Да, действительно, он, кажется, лежит на поверхности
Это точно единственно верный и правильный ответ? Это же литературное произведение. Как же быть со свободой мнений? Как же научить думать, привить свободомыслие? Вообще, у школьника не может быть своего взгляда на произведение?
Такой правильный ответ, выглядит, крайне надуманным. Все-таки, несмотря на предполагаемое сходство времен, есть и различия. Например, вспоминая Тиберия, первое, что вспоминают это оргии обычно, а при Сталине наоборот свернули все достижения сексуальной революции, даже написали "двенадцать половых заповедей революционного пролетариата", что делает оргии патрициев времен Тиберия недопустимыми для партработников времен Сталина. Хотя, Сталин и называл себя интеллигентом, есть мнение, что не любил устаревших слов и был довольно груб, это в отличии от Тиберия. Также, происхождение Сталина(сына сапожника) и Тиберия из патрицианского рода Клавдиев, разнится довольно сильно. Кроме того, известно, что Тиберий защищал царя Архелая, а также организовал подвоз хлеба. Неизвестно, чтобы Сталин защищал каких-либо царей, зато известно про раскулачивания и экспроприации(до этого), это вместо подвоза хлеба.
Про Тиберия, Транквилл пишет
Цитата:
Хотя верховную власть[527] он без колебания решился тотчас и принять и применять, хотя он уже окружил себя вооруженной стражей, залогом и знаком господства, однако на словах он долго отказывался от власти, разыгрывая самую бесстыдную комедию: то он с упреком говорил умоляющим друзьям, что они и не знают, какое это чудовище – власть, то он двусмысленными ответами и хитрой нерешительностью держал в напряженном неведении сенат, подступавший к нему с коленопреклоненными просьбами. Некоторые даже потеряли терпение: кто-то среди общего шума воскликнул: «Пусть он правит или пусть он уходит!»; кто-то в лицо ему заявил, что иные медлят делать то, что обещали, а он медлит обещать то, что уже делает. (2) Наконец, словно против воли, с горькими жалобами на тягостное рабство, возлагаемое им на себя, он принял власть. Но и тут он постарался внушить надежду, что когда-нибудь ее сложит, – вот его слова: «…до тех пор, пока вам не покажется, что пришло время дать отдых и моей старости».
...
Угодливость была ему так противна, что он не подпускал к своим носилкам никого из сенаторов, ни для приветствия, ни по делам. Когда один консуляр[538], прося у него прощения, хотел броситься к его ногам, он так от него отшатнулся, что упал навзничь. Даже когда в разговоре или в пространной речи он слышал лесть, то немедленно обрывал говорящего, бранил и тут же поправлял. Когда кто-то обратился к нему «государь»[539], он тотчас объявил, чтобы более так его не оскорбляли. Кто-то другой называл его дела «священными» и говорил, что обращается к сенату по его воле; он поправил его и заставил сказать вместо «по его воле» – «по его совету», и вместо «священные» – «важные»
Вроде, ничего подобного Сталин не разыгравал, угодливость видимо любил, культ личности при Сталине сформировался. Когда Сталин умер, народ плакал, когда умер Тиберий кричали "Тиберия в Тибр". Много различий.
Более понятным кажется, что Воланд это все-таки антихрист, он присутствовал у Понтия Пилата, когда народ распял Иешуа, для него это была личная победа. Мастер написал Оду победе антихриста. Когда Воланд был на земле во времена Пилата и Тиберия, он одержал свою величайшую победу, когда вернулся во времена Сталина, то в этот раз Мастер к его возвращению написал свою гимнодию(даже не зная об этом). Он только вернулся, а, уже готова гимнодия, это его и позабавило.
-- 18.05.2020, 01:25 --Да, и само по себе. Иешу распял и приговорил народ, а не тройка НКВД. Понтий Пилат умывал руки, а Сталин, - нет. Вряд ли, кто бы ни был автором, мог не видеть и/или не понимать этой разницы.