то с определениями и-или трактовками что-то неладно
Здесь Вы вполне попали в точку: с определениями в некоторых частях эпистемологии и гносеологии не все ок, поэтому дискуссии продолжаются.
1. Человеческая культура тоже является частью Вселенной тоже является частью объективной реальности
Конечно, но человеческая культура до определенной степени не объективна в том контексте, что она не может полностью независима от людей как субъектов. Субъективной она, разумеется, тоже не является, но все-таки интерсубъективный характер накладывает свой отпечаток здесь и накладывает до такой степени, что гуманитарные науки (но не социальные) еще в середине XX века частично или даже иногда полностью относили к абстрактным наукам, как ту же самую математику и философию.
2. Конечно, знание о человеческой культуре в области религии - это знание. Но это скорее, из области религиоведения, чем из области религии.
Здесь согласен с замечанием, оно справедливо.
-- 23.06.2024, 21:02 --Вопрос был про смысл понятия "знание"
Боюсь, что смысл понятия "знание" написаны даже написаны даже не книги и статьи, а целые библиотеки. Так что это огромная тема для обсуждения и довольно сложная.
-- 23.06.2024, 21:07 --Вообще, конечно, философы сильно опаздывают с переосмыслением понятий знания
Опаздывают, хотя и не так радикально, но дискуссии и определенные результаты с переднего края академической философии просто не успевают уходить вглубь даже научного общества - посмотрите на программу по какой-нибудь условной философии науки в университетах. Если ориентироваться на нее, то может ошибочно показаться, что последними были Поппер, Кун, Лакатош и Фейрабенд, хотя даже с последнего сменилось три парадигмы в философии науки (ладно, вру, не три, а скрее две с половиной, так как мы как раз последние годы в процессе смены очередной парадигмы в философии науки).
-- 23.06.2024, 21:09 --Философам хотелось верить, что человек уникален как машина познания.
От этого пласта идей отказались только в 1970-80ые годы.
-- 23.06.2024, 21:14 --У нас, типа, рассуждения привязаны ко времени?
Конечно привязаны: мы живем сейчас и обсуждаем научную картину мира на сейчас, так как она всегда уточняется и будет уточняться в будущем. Вдруг завтра появятся убедительные основания считать, что сверхъестественное и в целом неестественное (в онтологическом понимании) объективно существует и нам придется пересмотреть всю рационалистическую гносеологию в своем ином ключе? Да, вероятность этого исчезающе мала, но принцип скептицизма требует допускать это, ибо в основании рационалистической гносеологии лежат не жесткие аксиомы, а презумпции, которые гипотетически могут быть когда-нибудь кем-нибудь опровергнуты. Возможно в таком случае обсуждение той же жизни после смерти станет опять рационально целесообразным.
-- 23.06.2024, 21:19 --а высвобождаемые низменные стремления
"А судьи кто?" (с)
Мы как-то из сферы объективного познания перескочили в область морали, где как раз объективностью и универсальностью и не пахнет.
наспех замазанные подобием человеческой мотивации
С мотивацией тут все ок (часто, к сожалению, но все-таки), хоть она и может категорически нас не устраивать.
-- 23.06.2024, 21:25 --то таки да - любое мировоззрение опирается на фантазию
Любое мировоззрение опирается на внутреннюю аксиоматику, жесткую или мягкую (как с презумпциями), хоть эта аксиоматика не всегда может до конца полностью осознаваться.
Реальность как она есть не даёт ни единого повода вставать с дивана и вообще рождаться на свет.
Тем не менее миллиарды людей встают и живут. А рождение на свет не совсем то, что нами выбирается добровольно, так что как верно заметил еще Хайдеггер, мы все вброшены в этот мир - он называл это
Dasein.