(Оффтоп)
Зачем задавать вопросы, на которые знаете ответы?
Я не знаю ответа на вопрос, что такое актуальная и потенциальная бесконечность в математике.
Не лукавьте.
Тот вопрос был про формулировку аксиомы бесконечности. И Вы заведомо знали на него ответ. И даже знали, что я имею в виду именно эту формулировку, а не что-то иное. Предлагаю далее не развивать офтопик.
объяснить разницу на математическом языке не можете.
Внимательнее прочитайте мой предыдущий ответ Вам.
Чтобы понять различие между потенциальной и актуальной бесконечностями, надо чётко сформулировать что это такое, причём, в рамках одной аксиоматики. Про классическую математику Вы уже сказали, что в ней это невозможно. Я жду, что Вы сформулируете требуемые определения в терминах конструктивной математики. В таком стиле:
"множество
называется актуально бесконечным, если...";
"множество
называется потенциально бесконечным, если...".
На формальном языке.
Внимательнее прочитайте мой предыдущий ответ Вам. Там речь была о том, что существование объектов (в том числе, "бесконечного множества") можно утверждать "потенциально" (
) и "актуально" (
). Разумеется, с точки зрения классической логики различия исчезают. Но в конструктивной логике они остаются. И это сформулировано вполне "на математическом языке".
Аксиома бесконечности на такую роль не годится, это не определение, а утверждение о существовании некоторого объекта.
А я и не утверждал, что существует определение объекта "потенциальная бесконечность", отличного от объекта "актуальная бесконечность", но при этом
существующего в классическом смысле. Речь была о том, что "потенциальная бесконечность" - это бесконечность,
существующая в другом смысле (потенциально).
Это действительно "интерпретации", но из которых следуют различия в подходах к основаниям математики. И эти различия (например, в применяемой логике) пока никуда не исчезли.
Интерпретация теории всегда лежит вне самой теории. Да, некоторые теории имеют "стандартные" интерпретации. Но это не означает, что у этих теорий нет других интерпретаций, или что доказуемость какого-то утверждения зависит от интерпретации теории.
Неважно, где лежат интерпретации. Речь была о том, что различия в интерпретации понятия существования (как раз и навсегда заданного в некоем идеальном мире - с точки зрения классических представлений, или как построенного в некоторой предметной модели - с точки зрения конструктивизма) приводят к различиям в логике. Т.е. их нельзя считать существующими только на словах и исчезающими при математической формализации.
"Потенциальная" может подразумевать "теоретически допустимая", но такая, действительное существование ("актуальность") которой мы не берёмся утверждать.
Вы здесь, по-моему, пытаетесь подменить смысл терминов. Причём, неудачно, потому что это не поможет Вам выбраться из тупика. Наоборот, создаст проблемы.
А по-моему это как раз соответствует изначальному смыслу понятий "потенциальная" и "актуальная". Вспомним наиболее известный общественности пример "потенциальной энергии": Я не вижу здесь явного указания на зависимость от времени (хотя в физике время как раз присутствует везде и всюду), зато очевидным образом подразумевается "теоретическая возможность" реализации этой самой потенциальной энергии в форме чего-то реально наблюдаемого - движения. Кстати, буквальный перевод potential с английского: "возможный", "перспективный", "вероятный". С понятием "актуального", по-моему, аналогично: В первую очередь оно подразумевает "наличное", "подлинное", "действительное", "фактически существующее" (буквальный перевод actual с английского). Да, в определённом контексте и потенциальность, и актуальность могут подразумевать зависимость от времени, но лишь в связи с тем, что наши представления могут меняться со временем.
"Существует" ли натуральный ряд в смысле "самой арифметики натуральных чисел", не имеет значения. Но обсуждаемый с Вашей подачи CRA - не арифметика. В нём, помимо арифметики, ещё много чего есть. В частности, есть натуральный ряд как конструктивно определённый объект.
Что относить к сфере конструктивного анализа - вопрос неоднозначный. Есть такие направления, которые признают аксиому бесконечности, а есть такие, которые стараются обойтись без неё. С моей точки зрения у первых - серьёзные проблемы с BHK-интерпретацией, ибо, при всей "хорошей определённости" (в тех или иных смыслах) множества
, построенного примера данного объекта (как того требует BHK-интерпретация существования) никто пока что не представил.
Странно, что основоположники CRA, придерживаясь BHK-интерпретации, не стеснялись обсуждать всевозможные бесконечные множества, изучая их структуру с конструктивной точки зрения. Вы же это всё напрочь отрицаете. Поэтому я и говорю, что Вы стремитесь быть более правоверным католиком, чем Папа Римский.
Вы не совсем верно оцениваете мою позицию. Я вовсе не отказываюсь "обсуждать всевозможные бесконечные множества" и "изучать их структуру с конструктивной точки зрения". Я всего лишь воздерживаюсь от того, чтобы утверждать их существование (в смысле BHK-интерпретации, т.е. "актуально"). Я, например, не вижу ничего страшного в том, чтобы обуждать
, понимая под этим алгоритм генерации натуральных чисел (как строк вертикальных чёрточек или в любом другом представлении). Однако я призываю не забывать, что алоритм - это не только код, но и способ его выполнения. Если код можно записать на бумажке и положить на стол, то со способом его выполнения такого проделать нельзя. Чувствуете разницу? Число 3 можно записать на бумажке и положить на стол, а если мы попытаемся проделать то же самое с объектом
, например, записав на бумажке код соответствующего алгоритма, то обнаружим, что чего-то всё же не хватает.