Итак, третья часть Марлезонского балета - "фейнмановское квантование" aka "фейнмановский интеграл по траекториям".
Здесь мы сначала будем пользоваться аналогией с полем, как в первой части, а потом аналогией с частицами, как во второй части.
Итак, представим себе обычную классическую механическую систему. Её можно описать состоянием - точкой и скоростью в конфигурационном пространстве. Но можно взглянуть на эволюцию системы в целом - тогда мы имеем дело с линией в пространстве "конфигурационное

". Мы знаем, что такая линия удовлетворяет экстремальности действия

Когда мы квантуем систему, на квантование можно взглянуть по-разному. Шрёдингеровский взгляд - это состояние заменяется на функцию в конфигурационном пространстве

а дальше мы имеем какой-то закон изменения этой функции со временем. А можно рассмотреть квантование принципа наименьшего действия - фейнмановскую сумму по путям. В этом случае, мы начинаем движение с одной классической точки в конфигурационном пространстве, и заканчиваем тоже в одной точке, через заданный интервал времени. А вот в промежутке мы можем двигаться по каким угодно линиям в нашем "конфигурационное

" пространстве, и что мы из этого движения получаем - амплитуду

с которой мы прибываем в конечную точку. Потом мы эти амплитуды складываем. Что происходит? Мы прошли по двум близким кривым линиям, далёким от экстремали - и они дали амплитуды, далёкие по фазе, и их вклад в результат сократился. А когда мы идём по линии рядом с экстремалью - фазы меняются медленно, и вклады не сокращаются, а складываются. Вот так и получается, что реальная классическая частица движется по линии экстремального действия и
по её небольшой окрестности.
Теперь мысленно разрежем эту картину в промежуточный момент времени. У нас получится, что каждая линия разрезана, и надо сохранить информацию о каждой начавшейся линии, чтобы потом её продолжить. К счастью, поскольку мы суммируем потом вклады всех линий, можно вычислить для каждой точки конфигурационного пространства только по одному числу - потому что все линии, проходящие через эту точку, можно считать состоящими из двух половинок, передней и задней, по которым мы суммируем независимо. Таким образом, у нас получается в какой-то промежуточный момент времени волновая функция, как у Шрёдингера. Но надо понимать, что она - только сечение более полной картины, начавшейся в одной точке пространства "конфигурационное

", и закончившейся в другой.
Собравшись с духом, переходим от квантовой механики к квантовой теории поля. Это мы знаем, как делается: наше конфигурационное пространство становится бесконечномерным пространством состояний поля (полевых конфигураций), разные координаты которого нумеруются точками "обычного" пространства, или, после преобразования Фурье, точками пространства волновых векторов. Добавляем время. Отмечаем в этом пространстве "конфигурационное

" начальную и конечную точки, и проводим между ними линии. Одна линия - экстремаль классического действия

- соответствует классическим уравнениям поля и классической эволюции поля. В нём, как положено, заряды испускают силовые линии, ходят волны, и всё такое. Но теперь нам не запрещены все остальные линии - отвечающие какой угодно эволюции поля

Единственное, что мы с них имеем - это амплитуды,

И потом мы эти амплитуды складываем. И обнаруживаем, что эволюция поля около классической - получает преимущества, а все далёкие - взаимно сокращаются.
Если мы теперь эту картину разрежем по какому-то моменту времени, и аналогично соберём информацию, которую нам надо в этот момент времени иметь, то увидим, что в сечении - наш уже знакомый МОНСТР. Квантовое состояние поля. А если эту картину не разрезать, то вся в целом она - СУПЕРМОНСТР. А почему её не стоит разрезать? Потому что у нас тогда задёшево получается релятивистская инвариантность. Мы рассматривали начальное состояние поля на некоторой начальной пространственной плоскости

а конечное - на другой

а разрезали по третьей. Но точно так же мы можем взять просто какую-то область в пространстве-времени, хоть тот же прямоугольник, но после буста, а хоть в форме чемодана. И тоже сказать, что у нас на границах этой области поле какое-то заданное, а внутри - берутся любые эволюции конфигураций, со своими амплитудами. Тогда мы сможем найти, например, квазиклассическую эволюцию внутри этой области. На самом деле, по старому рецепту: взяв экспоненты, и всё сложив. Запомним это, оно нам полезно.
Теперь вспомним про частицы. Теперь мы можем поставить такую задачу: летел себе одинокий-одинокий электрон (одночастичное состояние в картине вторичного квантования). И вот ему встретился другой одинокий электрон (или, скажем, фотон). Что-то с ними произошло, потом они разлетелись, и вдали друг от друга опять полетели свободно и одиноко. Это типичная задача рассеяния, одна из основных в физике элементарных частиц, потому что основной эксперимент, которой в ней ставится - это столкновение частицы об частицу в ускорителе. Как мы переведём эту задачу на язык фейнмановской картины? Начальное состояние - это начальное состояние поля. Мы его можем задать: возьмём волновой пакет ограниченных размеров, и помножим на операторы рождения одной частицы, потом другой волновой пакет, и помножим на операторы рождения другой частицы. Точно так же, мы можем задать и конечное состояние, которое нам нужно, только с операторами уничтожения. А дальше, мы позволяем "траекториям" в промежутке иметь какую угодно форму, и только следим за тем, какие получаются амплитуды.
Что у нас получится? С некоторой вероятностью (точнее, с некоторой амплитудой), частицы просто пролетят одна мимо другой. Но нас интересует квантовая задача, и мы должны перебирать следующие варианты, авось они дадут вклады в сумму, окажущиеся существенными и интересными поправками. С некоторой вероятностью частицы столкнутся и разлетятся. Это, положим, будет в одной точке пространства-времени - поскольку речь идёт о полях, то это означает, что в одной точке пространства-времени мы сначала действуем операторами уничтожения исходных частиц, а потом операторами рождения разлетающихся. Но поскольку у нас траектории произвольные, то мы должны взять интеграл по всем точкам пространства-времени. Дальше возникает следующая мысль: а после того, как они столкнулись и разлетелись, мы снова имеем две частицы, и что мешает им столкнуться снова? Это приводит к следующему варианту - с двумя точками столкновения - которые тоже надо проинтегрировать по всему пространству. И что, нам брать бесконечную сумму от таких вариантов? Да, поскольку мы должны брать сумму по всем траекториям - поэтому и по всем сценариям. К счастью, во многих КТП, например, в КЭД, оказывается, что чем более сложный сценарий, тем на меньшее число умножается его вклад в общую сумму, так что мы получаем не просто мешанину из всего что попало, а сходящийся ряд с быстро убывающими членами. Этот ряд называется
рядом теории возмущений, а отдельные "сценарии" обычно рисуют на бумажке линиями, и называют
фейнмановскими диаграммами.
В общем, рассказать чисто технику этого дела - как рисовать и считать фейнмановские диаграммы - можно вообще без упоминания МОНСТРА и СУПЕРМОНСТРА. Но они там всё равно присутствуют, на заднем плане.
-- 26.01.2013 19:12:18 --И нет при этом НИКАКОГО дела до того, как явно представить волновой функционал

. Не надо это :-)
Хуже того, попросту невозможно...
-- 26.01.2013 19:14:32 --(Оффтоп)
Ну вот, не знаю, как EvilPhysicist, а я лично доволен, считаю, что не зря потратил субботу :-)
Хотя, конечно, всхожесть семян очень волнует.
-- 26.01.2013 19:16:08 --(Оффтоп)
Если бы кто-нибудь рассказал (в таком же стиле :-) ) про алгебры Хопфа в теории перенормировок, я бы с удовольствием сам прочитал...