Не комильфо объявлять нечто глупостью, не указав в чем именно она состоит, высокомерно объявив о своей ленности.
Да, пожалуй вы правы здесь. Что ж, попытаюсь изложить подробнее свою позицию.
Трудовая теория стоимости не то что бы полностью ошибочна - она просто не описывает настолько широкий набор ситуаций в экономике, как это делает теория предельной полезности. Учитывая только "количество труда" мы в принципе можем объяснить, почему автомобиль стоит дороже, чем зубная щетка, потому как нам интуитивно понятно, что на производство автомобиля этого так называемого труда идет больше; но обратная ситуация, при которой через сто лет личная зубная щетка к примеру, Рокфеллера, может быть продана на аукционе по стоимости, гораздо превышающей стоимость любого автомобиля, заставляет трудовую теорию стоимости всего лишь стоять, разинув рот. А такая ситуация вполне возможна.
Все дело в том, что "количество труда", затрачиваемого на производство конкретного товара, - величина постоянная и фиксированная. Стоимость же - величина переменная и во времени (те же аукционы, к примеру), и в пространстве (апельсины на Аляске будут стоить дороже, чем в Грузии, и дело здесь не только в транспортных расходах). Такова уж реальная капиталистическая экономика, ничего тут не поделаешь. И если Маркс жил в Англии - в капиталистической экономике, то описывать он должен был именно ее. Он и описывал - здесь спорить не стану, довольно сносно описывал, хоть и с ошибками, на которые потом неоднократно указывали другие экономисты. Категория "полезность" в некотором смысле такая же эфемерная, как и категория "труд", но в деле объяснения стоимости она все-таки лучше, т.к. каждый человек в принципе может проранжировать хотя бы лично для себя различные товары в соответствии со своими предпочтениями - придать каждому товару так называемую субъективную стоимость. Труд же вообще непонятно в чем можно адекватно измерить. А объективная стоимость складывается уже на рынке в процессе взаимодействия (сотрудничества и конкуренции) множества акторов. И это и есть реальная стоимость товара. И любая теория, претендующая на описание реальной экономики должна объяснять именно эту реальную стоимость, которая образовалась
на рынке, а
не в голове какого-либо марксиста, в соответствии с его представлениями о прекрасном. Трудовая теория стоимости такие нюансы не объясняет в отличии от теории предельной полезности, и поэтому проигрывает.
Ваша ошибка, а также всяких разных марксистов, заключается в том, что вы
реальную цену, которая сложилась на рынке объявляете "несправедливой", "искаженной" капиталистами, маркетологами и другими редисками, при этом неявно (а иногда и явно) предполагая, что существует некая Справедливая (sic!) Цена. Эту-то Справедливую Цену социалисты и обещают установить во благо пролетариата, когда придут к власти. Вот только загвоздка в том, что эта самая Справедливая Цена существует только в головах социалистов (к тому же у всех разная). А это, уж извините, не может быть предметной областью экономических наук. А вот этики, эстетики, психологии, психиатрии - вполне вероятно. А на самом деле, конечно, нет никакой Справедливой Цены. А есть та, которая
получилась. Вот ее и должна объяснять теория, претендующая считаться научной.
Что важно, эти простые соображения справедливы и в зарегулированных экономиках, а не только в свободных. Достаточно вспомнить, насколько ценились в СССР американские джинсы по сравнению с совковыми штанами, и поинтересоваться,
сколько стоили услуги интернет-кафе в КНДР по отношению к средней зарплате гражданина этой страны.
Почему какая-то древняя тряпка с мазней на ней может стоить больше, чем несколько сотен современных высокотехнологичных автомобилей представительского класса? Да просто потому, что
есть люди, которые эту тряпку
настолько ценят. И имеют на это право. Вам это не нравится? Вы считаете это Несправедливо (тм)? Ну что ж, тоже имете право. Вот только не надо свои представления о справедливости объявлять Единственно Верными и пытаться всем другим навязать.
И последнее. Социалисты со своими предложениями установить Справедливую цену похоже даже не подозревают, какую дискредитацию этим себе устраивают. Ситуация, где политическая сфера - государство (а конкретно чиновники "госплана") решает, что и почем покупать и продавать, ничем принципиально не отличается от практики феодализма, где политическая сфера - феодалы занимались ровно тем же самым. Это еще раз подтверждает тезис, о том, что социализм - это реакция и регресс. Возврат в вонючее средневековье.