2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ... 23  След.
 
 Re: Об использовании математических понятий в физике
Сообщение14.11.2010, 20:33 
Заслуженный участник


21/08/10
2454
Bulinator в сообщении #375173 писал(а):
А научный метод, основанный на доказательствах, он и в Африке научный метод.


А доказательства бывают только дедуктивные? Тогда экспериментаторов надо исключить из числа ученых, между прочем. Врядли они согласятся с такой постановкой проблемы :-)

Что же до методов мышления физиков, то иногда они МОГУТ быть такими же, или почти такими же, как у математиков. А МОГУТ быть и совсем другими. Все зависит от конкретной ситуации. Мудрить с нетривиальными многообразиями приментительно к теплопроводности явно не стОит. Вот в КТП стОит попробовать. Может Вы предложите начинать обучать первокурсников прямо с КТП? А что, из нее более-менее можно вывести все остальное. Правда опять же не строго :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Об использовании математических понятий в физике
Сообщение14.11.2010, 20:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/10/10
1481
Ереван(3-й участок)
Alex-Yu в сообщении #375176 писал(а):
Тогда экспериментаторов надо исключить из числа ученых, между прочем. Врядли они согласятся с такой постановкой проблемы :-)

Решено! Исключаем! :-)
Alex-Yu в сообщении #375176 писал(а):
А доказательства бывают только дедуктивные?


Скажем так, "доказательства", в том смысле в котором я это слово понимаю, бывают только дедуктивными. В таком понимании эксперимент может служить для
    1. Почвы для обобщения и определения постулата
    2. Опровержения постулата путем измерения, несогласующегося с результатом полученным из этого постулата дедуктивным методом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об использовании математических понятий в физике
Сообщение14.11.2010, 20:55 
Заслуженный участник


21/08/10
2454
Bulinator в сообщении #375180 писал(а):
Скажем так, "доказательства", в том смысле в котором я это слово понимаю, бывают только дедуктивными.


В таком случае докажите мне, что медь проводит электричество лучше алюминия. Причем начиная с КТП и не делая никаких необоснованных формально предположений. КТП, естественно, надо взять с учетом квантовой гравитации. Заодним я узнаю как правильно квантовать гравитацию :-)

-- Пн ноя 15, 2010 01:01:38 --

Bulinator в сообщении #375180 писал(а):
Решено! Исключаем!



В общем ясно, что пошли шуточки. Я и сам посмеяться люблю. Но сейчас что-то пора завязывать...

 Профиль  
                  
 
 Re: Об использовании математических понятий в физике
Сообщение14.11.2010, 21:02 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Bulinator в сообщении #375169 писал(а):
далее физик и математик размышляют(во всяком случае должны) одинаково.

Это всё-таки некоторое приближение. А в реальности они размышляют по-разному, чему, собственно, и посвящена тема. Не упрощайте разговор до исчезновения его предмета :-)

Например, физик пользуется качественными соображениями, посторонними сведениями об объекте, аналогиями с другими явлениями природы (из негарантированной, но часто работающей гипотезы, что природа устроена в разных местах одинаково). И не запрещайте ему этого делать. Конечно, если всё это потом правильно осознать и отрефлексировать, то получится, что он либо вышел за рамки постулатов (и тогда надо пересмотреть их состав), либо можно "отбросить лишнее", и в окончательных выкладках уложиться в заданные рамки. Но это будет только итог работы, а в ходе работы всё было совсем не так. И здесь, в частности, нельзя научиться способам работы, глядя только на её итоги.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об использовании математических понятий в физике
Сообщение14.11.2010, 21:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/10/10
1481
Ереван(3-й участок)
Alex-Yu в сообщении #375176 писал(а):
А МОГУТ быть и совсем другими.

Это когда они совсем другие?
Alex-Yu в сообщении #375176 писал(а):
Мудрить с нетривиальными многообразиями приментительно к теплопроводности явно не стОит.

Я обобщил. Нельзя же гворить, что ab=0 если это так для a=0? И это, умышленно передернутый контрпример!

Alex-Yu в сообщении #375176 писал(а):
Может Вы предложите начинать обучать первокурсников прямо с КТП?

Я этого не говорил. Но курс не должен противоречить сам себе. Один препод говорит, что дивергенция это поток, а вдруг оказывается, что это не совсем так. Приходится перестраивать уже мало-мальски сложившийся образ мышления. Представляете, если студент решая задачи писал вместо дивергенции поток, набил руку, уже не сомневается в этом определении, как вдруг сталкивается с нетривиальным многооборазием и не может понять в чем тут дело?
И в этом уже виноват не студент а препод.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об использовании математических понятий в физике
Сообщение14.11.2010, 21:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Bulinator в сообщении #375173 писал(а):
А научный метод, основанный на доказательствах, он и в Африке научный метод.

Надо не забывать, что научный метод (во всеобъемлющем смысле) - вещь обширная, и включает в себя много разных частных методов для разных частных научных задач (более того, в разных науках есть свои собственные наборы частных методов, приспособленные специально к их предметам исследования). Среди этих частных методов есть и метод, основанный на доказательствах, и он, разумеется, научный метод, но им одним все вообще научные методы далеко не исчерпываются.

-- 14.11.2010 21:10:09 --

Bulinator в сообщении #375195 писал(а):
Но курс не должен противоречить сам себе. Один препод говорит, что дивергенция это поток, а вдруг оказывается, что это не совсем так. Приходится перестраивать уже мало-мальски сложившийся образ мышления.

Студент должен в ходе обучения развивать в том числе и гибкость мышления, умение не слишком приучиваться к простым учебным вещам, которые потом оказываются частными случаями вещей не столь простых. Почему вы не выступаете в защиту студентов, которые несколько лет со школы учатся дифференцировать по букве $x,$ а потом вдруг вынуждены дифференцировать по букве $t$? Не говоря уже о том, что иметь несколько разных определений и несколько разных пониманий объекта - это нормально и даже выгодно (физикам, не математикам).

 Профиль  
                  
 
 Re: Об использовании математических понятий в физике
Сообщение14.11.2010, 21:13 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/10/10
1481
Ереван(3-й участок)
Munin в сообщении #375192 писал(а):
Но это будет только итог работы, а в ходе работы всё было совсем не так.

С этим трудно поспорить

Munin в сообщении #375192 писал(а):
Конечно, если всё это потом правильно осознать и отрефлексировать, то получится, что он либо вышел за рамки постулатов (и тогда надо пересмотреть их состав), либо можно "отбросить лишнее", и в окончательных выкладках уложиться в заданные рамки.


Так и я о том же. Не важно как человек думает. Но нельзя навязывать студенту свой образ мышления. Может ему работать с правильным определением легче. А может и не легче, но потом перестраиваться труднее. Оставте это решать ему. Оговорите с ним, что т.к. есть такая теорема, в течении всего курса я буду обзывать дивергенцией поток.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об использовании математических понятий в физике
Сообщение14.11.2010, 21:15 
Заслуженный участник


21/08/10
2454
Bulinator в сообщении #375195 писал(а):
Но курс не должен противоречить сам себе.


КАКОЙ курс? Тепломассобмена или чего-то вроде того? И там бывают нетривиальные многообразия? Уф-ф-ф-ф....

 Профиль  
                  
 
 Re: Об использовании математических понятий в физике
Сообщение14.11.2010, 21:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/10/10
1481
Ереван(3-й участок)
Munin в сообщении #375196 писал(а):
Студент должен в ходе обучения развивать в том числе и гибкость мышления, умение не слишком приучиваться к простым учебным вещам, которые потом оказываются частными случаями вещей не столь простых.

Ну это вы уже перегнули. Если я начну называть трактор яблоком, это вы назовете гибкостью мышления? Нет, определение есть элемент языка и все.

-- Вс ноя 14, 2010 22:17:28 --

Alex-Yu в сообщении #375201 писал(а):
КАКОЙ курс? Тепломассобмена или чего-то вроде того? И там бывают нетривиальные многообразия? Уф-ф-ф-ф....

Общий. С первого по последний курсы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об использовании математических понятий в физике
Сообщение14.11.2010, 21:21 
Заслуженный участник


21/08/10
2454
Bulinator в сообщении #375195 писал(а):
уже не сомневается в этом определении,


Сомневаться надо всегда. Во всяком случае в физике. Еще никому не удавалось "ухватить бога за бороду" и не удастся никогда. Вообще то, что в разном контексте используется разное значение тех же слов -- дело обычное. Если где-то и можно искать определения на все времена, то уж точно не в физике.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об использовании математических понятий в физике
Сообщение14.11.2010, 21:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/10/10
1481
Ереван(3-й участок)
Alex-Yu в сообщении #375206 писал(а):
Сомневаться надо всегда

Сомневаться в определении?? Я напрмер не сомневаюсь, что то, что я сейчас жую назывется яблоком. Меня так мама в детстве учила. Потом, когда я вышел из дома и спросил у дяди сколько стоит это яблоко, он меня понял, потому что и его мама его так учила. И я в этом не сомневаюсь, ибо люди это слово придумали, чтобы обозначать предмет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об использовании математических понятий в физике
Сообщение14.11.2010, 21:27 
Заслуженный участник


21/08/10
2454
Bulinator в сообщении #375195 писал(а):
как вдруг сталкивается с нетривиальным многооборазием и не может понять в чем тут дело?


А завтра он столкнется еще с чем-нибудь, где и другое определение станет некорректным. И так до бесконечности. Избавиться от необходимости думать не получится, и не надейтесь.

-- Пн ноя 15, 2010 01:30:13 --

Bulinator в сообщении #375207 писал(а):
ибо люди это слово придумали, чтобы обозначать предмет.


Угу. Я в молодости тоже так примерно думал. Кстати, а дивергенция это предмет? Или еще. А Вы всегда сможете отличить стул от кресла? Вообще в чем проблема? Дивергенция на многообразии это одно, а в $R^3$ -- другое. А еще от поля зависит. Может оно вообще недифференцируемое... Тут предлогалось: "дивергенция это дифференциальный оператор...". Опять же в каом смысле производная, производных бывает много разных. Коммутатор он тоже производная, например.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об использовании математических понятий в физике
Сообщение14.11.2010, 21:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Bulinator в сообщении #375198 писал(а):
Так и я о том же. Не важно как человек думает.

Важно.

Bulinator в сообщении #375198 писал(а):
Но нельзя навязывать студенту свой образ мышления.

Зато надо научить его хоть какому-то образу мышления. На начало обучения студент мыслить не умеет. И желательно, если студент - физик, то научить его образу мышления именно физическому.

Bulinator в сообщении #375198 писал(а):
Может ему работать с правильным определением легче. А может и не легче, но потом перестраиваться труднее. Оставте это решать ему.

Если мы оставим всё решать студенту, то запорем процесс обучения в целом :-)

Bulinator в сообщении #375203 писал(а):
Ну это вы уже перегнули. Если я начну называть трактор яблоком, это вы назовете гибкостью мышления? Нет, определение есть элемент языка и все.

Уф. Я не призывал называть трактор яблоком, поскольку, очевидно, яблоко - не частный случай трактора. Но трактор можно назвать механизмом, а потом приучиться к тому, что бывают и другие примеры механизмов, помимо трактора (и я не про механизм ионного обмена на клеточной стенке).
И не принижайте роли определений. Это слова - элемент языка. А определения - это элемент уже мышления, его кирпичики. Стоит отнестись тщательно к тому, какие кирпичики мы предоставляем в распоряжение людям, которые только начинают осваивать более сложные вещи, с использованием этих кирпичиков. Заодно, научить их не прирастать к кирпичикам, а уметь перекладывать их из руки в руку.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об использовании математических понятий в физике
Сообщение14.11.2010, 21:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/10/10
1481
Ереван(3-й участок)
Munin в сообщении #375211 писал(а):
Но трактор можно назвать механизмом, а потом приучиться к тому, что бывают и другие примеры механизмов, помимо трактора

Так ведь в случае потока и дивергенции Вы называете все механизмы тракторами.

-- Вс ноя 14, 2010 22:41:19 --

Alex-Yu в сообщении #375208 писал(а):
Тут предлогалось: "дивергенция это дифференциальный оператор...". Опять же в каом смысле производная, производных бывает много разных. Коммутатор он тоже производная, например.

$\frac{\partial A^i}{\partial x^i}$ называется дивергенцией.

 Профиль  
                  
 
 Re: Об использовании математических понятий в физике
Сообщение14.11.2010, 21:44 
Заслуженный участник


21/08/10
2454
Bulinator в сообщении #375213 писал(а):
Так ведь в случае потока и дивергенции Вы называете все механизмы тракторами.


Как раз наоборот здесь трактор называется трактором а не механизмом.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 331 ]  На страницу Пред.  1 ... 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ... 23  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group