конечно, неверно, что может сделать один человек? Во мне они видят собирательное понятие и разводят вокруг меня костер восторгов телячьих.

Фейхтвангер. Как человек сочувствующий СССР, я вижу и чувствую, что чувства любви и уважения к Вам совершенно искренни и элементарны. Именно потому, что Вас так любят и уважают, не можете ли Вы прекратить своим словом эти формы проявления восторга, которые смущают некоторых ваших друзей за границей?

Сталин. Я пытался несколько раз это сделать. Но ничего не получается. Говоришь им – нехорошо, не годится это. Люди думают, что это я говорю из ложной скромности.

Хотели по поводу моего 55-летия поднять празднование. Я провел через ЦК ВКП(б) запрещение этого. Стали поступать жалобы, что я мешаю им праздновать, выразить свои чувства, что дело не во мне. Другие говорили, что я ломаюсь. Как воспретить эти проявления восторгов? Силой нельзя. Есть свобода выражения мнений. Можно просить по-дружески.

Это проявление известной некультурности. Со временем это надоест. Трудно помешать выражать свою радость. Жалко принимать строгие меры против рабочих и крестьян.

Очень уже велики победы. Раньше помещик и капиталист был демиургом, рабочих и крестьян не считали за людей. Теперь кабала с трудящихся снята. Огромная победа! Помещики и капиталисты изгнаны, рабочие и крестьяне – хозяева жизни. Приходят в телячий восторг.

Народ у нас еще отстает по части общей культурности, поэтому выражение восторга получается такое. Законом, запретом нельзя тут что-либо сделать. Можно попасть в смешное положение. А то, что некоторых людей за границей это огорчает – тут ничего не поделаешь. Культура сразу не достигается. Мы много в этой области делаем: построили, например, за одни только 1935 и 1936 годы в городах свыше двух тыс. новых школ. Всеми мерами стараемся поднять культурность, Но результаты скажутся через 5–6 лет. Культурный подъем идет медленно. Восторги растут бурно и некрасиво.

Фейхтвангер. Я говорю не о чувстве любви и уважения со стороны рабочих и крестьянских масс, а о других случаях. Выставляемые в разных местах ваши бюсты – некрасивы, плохо сделаны. На выставке планировки Москвы, где все равно прежде всего думаешь о Вас, – к чему там плохой бюст? На выставке Рембрандта, развернутой с большим вкусом, к чему там плохой бюст?

Сталин. Вопрос закономерен. Я имел в виду широкие массы, а не бюрократов из различных учреждений. Что касается бюрократов, то о них нельзя сказать, что у них нет вкуса. Они боятся, если не будет бюста Сталина, то их либо газета, либо начальник обругает, либо посетитель удивится. Это область карьеризма, своеобразная форма «самозащиты» бюрократов: чтобы не трогали, надо бюст Сталина выставить.

Ко всякой партии, которая побеждает, примазываются чуждые элементы, карьеристы. Они стараются защитить себя по принципу мимикрии – бюсты выставляют, лозунги пишут, в которые сами не верят. Что касается плохого качества бюстов, то это делается не только намеренно (я знаю, это бывает), но и по неумению выбрать. Я видел, например, в первомайской демонстрации портреты мои и моих товарищей: похожие на всех чертей. Несут люди с восторгом и не понимают, что портреты не годятся. Нельзя издать приказ, чтобы выставляли хорошие бюсты, – ну их к черту! Некогда заниматься такими вещами, у нас есть другие дела и заботы, на эти бюсты и не смотришь.

 
 
 
 Re: Мастер не заслужил света?
Сообщение18.05.2020, 11:29 
Аватара пользователя
Seman в сообщении #1463519 писал(а):
Про Тиберия, Транквилл пишет

Читаете Светония? Это похвально.
Seman в сообщении #1463519 писал(а):
Мастер написал Оду победе антихриста.

:facepalm:
chislo_avogadro в сообщении #1463524 писал(а):
Ну, ещё лыко в строку - Афраний выбрасывает подаренную Пилатом драгоценность.

Лыко было лишним - этого эпизода в романе нет. Текст надо читать, а не по фильму судить о произведении.
И вообще, чтобы предметно, а не с кондачка рассуждать о художественном тексте, надо его ЧИТАТЬ, возможно, не один раз, понять эпоху и биографию автора, почитать авторские мемуары, его комментарии к тексту (если таковые имеются) и много чего ещё сделать. И в этом меня не способен переубедить никто. :-) Иначе соваться не стоит, ибо
Цитата:
над вами потешаться будут.

SergeCpp, спасибо за всегда актуальные ссылки.

 
 
 
 Re: Мастер не заслужил света?
Сообщение18.05.2020, 11:56 
Аватара пользователя
chislo_avogadro в сообщении #1463524 писал(а):
То есть, Мастер писал политический роман?

Само понятие "политический роман", на мой взгляд, не говорит практически ни о чём. В Википедии в категории "Политический роман" - 16 разных романов. И что общего между "Бесами" Достоевского, "Оводом" Войнич и "Что делать?" Чернышевского? Это абсолютно разные произведения абсолютно разных авторов. И, кстати, довольно-таки различного художественного уровня. Об остальных 13 романах в этой категории представления не имею, однако, если судить по авторам, то следует предположить, что и они не имеют ничего общего с уже названными. С другой стороны, есть явно политизированные произведения, которые в данную категорию почему-то не попали (например, романы Шолохова). В общем, само понятие "политический роман" выглядит искусственно. Полагаю, что хоть как-то судить о романе на основании подобных "эпитетов" просто невозможно. Так что Ваша аргументация здесь чрезвычайно слаба.
chislo_avogadro в сообщении #1463524 писал(а):
Да и, буде Мастер политический роман писал, на хрена бы он Маргарите-то сдался? Роман имею ввиду.

Имейте в виду: есть ещё такой критерий, как степень талантливости автора/произведения. Критерий зыбкий, практически неуловимый. И вместе с тем очень точный. Именно он и выходит в вопросах типа "на хрена сдался?" на первую роль.

P.S. По сути: думаю, что berenika и Anton_Peplov попали в точку.

 
 
 
 Re: Мастер не заслужил света?
Сообщение18.05.2020, 13:59 
Аватара пользователя
Mihr в сообщении #1463576 писал(а):
P.S. По сути: думаю, что berenika и Anton_Peplov попали в точку.


По сути думаю, что эта точка - анахронизм.

Цитата:
Вопрос о том, когда именно писатель приступил к работе над «последним закатным романом», в булгаковедении остаётся открытым: по одним данным, черновые наброски Михаил Афанасьевич начал делать в 1928 году[1], по другим — в 1929-м[2].


1928-1929 годы, это, конечно, конец дискуссий в партии. Но культ личности Сталина ещё не сформировался, да и параллели с поздним Тиберием несколько неуместны.

 
 
 
 Re: Мастер не заслужил света?
Сообщение18.05.2020, 14:05 
Про реакцию Воланда - может быть надо проще всё это понимать, приземлённее и без сложных, скорее всего надуманных, глубоких аналогий? Он удивился, что это так несвоевременно и не приветствуется, не более того, а вот пишет?...Несвоевременная книга.

 
 
 [ Сообщений: 121 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group