Возмём этот пример:
Молния - не стрелой Перуна (Ио, Зевса, ваджрой Индры, молотом Тора), а электрической искрой между облаками и землёй.
То, что молния - электрическая искра между облаками и землёй, никак не опровергает верности интуитивного представления о молнии, как о светящейся штуковине, вырывающейся из облаков и сопровождающейся громом. "Молот Тора" - это не интуитивное представление о молнии, а попытка её объяснения. Так же и с сознанием - сознание есть то, что я под ним понимаю. Объяснить его природу я не пытаюсь. Вот если бы попытался, то и сделал бы ошибку скорее всего. А пока её скорее всего делают те, которые его уже объясняют и делают очень смелые предположения по поводу его природы. А, быть может, окажется, что сознание - это на самом деле молот Тора.
Очень трудно спорить с таким читателем...
Я про гравитацию не спорил. Я сказал, что не знаю.
В общем то, что я писал в прошлом сообщении про рыб, было лишь объяснением моей детской уверенности. Я и не рассчитывал на то, что тем самым обосную свою позицию. Теперь я нашёл информацию про филогенез поведения животных в связи с развитием их нервной системы. Здесь можно ограничиться позвоночными.
Критические этапы развития мозгового обеспечения поведения в эволюции позвоночных. А.И. Карамян, И.В. Малюкова.
Первый критический этап (бесчерепные). Удается выработать лишь суммационные реакции, а у миног (круглоротые) - квазиусловные рефлексы, занимающие промежуточное положение между суммационными и истинными рефлексами.
Второй критический этап представлен пластиножаберными рыбами (скаты, акулы), структуры таламуса и конечного мозга которых еще недостаточно развиты. У этих животных удалось выработать условные рефлексы, которые были непрочными, сохранялись в течение нескольких суток и характеризовались невысоким уровнем их осуществления. Передний мозг пластиножаберных рыб не принимает участия в организации сложных поведенческих актов.
А.С. Батуев писал(а):
У пластинчатожаберных рыб дифференциация структур переднего мозга в морфофункциональном отношении еще недостаточно развита (А.И. Карамян, И.В. Малюкова, 1987). Это отражается и на характере условно-рефлекторной деятельности. У акул и скатов условные рефлексы вырабатываются медленно, осуществляются с большим латентным периодом, характеризуются непрочностью, значительной вариабельностью выполнения. Функцию высшего интегративного мозгового аппарата у этих животных выполняет сильно развитый мозжечок с его богатыми межцентральными связями с остальными отделами мозга. Передний мозг в условнорефлекторной деятельности участия еще не принимает.
Костистые рыбы отличаются более сложной и дифференцированной организацией головного мозга и сенсорных систем. У них вырабатываются истинные пищевые и оборонительные условные рефлексы на простые и сложные световые, звуковые, обонятельные сигналы, постоянное и переменное магнитное поле. Костистые рыбы характеризуются всем репертуаром форм ассоциативного научения и сенсорного различения. Однако, как подчеркивает Б.Ф. Сергеев (1967), разобщенность центральных аппаратов сенсорных систем, а также слабость нервных процессов препятствует образованию внутри- и межсенсорных условных рефлексов (ассоциативные временные связи), что свидетельствует о низком уровне аналитико-синтетической деятельности.
Третий этап представлен рептилиями (особенно черепахами),
на поверхности конечного мозга которых формируется примитивный неокортекс. Эти животные способны к формированию более сложных форм поведения по сравнению с низшими позвоночными. Однако высшая нервная деятельность черепах отличается слабостью нервных процессов, несовершенством памяти,
отсутствием способности к вероятностному прогнозированию. Ведущую роль в интегративной функции мозга у черепах выполняет полосатое тело (стриатум).
А.С. Батуев писал(а):
В эволюции позвоночных рептилии занимают особое положение, ибо они представляют собой тот узловой этап эволюции, от которого формируются две независимые филогенетические линии развития мозга: стриарная, представленная птицами, и кортикальная, к которой относятся все млекопитающие вплоть до приматов и человека.
Мозг рептилий характеризуется прогрессивным усложнением структурной организации, и впервые возникает примитивная таламокортикалъная система связей.
Четвертый критический этап представлен низшими млекопитающими - насекомоядными. Мозг ежей характеризуется увеличением общей поверхности неокортекса и развитием дорзальных ядер таламуса. Однако четкая дифференциация структур таламуса и коры выражена еще слабо, хотя обнаружено существование примитивной ассоциативной системы.
У ежей образуются сложные последовательные цепи двигательных поведенческих актов при зрительном распознавании.
Впервые в эволюции позвоночных проявляется, хотя и в слабой форме, свойство вероятностного прогнозирования. Высшая нервная деятельность ежей характеризуется примитивностью: инертностью нервных процессов, трудностью формирования межсенсорных синтезов, слабостью ориентировочно-исследовательских реакций.
А.С. Батуев писал(а):
Начиная от насекомоядных можно проследить начальные этапы формирования всех таламических ядерных образований и проекционных зон неокортекса, характерных для высших млекопитающих. У насекомоядных (ежей) впервые в филогенезе формируется ассоциативная таламокортикалъная система, которой присущи черты примитивной организации (А.С. Батуев, 1981) (см. гл. 9). Б.Ф. Сергееву (1967) удалось выработать у ежей ассоциативные временные связи возбудительного и тормозного характера путем сочетания разномодальных звуковых и зрительных раздражений. И.В. Малюкова (1981) установила у ежей с помощью сложных двигательных условных рефлексов различение освещенности, полос разной ориентации, фигур. Такие условные рефлексы вырабатывались быстрее, чем у черепах, и сохранялись в течение 40-50 дней. Научившись новой задаче, ежи не забывали предыдущих навыков, что свидетельствует о большой прочности хранения следов.
Однако условные рефлексы на одновременный и последовательный комплексные раздражители, которые вырабатывались с трудом, часто сопровождались невротическими состояниями. В отличие от высших млекопитающих у ежей слабо развиты ориентировочно-исследовательские реакции, не наблюдается использования метода "проб и ошибок", их нервные процессы характеризуются инертностью. Наряду с участием примитивной ассоциативной коры в процессах сенсомоторного синтеза основная интегративная роль в общемозговом контроле за сложными формами поведения принадлежит подкорковым отделам переднего мозга - стриарным образованиям. По этому признаку насекомоядные еще сохраняют черты, присущие рептилиям.
Пятый критический этап представлен приматами, где главной особенностью организации мозга является мощное развитие его ассоциативных систем, объединенных кортикокортикальными путями в единую интегративную систему мозга. Таким образом, создаются все предпосылки для формирования более сложных форм поведения, которые оказываются специфически присущими лишь приматам.
А.С. Батуев писал(а):
Важнейшим показателем эволюционного прогресса нервной системы является развитие неокортекса, а в нем - ассоциативных кортикальных полей и соответствующих ядер таламуса (А.С. Батуев, 1981). Именно эти структуры мозга достигают у обезьян высокого уровня развития. В самой коре впервые в эволюции формируются длинные пучки волокон, связывающие различные области коры между собой. Все это создает предпосылки для выполнения весьма сложных форм поведения.
Значительное место в жизни обезьян имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая, по мысли Я. Дембовского (1965), является зачатком будущего интеллекта. Убедительно показано, что обезьяны способны к формированию самых сложных форм условнорефлекторной деятельности, связанной с тонким различением зрительных объектов по самым разнообразным признакам. Исследования следовых условных рефлексов выявили прогресс образной памяти. Длительность хранения следов у низших обезьян исчисляется месяцами и годами. Обезьянам присущи все формы когнитивного обучения: образное поведение, рассудочная деятельность и вероятностное прогнозирование.
Мы видим ряд качественных изменений внутренней структуры мозга (а не просто увеличение количества нейронов, связей между ними, массы мозга и т.д.) и эти изменения сопровождаются появлением качественно новых форм поведения (а не, например, простым ускорением выработки условных рефлексов или увеличением длительности их сохранения).
Костным рыбам (которые более развиты, чем пластиножаберные рыбы) доступны лишь неассоциативная (привыкание, импринтинг, подражание) и ассоциативная (условные рефлексы) формы обучения. Рыбам не доступны когнитивные формы обучения: образное поведение, рассудочная деятельность и вероятностное прогнозирование. Эти формы у более развитых позвоночных обеспечиваются неокортексом, который у рыб полностью отсутствует.
Примером количественной разницы может служить, по всей видимости, разница между шимпанзе и человеком. Действительно, неизвестно принципиальных структурных различий в организации мозга шимпанзе и человека, и в то же время шимпанзе способны ко всем формам когнитивного обучения, возможно уступая человеку лишь в скорости обучения и сложности решаемых задач.
Жизнь продвинулась , благодаря созданию наследственного аппарата, тормозящего разрушительное воздействие случайности.
А также использующего её.