не знаю что так философы носятся со страшилкой позитивизма
Правильно любой физик имеет право выбрать ту или иную мировоззренческую концепцию, позитивизм, конвенционализм, диамат и т.д. и пугаться тут нечего. А если он этого не делает, то все равно становиться хоть и стихийным позитивистом, конвенционалистом и т.д
Цитата:
философия была оттуда вытеснена эмпиризмом
эмпиризм - это направление в философии, так что вы как-то по-другому эту идею сформулируйте. Эмпириокритицизм - это философская попытка (физика Маха в том числе) вытеснить в рамках второй волны позитивизма из физики метафизику. Но у него метафизика - это не только философские обобщения, но вообще всё, что лежит за пределами опыта, в том числе и анализ причинно-следственных связей физических явлений. Феноменализм - одна из составляющих махизма. Маха стали критиковать, что он так с его экономией мышления науку сведёт просто к совокупности отдельных феноменов. Тогда махизм решили подкорректировать и в том числе конвенционалист Пуанкаре, умеренный как правильно уточняет Munin. Но конвенционалистом можно быть наполовину только в философии. Физик либо разрешает себе использовать конвенции либо нет. Одна единственная конвенция во всей теории, но лежащая в её основании может поставить под угрозу всю теорию в случае замены её другой конвенцией.
А какое моральное право имеет учёный, использующий конвенции требовать, чтобы все другие учёные использовали именно эти же?
Например, в начале статьи 1905-го года Эйнштейн анализирует относительность одновременности, он говорит о том, что для построения теории удобно было бы синхронизировать разноместные часы (удобство применения - одно из базовых положений конвенционализма при определении истинности теории). Но в природе никакой синхронизации разноместных часов не наблюдается, так что это именно конвенция, а не постулат, который выводится на основе экспериментальных данных. Кто доказал, что эта конвенция единственно возможная?