Хочу обратить внимание, что нигде не утверждалось, что посредством слов передаётся само ощущение. Речь только о передаче некоторого "знания о". И, кстати, при желании о вкусе яблока можно сообщить гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. По крайней мере, столько, что человек, впервые попробовавший яблоко, отличит его от других фруктов. Только это сложно, никому не нужно и в быту не используется (проще дать попробовать яблоко).
На основании общности опыта мы можем описывать отношения и трансформацию квалиа - образы, которые формируются "из квалиа", или динамику изменений квалиа. Но не само квалиа, то есть не то, что эти образы наполняет, из чего они "состоят". Образно говоря, элементы опыта, которые можно описать, это только "гребни волн" в целом невыразимого никаким языком "океана" мышления (исходя из того, что сознание - это мышление изнутри).
Предвидя возражения. Можно ли, наблюдая волны, описать океан? Вероятно, да. Но в данном случае океан особенный, язык его выразить не может. Поэтому сравнение можно сделать не с волнами и океаном, а с бесконечным счётным множеством вещественных чисел, которые имеют хоть какое-то определение, и оставшимся несчётным множеством тех, которые полностью скрыты.
Так что не нужно делать на этой основе слишком уж всеобъемлющих философских обобщений, типа принципиальной невыразимости и непознаваемости некоторых характеристик ощущений.
Таких "обобщений" много. Все они говорят об одном: субъект непознаваем, а невыразимость квалиа языком - всего лишь самое наглядное проявление этой непознаваемости. Иное - познаваемость субъекта (сознания) - приведёт к бессмысленности любого знания.
Знание не может быть равно среде. Например, если математика станет средой, то она станет физикой, но тогда физика останется без математики. Однако физики без математики нет. Описывает природу субъект, следовательно речь на самом деле идёт о субъекте - это субъект не может стать просто средой, не может быть описан. Но субъект часть физической реальности. Поэтому принципиальная невозможность описания субъекта суть принципиальная неполнота знания.
Это ужасное упрощение. Вплоть до того, что полностью сбивает с толку.
Конечно, это упрощение. Нет чётких границ между тем, что подвластно воле, а что нет. Тем не менее всё более чёткое отделение субъективного мира от объективного, то есть всё более чёткое понимание того, что подвластно воле, а что неподвластно, что существует объективно, а что только субъективно — это одна из составляющих познания. В глобальном смысле это, например, приводит к появлению новых форм познания - вначале мифологической, религиозной, потом философской, научной и, возможно, т. д..
(Оффтоп)
А также к тому, что субъект фактически изгоняется из научной теории, так как разделение миров на объективный и субъективный неявно подразумевает, что субъективный мир не реален. Учитывая, что квалиа всё равно невыразима языком, познание субъекта в любом случае выглядит проблематично. Но тем не менее. Ведь субъект не просто часть физической реальности, а ещё и наблюдатель. Поэтому выпиливание субъекта из реального мира имеет свои следствия для науки.
Всяческие мысленные эксперименты с копированием сознания (см., например чуть выше)...
Так ведь копирование всё равно невозможно, зачем смотреть? Нелинейность, неравновесность, хаос, бифуркации и абсолютная чувствительность - всё это, во-первых, говорит о принципиальной индивидуальности каждого мозга, во-вторых, не позволит глубоко его исследовать, не разрушив, и, соответственно, не позволит копировать.
Кстати, в тему первой части поста. Индивидуальность в некотором смысле и сама по себе тоже означает невозможность описания. Потому что чем более индивидуально поведение системы, тем менее оно выводимо из чего-либо, что может быть применимо к другому, известно всем. И так как каждый мозг индивидуален, то работа мозга в принципе невычислима, не может существовать таких теорий и законов, которые помогли бы описать его работу в той точности, чтобы предсказания были возможны более, чем только в общем, или на короткий срок.
Описать вкус яблока, впрочем как и груши, арбуза, морковки, сливы, кивы, манго и т.д. очень просто - кисло-сладкий.
А вот описать запах, аромат арбуза можно только сравнением с запахом арбуза.
Догадываетесь почему так?
Конечно, описание "кисло-сладкий" - это не то, что имелось в виду, но ладно, этот вопрос уже понятен. Что касается арбуза, то, видимо, вы исходили из того, что арбуз не имеет похожего запаха среди других продуктов?