epros писал(а):
Закон тяготения говорит о природном явлении. А закон единства и борьбы противоположностей - о логической категории "противоположности". Чувствуете разницу? Львы с буйволами могут бороться в природе, но "противоположностями" они являются только в голове исследователя.
Не чувствую. И в том и другом случае замеченная закономерность, которая в результате многократного подтверждения из разных областей становится общей закономерностью.
Цитата:
Ну так как использовать-то, я не понял?
Я в двух словах не объясню. Общие рекомендации в статье Ильенкова, на которую я ссылался.
Цитата:
Не сейчас, более 70-ти лет нашему народу мозги ей промывали. А сейчас - последствия: многие до сих пор не отошли.
Не тот случай. Я, к сожалению, в вузе диамат не изучал. Я к этой философии пришел сам.
Цитата:
А притом, что "законы диалектики" возникают только после того, как мышление осмысливает эти самые природные закономерности (или что-то ещё).
А закон тяготения возникает только тогда, когда мышление обращает на него внимание. Да?
Цитата:
Надо понимать, откуда вообще взялось понятие о диалектике. Вы про "диалектическую триаду" слышали? Схему познания "тезис - антитезис - синтез" очень подробно описал ещё Кант. Сможете рассказать об этом (просто чтобы продемонстрировать, что Вы разбиратесь в предмете)? Это всё то же самое, что нашло выражение в Энгельсовских "законах диалектики". Вот только он не понял, что говорит о схеме познания и решил, что все те же слова можно применить к природе самой по себе, независимо от познающего субъекта.
Разумеется я помню откуда растут ноги у диалектики. Если уж историю вопроса брать, то надо с античности, где диалектика понималась только как способ рассуждения. Вся эта система тезис-анитезис-синтез также известна (особенно как общая схема исследования объекта), но в любом словаре вы заметите, что там написано об таком понимании диалектики, как узком. Хотя постпозитивисты, по сути, на этом все идеи строят. Мне также знакома критика от них. Материалистическая диалектика шире чем просто наука о мышлении или познании, это ещё и онтология. А не затронув этот компонент, картина становится неполной. Я полагаю вам работа Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" знакома, она неплохо дает представление о тонкостях дискуссии в этом вопросе.
К слову, Энгельс прекрасно знал о чём говорит. Он говорил (и я об этом говорил), что принципиальное различие между Гегелем и Энгельсом в том, что первый наделяет природу диалектикой, а второй берет диалектику из природы (можно это посмотреть в разделе "Диалектика" энгельсовской "Диалектики природы").
Цитата:
Найти в природных явлениях нечто такое, что с чем-то "борется" (хищника и жертву, например), а потом объявить их "противоположностями" - дело, конечно же, нехитрое. Вот только это никакая не диалектика. Это так - частный пример применения не вполне чётко определённых словесных формулировок.
Это может быть и не диалектика, потому как эклектичные попытки синтеза диамату претят. Вы наверное ищите от диамата конкретной методики, формулы для расчёта. Хотя возможно я вас не понял. Но если я понял вас верно, то хотел бы отметить, что философия обычно ставит методологические, а не методические задачи.
-- Сб фев 12, 2011 17:59:49 --Munin писал(а):
И? Я-то о другом говорил.
Я понял, что вам не нравится терминология. Как я привожу пример из биологии, а пользуюсь философскими терминами. Разве не так?
Цитата:
Нет, вы не указали, что это "точка зрения от диамата". Вы высказались без уточнений: то ли это абсолютная истина, то ли ваше личное утверждение, то ли чего-то ещё, приходится догадываться самостоятельно.
Вообще то сказал. Я в этой теме только о диамате и говорю.
Цитата:
Я думал, вы знакомы с фальсификационизмом от Поппера. Давайте вы почитаете (Википедии достаточно), потом перечитаете мои вопросы, они станут для вас понятны.
Я с этими работами прекрасно знаком. И они мне не нравятся. Фальсифицируемость это обман и скатывание в идеализм. Наука глазами постпозитивизма - вечный грешник. Мол если теория научна, то она фальсифицируема, а если не фальсифицируема, то ненаучна. Бред. На практике получается, что наука сама должна искать в себе место для фальсификации. А отсюда забавный вывод - ничто не истинно, если научно - ведь если теория может быть опровергнута, то кто сказал, что она сейчас истинна. А отсюда добрый дядя Фейрабенд предлагает - ну так пусть тогда наука конкурирует НА РАВНЫХ с политическими течениями, лженаукой, магией и прочей ерундой.
Цитата:
Видимо, вы намекаете на то, что Энгельс чего-то там "отменил" раньше всех.
Отнюдь. Это значит, что Энгельс прекрасно разбирался в основных научных тенденциях и свои идеи иллюстрировал актуальными примерами. Хотя я просил обратить внимание на то как он приводит этот пример, т.е. как он иллюстрирует описанные им закономерности. По сути, привычных философских размышлений в "Диалектике природы" мало, Энгельс дает очень много примеров.
Цитата:
А может, дело просто в том, что биологическими терминами высказываются содержательные утверждения, а философскими - только пустышки?
Ну если вы прикладываете столько усилий к самоубеждению, то может быть не стоит вам мешать?
Цитата:
Это методология исследует типичные ошибки исследователя. И весьма продуктивно. Одно правило "мыть руки перед едой опытом" чего стоит. Или "не занимайся анализом, не набрав представительную выборку".
Методология проистекает из гносеологии. Или вы считаете, что методология дана божьей милостью? Как только вы от гольной эмпирии переходите к осмыслению, начинается философия. Ваши примеры это уже методика.
Цитата:
Судя по названию, там показано, какую роль играет абстрактное и конкретное в науке. Это не диамат открыл. И вообще все схемы мышления для получения научного результата - известны без диамата и безо всякой философии вообще. Философия (здесь - диамат) просто присваивает чужие достижения.
А давайте не "судя по названию", а ознакомьтесь. А то получается мнение из разряда "Пастернака не читал, но против".
Цитата:
Как ни странно, нет. Более того, масса наиболее ценных научных результатов получена не с участием рефлексии, а в обход неё.
Да ну? Приведите как пример, когда НАУЧНАЯ задача решалась без рефлексии. Это яму можно копать без рефлексии. Я вам в противовес русскую поговорку скажу: "Семь раз отмерь, один раз отрежь". Насмотрелся я на таких спецов, которые творят "благо" не задаваясь вопросом "а зачем?". Так может мыслить (?) только тупой исполнитель.
Цитата:
Тоже нет. Чтобы мыслить верными категориями, нужны знания предметной области и методологии. Ещё тех областей, которые используются как инструменты (в физике это прежде всего математика). Тогда получается результат. И очень резво получается, так что щепки летят.
Ага. Махисты так и думали. Физики, один круче другого.
Цитата:
Это был бы веский аргумент, если бы использование диалектики приводило к чему-нибудь хорошему. А вот этого-то вы пока и не продемонстрировали.
См. выше. Может быть всему виной ваша упертость? Потому как я примеров поприводил немало.
Цитата:
Вот это - типичная местечковость, провинциальность мышления. От неё надо долго отучаться. Математику достаточно услышать, что нечто не имеет места некотором примере, и он сразу поймёт и примет к сведению, что оно не имеет места в общем случае, а когда оно имеет место - это как раз и есть некий искусственно придуманный вариант.
Центральный вы наш. Вы теряете нить рассуждения. Во-первых, где примеры? Во-вторых, что это за ерунда: "нечто не имеет места некотором примере... оно не имеет места в общем случае"? В один день солнце не светит (облачность), делаем вывод, что облачность имеет место всегда и солнечной погоды не бывает. Логично? В-третьих, где ваши количественные и качественные модели, а также объяснения каким боком они соотносятся с обсуждением? Жду.