франсуа писал(а):
pc20b писал(а):
франсуа писал(а):
Хотя совесть действительно универсальна
Вы первый в сети на множестве ресурсов, где мы пробовали обсуждать теорему об этике, кто согласился с тем, что совесть у нас у всех одна.
Ну, либо она одна и едина, либо её вообще нет.
Это суждение разрешите прокомментировать. У всех людей совесть одна и едина. Более того, наверно, совесть есть у всего живого. Такое предположение было бы честным (обратное ниоткуда не следует и недоказуемо). Даже у растений - второй и большей компоненты биосферы планеты, очевидно, есть совесть. Индикатор добра и зла.
С большей уверенностью можно сказать, что она есть у миллионов видов животного мира. Т.к. многие из них - либо "недостроенные" (из-за срывов программы строительства по разным причинам), либо "бывшие" люди (из-за самоуничтожения цивилизаций в различных катастрофах : природной, нравственной, ядерной).
Также уверенно можно сказать, что если у кого-то совести нет, то это не человек.
Добавлено спустя 16 минут 41 секунду:франсуа писал(а):
Пожалуй, я должен пояснить свою позицию. Имелся в виду не столько разрыв между истиной религии и науки, сколько разрыв между истиной веры и разума... Чудо, как Вы понимаете, принципиально исключается из научной картины мира, поэтому учёный, в своей научной деятельности, не может быть верующим! И, наоборот, истинно верующий должен предполагать нечто сверхприродное и чудесное, иначе он перестанет быть верующим.
Это всё же скорее всего дело вкуса, что относить к науке, что к вере. Помимо одного : существование Бога - это вера. Всему остальному ничто и никто не мешает быть в сфере науки.
Относительно чуда можно высказать и другое мнение : чудо может как принадлежать, так и не принадлежать науке, как и вера в него не может являться необходимым элементом веры в Бога. Просто хотя бы потому, что вера не требует доказательств, свидетельств. А с другой стороны, что бы ни происходило в нашем мире и что осознается разумом, не может служить прямым доказательством существования того, что находится за верхней гранью любых наших представлений о нем. Исключение можно сделать, пожалуй, только для совести. Как свидетельства нашего общевселенского происхождения и, главное, предназначения. Не для пива, грубо говоря.
Добавлено спустя 26 минут 42 секунды:франсуаЦитата:
Поэтому принцип дополнительности я понимаю именно в смысле взаимоисключения: одновременно и то, и другое невозможно (как в корпускулярно-волновой теории света).
Вы знаете, а ведь наоборот : в корпускулярно-волновой теории света как раз возможно одновременно и то, и другое : быть свету и волной и частицей.
Цитата:
Что касается оптимистического "пересечения" науки и религии, знания и веры в сфере нравственности, то полагаю, что практический разум не имеет никакого отношения к научному знанию и потому вряд ли может служить пространством пересечения этих двух сфер.
А причем тут "практический разум", который отделен от "научного знания"? Вы знаете, сейчас уже можно считать представление об импотентности науки в отношении к этике (нравственности), о её безразличии и отстранённости от проблем добра и зла - архаическим. А говоря принципиально и исторически - и "социальным заказом" : очень удобно подчас отдавать вопросы добра и зла на откуп поэтам, при этом "научно" обосновывая, и, тем самым, легитимизируя, например, объективность, естественность, неизбежность и даже - полезность лжи, обмана (к примеру, финансового капитала), насилия, массового убийства (войны "за передел сфер влияния").
В связи с полученными новыми результатами в физике (речь идет, к примеру, о теореме о единстве микромира и макромира и о теореме о порядке : ни в каком случайном процессе порядок нарастать не может), наоборот, этику просто необходимо включать в основания науки.
Скажем, в этическом материализме на её основе предлагается логический постулат : всё, что противоречит совести, ложь. Пока не видно ни одного примера, где бы он не приводил к весьма полезным результатам, а также ни одного примера, где бы он не работал.