А регулировкой возбуждения поддерживают напряжение, так?
Сказать по совести, не знаю - я плохо знаком с хозяйством гидроэнергетиков. Обороты можно регулировать еще и отдачей мощности, меняя ток подмагничивания (они называют это током возбуждения). Этот ток изменяет величину магнитного потока, а стало быть и выходное напряжение. Но выходное напряжение дергать нельзя, тогда придется варьировать коэффициент передачи трансформаторов на выходе, а возможно ли это при таких мощностях, и делается ли фактически, я не знаю. Во всяком случае, в отводящей ЛЭП напряжение прыгать не может, поскольку все источники напряжения подключаются к общей сети параллельно.
С другой стороны, момент количества движения такой массивной балды огромный, если уж ее вывели на обороты, не так-то просто эти обороты изменить. То есть, управление не требует особо динамичной реакции на возмущения, и резких изменений положения лопаток НА.
Да, при нормальном режиме работы оно меньше давления сверху. Но, как видите, ненамного - сверху около ~4 кГ/см2.
Как вроде у нас тут физический форум, и меня интересуют именно физические процессы при этой аварии. Статическое давление при нормальной работе нам известно. Но ведь входной поток имеет горизонтальный импульс, а выходной - вертикально вниз. Закон сохранения импульса никто не отменял, а значит имеется еще сила отдачи, равная массовому расходу воды на скорость отходящего потока.
Так вот, как только ротор пошел вверх, колесо вышло из потока, и эта сила должна была резко упасть. Должно было упасть и давление под крышкой, поскольку скорость потока резко возросла. Но для того, чтобы ротор взлетел на высоту 20м, ему нужно сообщить соответствующую энергию, одной силы и давления мало, нужен еще путь на котором они действуют. Я прикинул - не хватает. То есть, запаса энергии столба воды достаточно, но непонятен механизм ее передачи взлетающему ротору.
Как только минимально крышка была сдвинута при переходном режиме, вода пошла уже в зазоры между цапфами лопаток НА под крышку турбины и еще существенно повысилось давление под крышкой.
У меня есть чертеж, из которого очевидно, что лопасти НА (в прошлом посте я его обозвал "напорным" аппаратом, но он "направляющий") жестко связаны с крышкой и целиком находятся под ней при любом положении, то есть это соображение, мягко говоря... О каких зазорах речь?
И последнее: какие силы обломали все до единой лопатки НА? Предполагать, что они все обломились при падении ротора нет никакой возможности.