А вот у Евклида не совсем так. Он берёт для примера 3 числа, перемножает их, прибавляет 1 и замечает, что любой простой делитель полученного числа не может быть равен ни одному из трёх взятых простых чисел. Этот приём, замечает Евклид, работает для любого конечного набора простых чисел, стало быть их бесконечно много. А вот редактор тут вмешивается и всё-таки пытается истолковать рассуждение Евклида, как доказательсво от противного т.е. предполагает, что список простых чисел конечен, и говорит, что трюк Евклида предъявляет простое число не из этого списка -- противоречие. Сразу видно, что Евклид -- отличный математик, а редактор -- так себе.
Очень профессионально называть неизвестного редактора математиком так себе, не разобравшись. Разумеется, Евклид отличный математик; но он-то как раз не утверждал, что не пользовался доказательством от противного, он воспринимал его, видимо, как самоочевидное.
Оно заключено в словах "стало быть" в середине цитаты. Доказывается не то, что простых чисел бесконечно много, а всего лишь то, что для любого
верно следующее: если простых чисел
, то их обязательно хотя бы
. Больше ничего. А дальше нахождение противоречия и заключение, что их бесконечно много.
Сначала предполагают, что оно счётно, и располагают его в последовательность, потом диагональным процессом Кантора строят число, не содержащееся в этой последовательности, и объявляют противоречие. Сразу видно, что доказательство от противного тут совершенно не по делу. Можно просто взять любой счётный список вещественных чисел и диагональным процессом построить число вне этого списка, и это доказывает теорему. Вообщем, смешно и противно.
Ровно то же самое. "Это доказывает теорему" как раз по модулю прихода к противоречию. Иначе есть только утверждение "никакая биекция между
и
не является сюръекцией". А сделать из этого вывод, что биекции не существует, можно только из противоречия.
-- Ср, 02 июл 2014 12:01:55 --Иррациональность
имеет лишь косвенное отношение к теме нашей дискусси и теме этой ветки форума.
Там очень похожее рассуждение всего лишь. Он пытается доказать напрямую и каждый раз упирается в то, что где-то всё равно приходится от противного. Как и мы здесь.