2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2
 
 Re: Что такое понимать математику
Сообщение22.01.2025, 08:50 
Аватара пользователя


14/12/17
1532
деревня Инет-Кельмында

(Оффтоп)

Утундрий в сообщении #1671033 писал(а):
Крайне не рекомендуется пытаться понять понятие "понимание", во избежание риска впасть в бесконечную рекурсию.

В рассказе Теда Чана одному или даже двоим это удалось. Разумеется, фантастическом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое понимать математику
Сообщение22.01.2025, 08:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
12722

(Оффтоп)

eugensk в сообщении #1671037 писал(а):
В рассказе Теда Чана одному или даже двоим это удалось.
И на радостях они тут же попытались друг друга элиминировать. Е.м.н.и.п. проиграл любитель театральных эффектов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое понимать математику
Сообщение22.01.2025, 12:40 


22/10/20
1210
Dan B-Yallay в сообщении #1671026 писал(а):
Как и существование математиков, которые никак не могут понять сложение дробей до тех пор, пока не ознакомятся с интегралом Лебега-Стилтьеса.
Забавно, что это предложение буквально про меня :-) (ну за тем исключением, что я не математик). Понять, допустим, конструкцию интеграла Курцвейля-Хенстока для меня было проще, чем понять дроби. Конечно, я умел, допустим, приводить дроби к общему знаменателю на тот момент, когда изучал этот же интеграл. Но понял дроби я уже после (буквально пару лет назад может быть). Я понимаю, что это выглядит не очень адекватно с моей стороны, как будто я вру или выпендриваюсь, но это так и есть. И у этого есть причина: на мой взгляд понятие дроби сложное. Заучить механически правила с дробями в школе можно, но понять, почему они такие - это гораздо сложнее. Понятие дроби упирается в целый ряд довольно сложных конструкций.

1. Нужно знать, что такое фактормножество (потому что множество дробей - это буквально фактормножество подмножества упорядоченных пар целых по известному отношению эквивалентности).

2. Нужно осознавать понятие формального символа. Для меня это тоже большая личная история: я давно научился понимать теоретико-множественные определения, а вот эти формальные штуки до меня долго не доходили (слава богу, что хоть сейчас дошли).

3. Надо понимать связь теоретико множественного определения с определением дроби как формального знака, их взаимную заменяемость, цели того и другого определения.

4. Нужно понимать мотивацию дробей: что мы хотим иметь алгебраическую систему, согласованную с неформальной практикой действий над частями целого. Раз алгебраическую систему - значит хотелось бы, чтобы она расширяла действия над уже существующими (исторически - натуральными, логически - целыми) числами, если такое возможно. Оказывается, что возможно. Тут в принципе надо обладать определенной математической культурой, чтобы понимать, что математика - это не данные свыше сакральные знания, а вполне себе собственноручно творимое детище, где человек может сам выбирать определения, сам менять их, и т.д. И что это нормально - искать определения под заданные цели.

5. Ввиду неоднозначности представления числа дробью, надо понимать что такое конгруэнция (корректность операции на фактормножестве, т.е. независимость от выбора представителя). А это идея универсальной алгебры.

6. Далее можно заметить, что расширить наши предыдущие числа (целые) можно многими способами, причем и свойства операций сохранятся, и согласованность с неформальной практикой будет (куски считать сможем). Поэтому дроби - это нечто большее. А именно, мы хотим минимальное из всех таких расширений. "Экстремальное условие" на классах алгебраических систем. Как его формализовать? Да, теория категорий:
EminentVictorians в сообщении #1605704 писал(а):
Плюс мне сама конструкция поля частных нравится - она универсальная. Давайте прикинем на уровне интуиции, что мы вообще хотим от поля частных? Довольно очевидно, что мы хотим в некотором смысле минимально расширить целостное кольцо до поля. Сделать что-то типа свободного поля. Но, во-первых, свободное поле было бы, если бы мы конструировали поле из голого множества. Во-вторых, свободных полей не бывает (здесь
я кратко обрисовал почему). Короче говоря, нам нужно не максимально свободное поле, а как бы свободное "по модулю кольцевой структуры" (точно так же как от группы Гротендика мы хотим не максимально свободную группу, а как бы свободную по модулю структуры подлежащего моноида). Уже из этих интуитивных соображений все понятно: нам нужен левый сопряженный функтор к забывающему $U: \mathbf{Fld} \to \mathbf{Dom_m}$ (последняя - категория целостных колец с мономорфизмами в качестве стрелок). Почему $\mathbf{Dom_m}$, а не просто $\mathbf{Dom}$? Очевидно: нам же вложение нужно, а не просто какая-то функция, т.е. наша универсальная стрелка должна быть мономорфизмом. Ну и плюс тот факт, что в $\mathbf{Dom}$ тупо нету универсальной стрелки из каждого кольца в поле.


В итоге, видно, что понятие дроби - сложное. По-моему, гораздо сложнее всяких конструкций вещественных интегралов. Понять все это в школе - нереально.

(Оффтоп)

Хотя мне говорили в школе, какого черта я заканчиваю школу и так и не смог разобраться "даже" с дробями.



vpb в сообщении #1671028 писал(а):
Да как в это поверить можно ? :twisted: учитывая, что векторы дети в школе в 8 классе проходят, см. учебники Погорелова, а еще лучше Атанасяна ? Или у вас была "интеллектуальная биография" очень уж, просто экстремально, необычная, или вы лукавите.
Да я не учился в школе практически вот и все. Это можно назвать "интеллектуальная биография"? :-) Да, у нас были векторы в школе, я попытался вникнуть, ничего не понял и просто забил, списывал с гдз. Хорошо, что учительница понимающая оказалась, вывела тройку.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое понимать математику
Сообщение22.01.2025, 13:38 
Заслуженный участник


31/12/05
1529
EminentVictorians в сообщении #1671066 писал(а):
5. Ввиду неоднозначности представления числа дробью, надо понимать что такое конгруэнция (корректность операции на фактормножестве, т.е. независимость от выбора представителя). А это идея универсальной алгебры.

(Оффтоп)

Лем писал(а):
"... и курица, снося яйцо, тем самым показывает, что стоит на позициях эмпиризма, рационализма, оптимизма, каузализма и активизма. Она сносит яйцо, то есть действует, значит, она активистка. Высиживает это яйцо в убеждении, что его можно высидеть: это уже незаурядный оптимизм. Она рассчитывает на появление цыплёнка, из которого вырастет новая курица, значит, она ещё и прогнозистка, а также каузалистка, поскольку признаёт причинно-следственную связь между теплом своего брюха и развитием птенца.
Курица только не может всего этого прокудахтать, и философия её носит инстинктивный характер - она встроена в её куриные мозги.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое понимать математику
Сообщение22.01.2025, 13:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
12722
Ректальная тонзиллэктомия, как это я называю.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое понимать математику
Сообщение22.01.2025, 14:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
11041
EminentVictorians в сообщении #1671066 писал(а):
Конечно, я умел, допустим, приводить дроби к общему знаменателю на тот момент, когда изучал этот же интеграл. Но понял дроби я уже после (буквально пару лет назад может быть).

Судя по написанному далее, с тех пор (как научились приводить к общему знаменателю) Вы изрядно деградировали, ибо перестали понимать что такое дроби. :wink:

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое понимать математику
Сообщение22.01.2025, 15:16 


21/12/16
1129
EminentVictorians в сообщении #1671023 писал(а):
Я не понимал действия с векторами и матрицами до тех пор, пока меня не осенило, что суть векторов - просто в том, что есть свободное, транзитивное и согласованное с операциями действие какой-то группы

Потому, что подальше надо держаться от дисциплин, к которым так фатально нет способностей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое понимать математику
Сообщение22.01.2025, 15:18 


07/06/17
1193
EminentVictorians
Спасибо! Лучший текст со времён клейновской "Элементарной математики с точки зрения высшей"!
Прямо пелена с глаз спала.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое понимать математику
Сообщение22.01.2025, 15:23 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
12722
Я вот внезапно осознал, что не понимаю, как строят па́годы. Пойду-ка построю парочку па́год.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что такое понимать математику
Сообщение22.01.2025, 15:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
9308
Цюрих
EminentVictorians в сообщении #1671066 писал(а):
Нужно
Для его "нужно"? Для приятного ощущения - кому-то может быть и нужно. Для решения задач - сомневаюсь что нужно хоть кому-то.

(Оффтоп)

EminentVictorians в сообщении #1671066 писал(а):
А именно, мы хотим минимальное из всех таких расширений. "Экстремальное условие" на классах алгебраических систем. Как его формализовать?
Да так и формализовать: что любое другое поле, содержащее наше кольцо, содержит наше поле в качестве подполя. Троллейбус-из-буханки.jpg

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ]  На страницу Пред.  1, 2

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group