Разграничение понятий "потенциальная" и "актуальная" бесконечность подразумевает, что первое есть некий процесс, протекающий во времени, в то время как второе есть нечто статичное.
По-моему, время тут вовсе не обязательно. "Потенциальная" может подразумевать "теоретически допустимая", но такая, действительное существование ("актуальность") которой мы не берёмся
утверждать. Пример: General Set Theory, в которой нет аксиомы бесконечности, но которая изоморфна арифметике Пеано, т.е. способна судить об объектах, коих по нашим представлениям "бесконечное количество". Это всё - в рамках аксиоматического подхода.
Я понимаю, что в рамках классической логики очень трудно уловить разницу между "теоретически допустимым" и "действительно существующим" - классический логик мыслит любое утверждение о существовании либо как истинное, либо как ложное. Однако я призываю попытаться понять и подход конструктивизма, для которого "теоретическая допустимость" (
) не обязательно влечёт за собой "действительное существование" (
). Первое означает, что в рамках данной теории мы не можем опровергнуть утверждение о существовании объекта
, такого, что ... , т.е. мы вправе заложить его существование дополнительной аксиомой. А второе, собственно, означает, что аксиома о существовании такого объекта
уже заложена.
Упомянутое разграничение возникло тогда, когда "актуальная бесконечность" казалась явлением парадоксальным, когда ещё не был развит аксиоматический подход. Почему-то математики считали, что первый вариант - "потенциальный" - не приводит к парадоксам, в то время как второй - "актуальный" - приводит.
Я полагаю, что дело не в парадоксальности (хотя раньше, возможно, многие именно это имели в виду), а в том, с насколько полной аксиоматикой мы имеем дело: акиома бесконечности может быть в неё заложена или не заложена. И я, по большому счёту, не вижу особого смысла её закладывать, поскольку полноты теории мы таким образом всё равно не добьёмся (как утверждает теорема Гёделя).