Только не надо генерализировать свой частный опыт.
В этой теме как раз интересно почитать не абстрактные определения из Википедии, а частный опыт конкретного форумчанина. Но как-то ЗУ стесняются им делиться. Видимо боятся показаться глупыми. Не побоюсь этого и расскажу о своём опыте, хотя он сильно специфичен и примитивен. Тут на форуме в постах про понимание спрашивают такие интересные вещи, о которых я даже никогда не задумывался. Например, спрашивают про геометрический смысл определителя. А почему вообще у него должен быть геометрический смысл? Да, иногда определитель может быть интерпретирован как ориентированный объём. Но отнюдь не всегда. Решая линейную систему малого порядка, не думаешь про ориентированный объём. Никогда не задумывался про мотивацию определения для определителя. Может это вообще удобный значок для сокращения письма (а может и нет). Никогда не думал про мотивировки и других определений. Например про правило умножение матриц. Воспринимал их, как нечто, данное свыше. Математика во многих своих понятиях - это язык для описания природы. Вот природа устроена так, а не иначе. Почему я должен интересоваться мотивировкой этого устройства? Вот пример:
А в алгебрах Ли волшебным образом возникает операция коммутации. Почему именно она эквивалент произведения?
Потому что природа так устроена. Возьмём трёхмерные вектора в нашем пространстве и операцию векторного произведения. И тут естественно возникают и определители и алгебры Ли.
Никогда представлял себе производную как скорость какого-то процесса. Да, в определённых ситуациях это скорость, но отнюдь не всегда. Представлял себе производную (дифференциал), как некоторое линейное отображение, которое аппроксимирует исходное.
Никогда не представлял себе интеграл, как некую площадь. Да, его можно в некоторых ситуациях использовать для определения площади. Но возьмём определённый интеграл от функции
в пределах от
до
. Он равен нулю. И где тут объект нулевой площади?
Никогда не представлял себе, что число - это некоторые объекты, предназначенные для измерения чего-то. Представлял себе число, как некие абстрактные объекты с некими абстрактными правилами действий над ними. Тут как заходил ТС, который не мог понять суть комплексных чисел именно потому, что в его понятиях число должно чего-то измерять.
Никогда не представлял себе комплексное число как сумму
. Комплексное число представлял как единый объект, который может быть интерпретирован как парой действительных чисел (хотя можно и некоей матрицей, к примеру) с неким набором действий над ними.
Никогда не думал над смыслом отрицательных чисел и как его можно представить себе в голове. Вспоминаю ролик на Ютубе. Журналистка брала интервью у математика. Призналась, что в детстве у неё очень хорошо шла математика. Но когда дошли до отрицательных чисел, что-то сломалось. Она не смогла их себе "представить". И дальше всё пошло наперекосяк (касательно математики и физики).
Вероятно тут лежит ответ на вопрос, почему некоторые отнюдь неглупые люди абсолютно неспособны к математике. Они пытаются новые математические понятия осмыслить и представить их себе. То есть связать их с теми понятиями, которые уже есть в голове. (Всё согласно определению из Википедии, которое приводилось в этой теме). Но бывает, что новые понятия настолько новы, что со старыми никак не связываются. Ну и что? Не надо делать из этого проблемы. Надо просто эти понятия принять и поверить, что всё со временем уляжется в голове. А если не уляжется, то значит и не надо.
В то же время не согласен с позицией, что понять что-то - это значит научиться это применять (научиться с этим работать). При этом не обдумывая ничего и не задавая себе никаких вопросов (заткнись и считай!). Например, когда ввели в школе отрицательные числа, мне было непонятно, почему
? Не удовлетворившись ответом учительницы, задал свой вопрос родителям. После их ответа (уже не помню какого) всё стало на свои места. То есть при изучении предмета вопросы себе задавать конечно нужно. Вот только вопрос - какие именно? Наверное тут и кроется секрет понимания математики - научиться задавать себе правильные вопросы.