Yuri Gendelman писал(а):
Нет, это не так.
На самом деле принцип причинности формулируется вот как:
причина всегда предшествует следствию.
Т.е. речь идет не о том, что у следствия всегда есть причина, а о том, что если причина есть, то она произошла раньше следствия.
Дорогой Юрий,
речь как раз идет о том, что у любого следствия ЕСТЬ причина.
Если вы мне приведете пример следствия, у которого НЕТ причины,
я вам буду весьма признателен. Но, думаю, вам это не удастся.
Yuri Gendelman писал(а):
Думаю, и без нее Вы знаете о существовании видов животных, которые живут стаями. В их число входят, например, волки, обезьяны. У таких животных коллективное поведение существует на уровне инстинкта.
в том-то и дело, что человеческое общество - это не стая.
У волков и обезьян нет понятия
совести и справедливости.
Они, как вы правильно заметили, управляются инстинктами. А что такое инстинкт? В сущности это программа, написанная на супер языке и записанная
на молеклярном носителе - генах.
Если я пишу программу на С для расчета уравнений Навье-Стокса
размером в сотни тысяч строк, то я понимаю, что просто так, в процессе
эволюции, эта программа не может сама собой появиться.
Следуя принципу причинности, я прихожу к выводу, что если есть программа,
то есть и программист.
Если хотите, то программа не может появится на свет раньше программиста.
Если есть инстинкт (суперпрограмма), то есть и СуперПрограммист, написавший
эту программу. Если я - интеллект, написавший несчастную программу на С,
с которой еще мучался не один год, то каков ТОТ интеллект, который
запрграммировал столько генетического кода, что в воображении даже
не представить. Жизнь на Земле просто кишит везде. И каждый организм
имеет свою программу - генетический код.
Yuri Gendelman писал(а):
По одной из версий неандертальцы, несмотря на превосодство в силе и больший объем мозга, уступили кроманьонцам именно потому, что у них (Н.) было меньше коллективизма, стадности, "общинности".
Оставляя за рамками обсуждения вопрос о реальности существования
переходных форм от животного к человеку (как то неандертальцы и кроманьонцы), замечу, что коллективизм не имеет отношения к
таким категориям как совесть и справедивость. Упомянутя вами стая и есть
коллектив (общность). Рой пчел или муравейник тоже коллектив и общность,
которая по своему совершененна и не нуждается ни в совести,
ни в справедливости.