2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 11  След.
 
 А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 19:59 
Заслуженный участник


11/03/08
531
Петропавловск, Казахстан
Вчера племянник посоветовал посмотреть этот чат. Говорит, что, мол, это искусственный интеллект и очень классная штука. Ну, я и посмотрел. Он требует регистрации, но можно и через гугл-аккаунт. Вот через него и зашел.
Интересная штука. Я сейчас по зуму с внучкой занимаюсь и проходим пропорции. Сформулировал в этом чате пару задач на прямую и обратную пропорциональность. Так он (а может она?) решил их и даже выдал пояснения.
Попросил его описать построение серединного перпендикуляра к отрезку с помощью циркуля и линейки. Выдала какое-то решение, но там были слова "измеряем отрезок АВ и находим его середину".
Потом спросил про теорему Пифагора и аксиому параллельных. Она (буду писать в женском роде - так мне показалось) она мне сказала, что связи между ними нет.
Ну, ладно. Может надо как-то научиться аккуратнее формулировать вопросы.
У меня сложилось впечатление, что эта штука может помочь студентам сдать экзамен, выполнить контрольную, сдать тест...
А кто-нибудь использовал этот чат в преподавании математики?
Поделитесь идеями, если они есть
ЗЫ. Пока у меня впечатление такое же, как тогда, когда появился Антидемидович (красная такая книжка в двух томах, вроде)

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 20:22 
Аватара пользователя


29/04/13
8108
Богородский
«Тестирование возможностей ChatGPT»
«Еще раз про сильный ИИ»

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 20:23 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4845
BVR в сообщении #1585208 писал(а):
А кто-нибудь использовал этот чат в преподавании математики?
А как? В нынешнем варианте ChatGPT часто путается в простейших вещах. К двум приведённым выше темам добавлю ещё вот этот ролик, про то как чат-бот сдаёт ЕГЭ по математике:
https://youtu.be/N-Jc03oAMjc
BVR в сообщении #1585208 писал(а):
Пока у меня впечатление такое же, как тогда, когда появился Антидемидович (красная такая книжка в двух томах, вроде)
И Антидемидович, и ГДЗ, и ChatGPT говорят только об одном: взаимодействие преподавателя со студентами больше не может строиться по принципу "Я задаю тебе задания и наказываю за ошибки". Потому что чем дальше, тем больше у студента будет возможностей "обмануть" преподавателя и избежать наказания (двойки, отчисления и т.д.) Взаимодействие должно строиться так, чтобы студент и сам не захотел никого обманывать. Если студенту нужно чему-то научиться, преподаватель - тот, кто может в этом помочь. Если не нужно - значит не нужно.

-- 12.03.2023, 20:30 --

Ещё одно соображение: если нейросеть научится сдавать любые экзамены в рамках некоторой специальности, то это просто будет означать, что в этой специальности больше не нужны люди - работу по этой специальности сможет выполнять нейросеть.
Либо же надо будет изменить специальность, чтобы сохранить в ней смысл - например учить людей управлять нейросетью в рамках данного направления. И тогда экзамены будут прямо предполагать использование нейросети.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 20:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8506
Замечу, что в стартовом сообщении сначала речь идет о школьниках
BVR в сообщении #1585208 писал(а):
Я сейчас по зуму с внучкой занимаюсь и проходим пропорции
а потом сразу о студентах:
BVR в сообщении #1585208 писал(а):
У меня сложилось впечатление, что эта штука может помочь студентам сдать экзамен, выполнить контрольную, сдать тест...
Смешивать эти две категории не надо. Если применение к студентам принципа
Mikhail_K в сообщении #1585213 писал(а):
Если студенту нужно чему-то научиться, преподаватель - тот, кто может в этом помочь. Если не нужно - значит не нужно.
можно обсуждать, то к шестиклассникам (там, кажется, пропорции изучают?) он явно не применим.

-- 12.03.2023, 20:34 --

Mikhail_K в сообщении #1585213 писал(а):
Ещё одно соображение: если нейросеть научится сдавать любые экзамены в рамках некоторой специальности, то это просто будет означать, что в этой специальности больше не нужны люди - работу по этой специальности сможет выполнять нейросеть.
Сдать экзамен не значит выучить предмет до уровня профессиональной пригодности. Уж кому-кому, а преподавателям это должно быть известно доподлинно. Подобные факты скорее покажут несовершенство экзаменов, чем готовность нейросети заменить человека.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 20:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4845
Anton_Peplov в сообщении #1585215 писал(а):
к шестиклассникам (там, кажется, пропорции изучают?) он явно не применим
Есть исследования (прям метаанализы), показывающие низкую эффективность домашних заданий для школьников (впрочем, к старшим классам эта эффективность повышается - как раз к тому моменту, когда ученики могут уже сами определить свои желания и цели). См.:
Хэтти. Видимое обучение
Хэтти. Видимое обучение для учителей

Была эффективность низкая, с появлением ГДЗ стала ещё ниже, а скоро станет вообще нулевой. Наука говорит, что от отмены домашних заданий ничего страшного с образованием не случится, а школьники вздохнут свободнее.

Ну а на уроке, наверное, можно проконтролировать, сам человек считает пропорции или не сам.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 20:43 
Заслуженный участник


11/03/08
531
Петропавловск, Казахстан
Mikhail_K, спасибо! Посмотрю Ваши ссылки.
Цитата:
взаимодействие преподавателя со студентами больше не может строиться по принципу "Я задаю тебе задания и наказываю за ошибки". Потому что чем дальше, тем больше у студента будет возможностей "обмануть" преподавателя и избежать наказания (двойки, отчисления и т.д.) Взаимодействие должно строиться так, чтобы студент и сам не захотел никого обманывать. Если студенту нужно чему-то научиться,

Изменить отношение студент-преподаватель очень трудно. Особенно в условиях обычного провинциального вуза. Но подумать есть о чем. По крайней мере, меня эта программка заставила задуматься..

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 22:32 
Заслуженный участник


18/01/15
3224
Нет, домашние задания, конечно, отменять нельзя, и вот почему. Да, троечники, и в целом всякие ленивые и малоспособные люди, списывают из ГДЗ. На этом основании предлагают отменить домашку вообще.

Можно, в самом деле, рассмотреть вопрос, а является ли это основанием, т.е. действительно ли наличие или отсутствие ДЗ не влияет на обучение троечников ? Но прежде чем рассматривать этот вопрос, давайте спросим себя, а этот ли вопрос надо рассматривать ? Разве главная роль школы --- в обучении троечников ? Хотя большая часть внимания педагога вынужденно приходится на троечника, но на самом деле задача школы прежде всего --- обучение более способных, потому что ... в общем, на них-то всё и держится ! И если их не обучать хорошо, то наступит идиократия (к чему дело и идёт).

Итак, рассматривать вопрос, нужны ли ДЗ, следует прежде всего с точки зрения обучения верхнего, по своим способностям, слоя учащихся. А для них они важны, как говорит мой собственный опыт в качестве школьника и студента. Когда делаешь ДЗ, решаешь задачу, то очень часто то, что на занятиях оставалось как бы покрыто дымкой, становится ясным и прозрачным. Даже если это ДЗ делается не очень охотно. И т.д. На уроке же мозги способного просто по причине недостатка времени не всегда получают необходимую нагрузку. Тем более, если препод в это время троечниками занимается.

-- 12.03.2023, 21:43 --

Отмена домашек --- это дальнейшее развитие имеющей место быть ориентации на посредственность. Из той же серии, что "отменим математику, потому что через нее проникает белое превосходство".

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 23:01 
Аватара пользователя


11/02/21

136
vpb в сообщении #1585233 писал(а):
Итак, рассматривать вопрос, нужны ли ДЗ, следует прежде всего с точки зрения обучения верхнего, по своим способностям, слоя учащихся. А для них они важны, как говорит мой собственный опыт в качестве школьника и студента.

Любой "мой собственный" опыт есть лишь отдельный собственный опыт.
Я не уверена, что это может быть Ultima ratio.
Mikhail_K в сообщении #1585216 писал(а):
Наука говорит, что от отмены домашних заданий ничего страшного с образованием не случится, а школьники вздохнут свободнее.

Я всегда считала и до сих пор считаю, что всё основное нужно успевать делать в школе на уроках или в на ДОБРОВОЛЬНЫХ дополнительных.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 23:07 
Заслуженный участник


18/01/15
3224
Mikhail_K в сообщении #1585213 писал(а):
Потому что чем дальше, тем больше у студента будет возможностей "обмануть" преподавателя и избежать наказания (двойки, отчисления и т.д.)
Помилуйте ! Это решается элементарно: (а) изъятие гаджетов, (б) вынимание из столов загодя туда положенных конспектов и учебников, (в) отъем собственно шпаргалок. Конечно, и мысль паразитов не стоит на месте (наушники-невидимки и т.д.; как говорится, "билет номер семь. Принцип работы синхрофазотрона. Профессор --- лопух. Приём, приём !"), но это уже чисто технические вопросы, и несложные. Не думаю, что наушники-невидимки помогут сдать письменный экзамен по математике. Тут главное --- некоторая смелость со стороны преподавателя, а всё остальное решается.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 23:45 
Аватара пользователя


11/02/21

136
vpb в сообщении #1585235 писал(а):
Тут главное --- некоторая смелость со стороны преподавателя, а всё остальное решается.

По-моему, смелость преподавателя должна состоять в том, что он в основу своей педагогической доктрины ставит принцип добровольности получения знаний и сознательности обучающихся и создаёт для этого все необходимые условия. Более того, я бы всегда разрешала пользоваться любыми гаджетами, конспектами, учебниками. Важен результат, а не пути к нему, а проверить наличие необходимого результата хороший преподаватель всегда сможет.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение13.03.2023, 00:03 
Заслуженный участник


18/01/15
3224
Vicktorovna в сообщении #1585234 писал(а):
Любой "мой собственный" опыт есть лишь отдельный собственный опыт. Я не уверена, что это может быть Ultima ratio.
А что, давайте-таки запилим опрос прямо в этой теме. Итак, сформулируем вопрос.

Согласны ли вы, лично в отношении себя, с таким утверждением:
"Выполнение домашних заданий в школе и университете достаточно существенно повлияло, прямо или косвенно, явно или неявно, на мое формирование как математика (или прикладного математика)".
(каков механизм этого влияния --- не важно. Главное, что достаточно существенно).
4 варианта ответа: (1) да, несомненно, (2) скорее да, чем нет, (3) скорее нет, чем да, (4) никоим образом.

Не имею также ничего против (но не настаиваю, ибо люди все занятые; да и вообще на участии в опросе не настаиваю, по той же причине), если вы выскажете какие-либо дополнительные комментарии.

К участию в опросе приглашаются: RIP, Someone, Brukvalub, nnosipov, bot, Mikhail_K, mihaild, Padawan, krum, BVR, maxal, GAA, Slav-27, TOTAL, ShMaxG, ewert, VAL, Евгений_Машеров, gris, Xaositect, mihiv, мат-ламер, Nemiroff, alisa_lebovski, Null, alcoholist, g_____d, Pphantom, Andrey_A, iifat, provincialka, Red_Herring, demolishka, grizzly, Cos(x-pi/2), DeBill, Otta, thething.

(Разумеется, всем не упомянутым тоже не возбраняется высказываться. Устраивать опрос в обычной форме я не хочу, т.к. я хочу видеть точно, что проголосовали именно математики.)

-- 12.03.2023, 23:18 --

Vicktorovna в сообщении #1585237 писал(а):
По-моему, смелость преподавателя должна состоять в том, что
Смелость, извиняюсь, безотносительно профессии, состоит в том, что человек делает то, что считает должным, вопреки возможности каких-то неблагоприятных для себя последствий. А какую он при этом позицию продвигает --- это уже не о том. Например, бороться с излишним либерализмом в преподавании в условиях, когда человек может подвергнуться за такую борьбу бойкоту коллег или увольнению --- это тоже смелость.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение13.03.2023, 00:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4845
vpb в сообщении #1585238 писал(а):
Согласны ли вы, лично в отношении себя, с таким утверждением:
"Выполнение домашних заданий в школе и университете достаточно существенно повлияло, прямо или косвенно, явно или неявно, на мое формирование как математика (или прикладного математика)".
Уклонюсь от ответа о самом себе: я обучался по нестандартной системе, с большим количеством своих плюсов и минусов.

Однако уточню: я вовсе не отрицаю полезность домашних заданий в старших классах школы (для мотивированных учеников, желающих эти задания действительно делать, а не списывать) и в университете.
Я бы предложил отменить домашние задания, например, в 1-7 классах, а начиная с 8-го - сделать их добровольными (хотя на добровольности не обязательно специально акцентировать внимание учеников). Обращу внимание, что это предложение опирается не на мой личный опыт или убеждения, а на результаты педагогических исследований.
Уточню также, что в университете, как правило, домашние задания и так добровольные (обязательны только зачёты и экзамены), так что здесь ничего менять не нужно.

-- 13.03.2023, 00:49 --

И, если речь зашла о влиянии домашних заданий именно на становление математиков, можно в дополнение к исследованиям Хэтти вспомнить ещё такое высказывание Колмогорова (опубликовано Александром Шенем, https://a-shen.livejournal.com/124501.html ):
Цитата:
В узкой области юных математиков я могу считаться специалистом этого дела. Руководимый мною интернат дает не плохие результаты. Нам приходится производить отбор в 15 лет. Если бы имели более широкие возможности собирать 13-14 летних на летние сборы и осуществлять там отбор на основе глубокого знакомства с каждым кандидатом, то мы предпочли бы более юный возраст. Хотя 13 лет все равно казались бы мне сомнительными. А с двенадцатилетними я заведомо не советовал бы возиться. Специфические, нужные нам, способности, по-видимому, формируются позднее. <...> Способный "дикий" мальчик, заинтересовавшийся математикой в 14 лет к 19 годам может уже начать печатать собственные научные работы
Ну вот 14 лет - это и есть возраст, когда я предлагаю вводить домашние задания.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение13.03.2023, 00:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
9143
Цюрих
vpb в сообщении #1585233 писал(а):
Разве главная роль школы --- в обучении троечников ? Хотя большая часть внимания педагога вынужденно приходится на троечника, но на самом деле задача школы прежде всего --- обучение более способных, потому что ... в общем, на них-то всё и держится ! И если их не обучать хорошо, то наступит идиократия (к чему дело и идёт).
Это очень спорный вопрос. Образование не просто так всеобщее. Юнеско например считает что образование снижает уровень преступности (хотя не читал, как они отделили эффект от образования от эффекта наличия у государства денег на образование).
vpb в сообщении #1585238 писал(а):
"Выполнение домашних заданий в школе и университете достаточно существенно повлияло, прямо или косвенно, явно или неявно, на мое формирование как математика (или прикладного математика)".
С учетом того, что моя карьера математика в итоге свелась к аж одной статье, это скорее аргумент "так делать не надо" - но (2) в том смысле, что без д/з я бы наверняка знал математику еще хуже.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение13.03.2023, 00:58 
Заслуженный участник


18/01/15
3224
Mikhail_K в сообщении #1585239 писал(а):
Обращу внимание, что это предложение опирается не на мой личный опыт или убеждения, а на результаты педагогических исследований.
Не уверен, что точно цитирую, однако
О.Уайльд писал(а):
Надо быть весьма поверхностным человеком, чтоб не судить о других людях по первому впечатлению.


М.Тэтчер сказала так: "мое впечатление о человеке складывается в первые 15 минут (или, кажется, она вообще про секунды говорила ?? ), и дальше, как правило, не меняется".

Это я к тому, что личные мнения и впечатления (тем более основанные, как в моем случае, на многолетнем опыте !) --- достаточно надежная вещь, и обесценивать их --- нечистый прием полемики.

В любом случае, посмотрим, что другие коллеги напишут. Это и будет, так сказать, наше исследование.

-- 13.03.2023, 00:19 --

(Оффтоп)

mihaild в сообщении #1585241 писал(а):
моя карьера математика в итоге свелась к аж одной статье,
Жизнь и карьера у людей по разному складывается --- а вы, как я себе представляю, еще достаточно молоды. У меня тоже, в общем, так себе.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение13.03.2023, 01:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/04/08
2748
Физтех
vpb в сообщении #1585238 писал(а):
"Выполнение домашних заданий в школе и университете достаточно существенно повлияло, прямо или косвенно, явно или неявно, на мое формирование как математика (или прикладного математика)".
Выполнение домашних заданий что в школе, что в ВУЗе, оказало на меня очень существенное влияние. Я родом из провинциального городка, у меня был репетитор по математике, который готовил к поступлению в лучшие вузы Москвы, он давал на дом десятки задач на неделю, а на лето задал около двух сотен задач, которые я перерешал два раза. Они не были очень сложными, важно было именно набить руку, чтобы простейшие вещи решались в уме, чтобы ты научился видеть образ решения, путь к ответу, тогда решение сложных и даже нестандартных задач находится гораздо быстрее, цепочка выкладок сама выстраивается в голове. В ВУЗе у нас тоже было много задач. Сейчас я преподаю и студенты (сильные, средние, слабые, все) иногда жалуются мне, что их домашнее задание слишком маленькое, они хотят большего, хотят набивать руку, прямо как я в детстве. Не могу им отказать в таких случаях. Им нравится, когда что-то получается их силами, это добавляет к мотивации, это будет работать и со старом, и младом. Я бы сказал, что вообще самая важная вещь в преподавании -- это возбуждение и поддержка в учащихся мотивации учиться, воспитание любви к науке, к знаниям. Мотивированный человек добивается по жизни, чего хочет, а ВУЗ способствует средой.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 162 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 11  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group