франсуа писал(а):
У растений есть совесть. Сильно!!! За такое могут и Нобелевскую премию дать (если, конечно, Вы доказательства приведёте). И откуда ж такой вывод? Опять, наверное, Вы под совестью совсем не то понимаете, что все честные люди Земли?! :lol: :lol: :lol: Вообще-то, я всегда думал, что совесть -- это нравственное самосознание. Если у растений есть совесть, то у них лжно быть и воображаемое Я (о котором писали, в частности, Анри Валлон и Лакан). Может, Вы ещё скажете, что они узнают себя в зеркале?!!!! :shock:
Конечно, надо начать с определения. СОВЕСТЬ (сем. "всеобщая весть" - единственное объективное свидетельство нашего общевселенского (божественного) происхождения и предназначения) - индикатор добра и зла, имеющийся у каждого человека и не зависящий ни от чего, генератор нравственности (которая также одна у всего живого и тоже ни от чего не зависит).
Предположение о том, что совесть одна и есть у всего живого (в том числе и у растений), - гораздо более честное, более логическое, более слабое, чем утверждение, что совесть есть только у гомо сапиенса. Поэтому оно, даже и без устраивающих Вас "доказательств" гораздо более вероятно, чем противное (с которым Вы легко соглашаетесь, что где-то по-бытовому понятно ...).
Кроме того, с принципиальной точки зрения растения от нас НИЧЕМ не отличаются : геномы совпадают на 95%-в (в базовых параметрах), мы - быстропередвигающиеся короткоживущие (по глупости, кстати), они - стоячие и долгоживущие. У нас с ними договор : они нам - кислород, тень и пищу, мы им - углерод, разнос семян и противометеоритный зонтик.
Потом, отчего Вы решили, что "воображаемое "Я"" есть только у нас? - это несколько эгоистический, прямо скажем, подход к проблеме, обычный соблазн - антропоцентризм, так сказать, - недостаток человека ввиду его слабости, не так ли.
И в зеркале они себя узнают - гораздо легче, кстати, чем мы, билатеральные : у них симметрии гораздо более сильные, поэтому и узнать себя при отражении от плоскости легче...
Цитата:
Цитата:
С большей уверенностью можно сказать, что она есть у миллионов видов животного мира.
Например, у пиявок?
Как ни парадоксально, но этот сарказм ничего не дает, он не по делу : пиявки - это "недостроенные люди" - результат срыва процесса строительства человека на определенной (начальной, в данном случае) стадии. - Именно это объясняет, почему у пиявок так много неработающего генетического материала (вроде бы ненужного. чтобы только лишь пить кровь). Поэтому и совесть у них, очевидно, в таком же, "полузаконсервированном" виде. Но есть. По крайней мере, они не продают своих детей сирот зарубежным "усыновителям"...
Цитата:
Цитата:
Также уверенно можно сказать, что если у кого-то совести нет, то это не человек.
Ещё одно не доказанное заявление. Хотя я в принципе с ним согласен. С одним "но": речь в данном случае идёт не о
биологическом человеке...
Видите ли, мы с Вами ведем дискуссию на уровне, на котором любое высказывание можно при желании объявить недоказанным. В вопросе о связи над- и под - небесного любые "доказательства" - наивные девичьи мечты, прельщение, грубо говоря, разумом ...
Цитата:
Цитата:
Исключение можно сделать, пожалуй, только для совести. Как свидетельства нашего общевселенского происхождения и, главное, предназначения. Не для пива, грубо говоря.
Да, согласен, инфузории не пьют пива. :)
Эта легкая ирония уже комментировалась выше. Разрешите не повторять.
Цитата:
Цитата:
Вы знаете, а ведь наоборот : в корпускулярно-волновой теории света как раз возможно одновременно и то, и другое : быть свету и волной и частицей.
Может быть. Ну, тем хуже для корпускулярно-волновой теории.
Вот видите, вот тут, где Вам надо, Вы занимаете совершенно правильную - философскую - позицию : какие могут быть факты в философии? (Это серьёзно, вовсе не ёрничество).
Цитата:
Цитата:
А причем тут "практический разум", который отделен от "научного знания"? Вы знаете, сейчас уже можно считать представление об импотентности науки в отношении к этике (нравственности), о её безразличии и отстранённости от проблем добра и зла - архаическим. А говоря принципиально и исторически - и "социальным заказом" : очень удобно подчас отдавать вопросы добра и зла на откуп поэтам, при этом "научно" обосновывая, и, тем самым, легитимизируя, например, объективность, естественность, неизбежность и даже - полезность лжи, обмана (к примеру, финансового капитала), насилия, массового убийства (войны "за передел сфер влияния").
А какой поступок Вы называете нравственным? Нельзя же делать из нравственности во всех бочках затычку. Давайте сначала определимся с онтологией...
Согласен. Опять начнем с определения. НРАВСТВЕННОСТЬ (этимол. тожд. ЭТИКА : "это дух") - характер, нрав человека, его представления о добре и зле, о происхождении и предназначении человека. Заложена в нас изначально, генерируется и контролируется совестью. Нравственным мы называем поступок, действие, мысль человека, не противоречащие его совести (которая у всех одна).
К таким относятся : любовь, рождение, созидание, взаимопомощь, защита, бескорыстие, отдача ("чем больше ты отдаешь, тем больше тебе остается" ((с) А.Вознесенский, советский поэт).
К безнравственным (антинравственным, точнее) относятся : ложь, обман, воровство, грабеж, насилие, разврат, убийство (защита от убийства убийством не является), стяжательство, потребительство, индивидуализм и т.п.
И почему это "Нельзя же делать из нравственности во всех бочках затычку?"? - Не только можно, но и нужно : нравственный критерий отделения правды от лжи должен обладать высшим приоритетом в ряду всех других соображений : философских, политических, экономических и т.д.
Цитата:
Цитата:
В связи с полученными новыми результатами в физике (речь идет, к примеру, о теореме о единстве микромира и макромира и о теореме о порядке : ни в каком случайном процессе порядок нарастать не может), наоборот, этику просто необходимо включать в основания науки.
Скажем, в этическом материализме на её основе предлагается логический постулат : всё, что противоречит совести, ложь. Пока не видно ни одного примера, где бы он не приводил к весьма полезным результатам, а также ни одного примера, где бы он не работал.
Честно говоря, ничего не понял. При чём тут совесть? Объясните мне всю эту галиматью, которую Вы тут написали! Пока я вижу одни лишь ничем не подтверждённые тезисы, которые ничего, кроме недоумения, у меня не вызывают.
Сходу ("без поллитры", это шутка) это и не понять. Точнее, чтобы это понять, нужно желание понять эти новые (и довольно красивые и, что самое неприятное, довольно надежные) результаты. Как это микромир равен макромиру? Как это электрон и вселенная - один объект? Как это единичное тождественно всеобщему? Вы чего несете? Что за бред, абсурд, У вас что, шифер с крыши поехал? (Это, извините, сеанс одновременной игры "с самим собой").
Цитата:
Цитата:
То, что необъяснимо с позиций современного научного детерминизма, совсем необязательно необъяснимо вообще. Также и логики бывают разными, поэтому то, что нелогично с точки зрения одной логики, вполне логично с точки зрения другой.
Кьеркегор обоснованно усомнился в гегелевском "переходе количественного в качественное". Но непонятно, почему этот переход обязательно должен быть необъяснимым чудом.
Скажу Вам как человек профессионально занимающийся философией: индивида невозможно редуцировать (посредством объяснения) к общему. Естествознание же занимается только общим, поэтому главное для него недоступно! А главное, это и есть индивид.
Извините, но это не аргумент : "профессионально заниматься философией", очевидно, нельзя, по крайней мере, это не аргумент в дискуссии. На "профессиональном уровне" любая философия вынуждена исполнять "социальный заказ", который обычно всегда сводится к банальности - к легитимизации зла.
Мы же в новой философской модели - т.н. этическом материализме - пробуем обосновать совсем другое : наука дополнительна к вере, не противоречит ей. Более того, в основе науки тоже лежит вера. А индивид - вовсе не "главное" и не "второстепенное", а он тождественен всему миру в целом. Это уже принципиально другая топология, неевклидова. Вот, кстати, пример.
Цитата:
Вы всё запутали и смешали. Во-первых, тот, кто верит в то, что мир существует для какой-то задачи, уже не учёный!!! Неужели это Вам непонятно? В физическом мире нет и не может быть никаких задач и целей!!! Потому что такие цели и задачи может полагать только Бог. А он вне сферы физического!
Во-первых, Вы пытаетесь в данном диалоге остаться на уровне разделения мира на физический и духовный. Мы считаем, что на уровне такого разделения фундаментальные вопросы сути и смысла существования мира не решаются - он примитивен (и где-то провокационен). Мы под материальностью мира предлагаем понимать другое, безальтернативное : мир существует, значит, он материален. А всё остальное - жизнь, сознание, разум, совесть, ... - это лишь его свойства. Поэтому высказывание : "В физическом мире нет и не может быть никаких задач и целей!!!", - теряет смысл ...
Из того, что цели и задачи, как Вы говорите, "может полагать только Бог", вовсе не следует, что у мира не может быть никаких задач и целей, и что мы о них, существуя на "физической поверхности", даже не можем догадываться ... Вообще-то эта позиция - не задавать лишних вопросов, как, кстати, и разделение философии на теоретическую и практическую, была бы удобна, естественно, для задач "ангажемента", но "ведь мы же - советские люди" ((с) - один из советских фильмов), в каком-то смысле, не так ли.
Цитата:
Если учёный будет полагаться только на веру, то он обязательно предаст научную истину!
Так ведь так никто и не стремится поступать, тем более, предавать. Есть ещё и "локоть друга и вбитый крюк", а молитва - лишь "чтобы страховка не подвела"... Но вот обратное, если оно, возможно, может подразумеваться - независимость "научной истины от нравственности" - вот это уже вряд ли, это - актуальный вопрос.