2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 11  След.
 
 А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 19:59 
Заслуженный участник


11/03/08
545
Петропавловск, Казахстан
Вчера племянник посоветовал посмотреть этот чат. Говорит, что, мол, это искусственный интеллект и очень классная штука. Ну, я и посмотрел. Он требует регистрации, но можно и через гугл-аккаунт. Вот через него и зашел.
Интересная штука. Я сейчас по зуму с внучкой занимаюсь и проходим пропорции. Сформулировал в этом чате пару задач на прямую и обратную пропорциональность. Так он (а может она?) решил их и даже выдал пояснения.
Попросил его описать построение серединного перпендикуляра к отрезку с помощью циркуля и линейки. Выдала какое-то решение, но там были слова "измеряем отрезок АВ и находим его середину".
Потом спросил про теорему Пифагора и аксиому параллельных. Она (буду писать в женском роде - так мне показалось) она мне сказала, что связи между ними нет.
Ну, ладно. Может надо как-то научиться аккуратнее формулировать вопросы.
У меня сложилось впечатление, что эта штука может помочь студентам сдать экзамен, выполнить контрольную, сдать тест...
А кто-нибудь использовал этот чат в преподавании математики?
Поделитесь идеями, если они есть
ЗЫ. Пока у меня впечатление такое же, как тогда, когда появился Антидемидович (красная такая книжка в двух томах, вроде)

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 20:22 
Аватара пользователя


29/04/13
8807
Богородский
«Тестирование возможностей ChatGPT»
«Еще раз про сильный ИИ»

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 20:23 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4928
BVR в сообщении #1585208 писал(а):
А кто-нибудь использовал этот чат в преподавании математики?
А как? В нынешнем варианте ChatGPT часто путается в простейших вещах. К двум приведённым выше темам добавлю ещё вот этот ролик, про то как чат-бот сдаёт ЕГЭ по математике:
https://youtu.be/N-Jc03oAMjc
BVR в сообщении #1585208 писал(а):
Пока у меня впечатление такое же, как тогда, когда появился Антидемидович (красная такая книжка в двух томах, вроде)
И Антидемидович, и ГДЗ, и ChatGPT говорят только об одном: взаимодействие преподавателя со студентами больше не может строиться по принципу "Я задаю тебе задания и наказываю за ошибки". Потому что чем дальше, тем больше у студента будет возможностей "обмануть" преподавателя и избежать наказания (двойки, отчисления и т.д.) Взаимодействие должно строиться так, чтобы студент и сам не захотел никого обманывать. Если студенту нужно чему-то научиться, преподаватель - тот, кто может в этом помочь. Если не нужно - значит не нужно.

-- 12.03.2023, 20:30 --

Ещё одно соображение: если нейросеть научится сдавать любые экзамены в рамках некоторой специальности, то это просто будет означать, что в этой специальности больше не нужны люди - работу по этой специальности сможет выполнять нейросеть.
Либо же надо будет изменить специальность, чтобы сохранить в ней смысл - например учить людей управлять нейросетью в рамках данного направления. И тогда экзамены будут прямо предполагать использование нейросети.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 20:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8868
Замечу, что в стартовом сообщении сначала речь идет о школьниках
BVR в сообщении #1585208 писал(а):
Я сейчас по зуму с внучкой занимаюсь и проходим пропорции
а потом сразу о студентах:
BVR в сообщении #1585208 писал(а):
У меня сложилось впечатление, что эта штука может помочь студентам сдать экзамен, выполнить контрольную, сдать тест...
Смешивать эти две категории не надо. Если применение к студентам принципа
Mikhail_K в сообщении #1585213 писал(а):
Если студенту нужно чему-то научиться, преподаватель - тот, кто может в этом помочь. Если не нужно - значит не нужно.
можно обсуждать, то к шестиклассникам (там, кажется, пропорции изучают?) он явно не применим.

-- 12.03.2023, 20:34 --

Mikhail_K в сообщении #1585213 писал(а):
Ещё одно соображение: если нейросеть научится сдавать любые экзамены в рамках некоторой специальности, то это просто будет означать, что в этой специальности больше не нужны люди - работу по этой специальности сможет выполнять нейросеть.
Сдать экзамен не значит выучить предмет до уровня профессиональной пригодности. Уж кому-кому, а преподавателям это должно быть известно доподлинно. Подобные факты скорее покажут несовершенство экзаменов, чем готовность нейросети заменить человека.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 20:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4928
Anton_Peplov в сообщении #1585215 писал(а):
к шестиклассникам (там, кажется, пропорции изучают?) он явно не применим
Есть исследования (прям метаанализы), показывающие низкую эффективность домашних заданий для школьников (впрочем, к старшим классам эта эффективность повышается - как раз к тому моменту, когда ученики могут уже сами определить свои желания и цели). См.:
Хэтти. Видимое обучение
Хэтти. Видимое обучение для учителей

Была эффективность низкая, с появлением ГДЗ стала ещё ниже, а скоро станет вообще нулевой. Наука говорит, что от отмены домашних заданий ничего страшного с образованием не случится, а школьники вздохнут свободнее.

Ну а на уроке, наверное, можно проконтролировать, сам человек считает пропорции или не сам.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 20:43 
Заслуженный участник


11/03/08
545
Петропавловск, Казахстан
Mikhail_K, спасибо! Посмотрю Ваши ссылки.
Цитата:
взаимодействие преподавателя со студентами больше не может строиться по принципу "Я задаю тебе задания и наказываю за ошибки". Потому что чем дальше, тем больше у студента будет возможностей "обмануть" преподавателя и избежать наказания (двойки, отчисления и т.д.) Взаимодействие должно строиться так, чтобы студент и сам не захотел никого обманывать. Если студенту нужно чему-то научиться,

Изменить отношение студент-преподаватель очень трудно. Особенно в условиях обычного провинциального вуза. Но подумать есть о чем. По крайней мере, меня эта программка заставила задуматься..

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 22:32 
Заслуженный участник


18/01/15
3315
Нет, домашние задания, конечно, отменять нельзя, и вот почему. Да, троечники, и в целом всякие ленивые и малоспособные люди, списывают из ГДЗ. На этом основании предлагают отменить домашку вообще.

Можно, в самом деле, рассмотреть вопрос, а является ли это основанием, т.е. действительно ли наличие или отсутствие ДЗ не влияет на обучение троечников ? Но прежде чем рассматривать этот вопрос, давайте спросим себя, а этот ли вопрос надо рассматривать ? Разве главная роль школы --- в обучении троечников ? Хотя большая часть внимания педагога вынужденно приходится на троечника, но на самом деле задача школы прежде всего --- обучение более способных, потому что ... в общем, на них-то всё и держится ! И если их не обучать хорошо, то наступит идиократия (к чему дело и идёт).

Итак, рассматривать вопрос, нужны ли ДЗ, следует прежде всего с точки зрения обучения верхнего, по своим способностям, слоя учащихся. А для них они важны, как говорит мой собственный опыт в качестве школьника и студента. Когда делаешь ДЗ, решаешь задачу, то очень часто то, что на занятиях оставалось как бы покрыто дымкой, становится ясным и прозрачным. Даже если это ДЗ делается не очень охотно. И т.д. На уроке же мозги способного просто по причине недостатка времени не всегда получают необходимую нагрузку. Тем более, если препод в это время троечниками занимается.

-- 12.03.2023, 21:43 --

Отмена домашек --- это дальнейшее развитие имеющей место быть ориентации на посредственность. Из той же серии, что "отменим математику, потому что через нее проникает белое превосходство".

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 23:01 
Аватара пользователя


11/02/21

136
vpb в сообщении #1585233 писал(а):
Итак, рассматривать вопрос, нужны ли ДЗ, следует прежде всего с точки зрения обучения верхнего, по своим способностям, слоя учащихся. А для них они важны, как говорит мой собственный опыт в качестве школьника и студента.

Любой "мой собственный" опыт есть лишь отдельный собственный опыт.
Я не уверена, что это может быть Ultima ratio.
Mikhail_K в сообщении #1585216 писал(а):
Наука говорит, что от отмены домашних заданий ничего страшного с образованием не случится, а школьники вздохнут свободнее.

Я всегда считала и до сих пор считаю, что всё основное нужно успевать делать в школе на уроках или в на ДОБРОВОЛЬНЫХ дополнительных.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 23:07 
Заслуженный участник


18/01/15
3315
Mikhail_K в сообщении #1585213 писал(а):
Потому что чем дальше, тем больше у студента будет возможностей "обмануть" преподавателя и избежать наказания (двойки, отчисления и т.д.)
Помилуйте ! Это решается элементарно: (а) изъятие гаджетов, (б) вынимание из столов загодя туда положенных конспектов и учебников, (в) отъем собственно шпаргалок. Конечно, и мысль паразитов не стоит на месте (наушники-невидимки и т.д.; как говорится, "билет номер семь. Принцип работы синхрофазотрона. Профессор --- лопух. Приём, приём !"), но это уже чисто технические вопросы, и несложные. Не думаю, что наушники-невидимки помогут сдать письменный экзамен по математике. Тут главное --- некоторая смелость со стороны преподавателя, а всё остальное решается.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение12.03.2023, 23:45 
Аватара пользователя


11/02/21

136
vpb в сообщении #1585235 писал(а):
Тут главное --- некоторая смелость со стороны преподавателя, а всё остальное решается.

По-моему, смелость преподавателя должна состоять в том, что он в основу своей педагогической доктрины ставит принцип добровольности получения знаний и сознательности обучающихся и создаёт для этого все необходимые условия. Более того, я бы всегда разрешала пользоваться любыми гаджетами, конспектами, учебниками. Важен результат, а не пути к нему, а проверить наличие необходимого результата хороший преподаватель всегда сможет.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение13.03.2023, 00:03 
Заслуженный участник


18/01/15
3315
Vicktorovna в сообщении #1585234 писал(а):
Любой "мой собственный" опыт есть лишь отдельный собственный опыт. Я не уверена, что это может быть Ultima ratio.
А что, давайте-таки запилим опрос прямо в этой теме. Итак, сформулируем вопрос.

Согласны ли вы, лично в отношении себя, с таким утверждением:
"Выполнение домашних заданий в школе и университете достаточно существенно повлияло, прямо или косвенно, явно или неявно, на мое формирование как математика (или прикладного математика)".
(каков механизм этого влияния --- не важно. Главное, что достаточно существенно).
4 варианта ответа: (1) да, несомненно, (2) скорее да, чем нет, (3) скорее нет, чем да, (4) никоим образом.

Не имею также ничего против (но не настаиваю, ибо люди все занятые; да и вообще на участии в опросе не настаиваю, по той же причине), если вы выскажете какие-либо дополнительные комментарии.

К участию в опросе приглашаются: RIP, Someone, Brukvalub, nnosipov, bot, Mikhail_K, mihaild, Padawan, krum, BVR, maxal, GAA, Slav-27, TOTAL, ShMaxG, ewert, VAL, Евгений_Машеров, gris, Xaositect, mihiv, мат-ламер, Nemiroff, alisa_lebovski, Null, alcoholist, g_____d, Pphantom, Andrey_A, iifat, provincialka, Red_Herring, demolishka, grizzly, Cos(x-pi/2), DeBill, Otta, thething.

(Разумеется, всем не упомянутым тоже не возбраняется высказываться. Устраивать опрос в обычной форме я не хочу, т.к. я хочу видеть точно, что проголосовали именно математики.)

-- 12.03.2023, 23:18 --

Vicktorovna в сообщении #1585237 писал(а):
По-моему, смелость преподавателя должна состоять в том, что
Смелость, извиняюсь, безотносительно профессии, состоит в том, что человек делает то, что считает должным, вопреки возможности каких-то неблагоприятных для себя последствий. А какую он при этом позицию продвигает --- это уже не о том. Например, бороться с излишним либерализмом в преподавании в условиях, когда человек может подвергнуться за такую борьбу бойкоту коллег или увольнению --- это тоже смелость.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение13.03.2023, 00:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4928
vpb в сообщении #1585238 писал(а):
Согласны ли вы, лично в отношении себя, с таким утверждением:
"Выполнение домашних заданий в школе и университете достаточно существенно повлияло, прямо или косвенно, явно или неявно, на мое формирование как математика (или прикладного математика)".
Уклонюсь от ответа о самом себе: я обучался по нестандартной системе, с большим количеством своих плюсов и минусов.

Однако уточню: я вовсе не отрицаю полезность домашних заданий в старших классах школы (для мотивированных учеников, желающих эти задания действительно делать, а не списывать) и в университете.
Я бы предложил отменить домашние задания, например, в 1-7 классах, а начиная с 8-го - сделать их добровольными (хотя на добровольности не обязательно специально акцентировать внимание учеников). Обращу внимание, что это предложение опирается не на мой личный опыт или убеждения, а на результаты педагогических исследований.
Уточню также, что в университете, как правило, домашние задания и так добровольные (обязательны только зачёты и экзамены), так что здесь ничего менять не нужно.

-- 13.03.2023, 00:49 --

И, если речь зашла о влиянии домашних заданий именно на становление математиков, можно в дополнение к исследованиям Хэтти вспомнить ещё такое высказывание Колмогорова (опубликовано Александром Шенем, https://a-shen.livejournal.com/124501.html ):
Цитата:
В узкой области юных математиков я могу считаться специалистом этого дела. Руководимый мною интернат дает не плохие результаты. Нам приходится производить отбор в 15 лет. Если бы имели более широкие возможности собирать 13-14 летних на летние сборы и осуществлять там отбор на основе глубокого знакомства с каждым кандидатом, то мы предпочли бы более юный возраст. Хотя 13 лет все равно казались бы мне сомнительными. А с двенадцатилетними я заведомо не советовал бы возиться. Специфические, нужные нам, способности, по-видимому, формируются позднее. <...> Способный "дикий" мальчик, заинтересовавшийся математикой в 14 лет к 19 годам может уже начать печатать собственные научные работы
Ну вот 14 лет - это и есть возраст, когда я предлагаю вводить домашние задания.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение13.03.2023, 00:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
9513
Цюрих
vpb в сообщении #1585233 писал(а):
Разве главная роль школы --- в обучении троечников ? Хотя большая часть внимания педагога вынужденно приходится на троечника, но на самом деле задача школы прежде всего --- обучение более способных, потому что ... в общем, на них-то всё и держится ! И если их не обучать хорошо, то наступит идиократия (к чему дело и идёт).
Это очень спорный вопрос. Образование не просто так всеобщее. Юнеско например считает что образование снижает уровень преступности (хотя не читал, как они отделили эффект от образования от эффекта наличия у государства денег на образование).
vpb в сообщении #1585238 писал(а):
"Выполнение домашних заданий в школе и университете достаточно существенно повлияло, прямо или косвенно, явно или неявно, на мое формирование как математика (или прикладного математика)".
С учетом того, что моя карьера математика в итоге свелась к аж одной статье, это скорее аргумент "так делать не надо" - но (2) в том смысле, что без д/з я бы наверняка знал математику еще хуже.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение13.03.2023, 00:58 
Заслуженный участник


18/01/15
3315
Mikhail_K в сообщении #1585239 писал(а):
Обращу внимание, что это предложение опирается не на мой личный опыт или убеждения, а на результаты педагогических исследований.
Не уверен, что точно цитирую, однако
О.Уайльд писал(а):
Надо быть весьма поверхностным человеком, чтоб не судить о других людях по первому впечатлению.


М.Тэтчер сказала так: "мое впечатление о человеке складывается в первые 15 минут (или, кажется, она вообще про секунды говорила ?? ), и дальше, как правило, не меняется".

Это я к тому, что личные мнения и впечатления (тем более основанные, как в моем случае, на многолетнем опыте !) --- достаточно надежная вещь, и обесценивать их --- нечистый прием полемики.

В любом случае, посмотрим, что другие коллеги напишут. Это и будет, так сказать, наше исследование.

-- 13.03.2023, 00:19 --

(Оффтоп)

mihaild в сообщении #1585241 писал(а):
моя карьера математика в итоге свелась к аж одной статье,
Жизнь и карьера у людей по разному складывается --- а вы, как я себе представляю, еще достаточно молоды. У меня тоже, в общем, так себе.

 Профиль  
                  
 
 Re: А что вы скажете про chat GPT?
Сообщение13.03.2023, 01:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/04/08
2752
Физтех
vpb в сообщении #1585238 писал(а):
"Выполнение домашних заданий в школе и университете достаточно существенно повлияло, прямо или косвенно, явно или неявно, на мое формирование как математика (или прикладного математика)".
Выполнение домашних заданий что в школе, что в ВУЗе, оказало на меня очень существенное влияние. Я родом из провинциального городка, у меня был репетитор по математике, который готовил к поступлению в лучшие вузы Москвы, он давал на дом десятки задач на неделю, а на лето задал около двух сотен задач, которые я перерешал два раза. Они не были очень сложными, важно было именно набить руку, чтобы простейшие вещи решались в уме, чтобы ты научился видеть образ решения, путь к ответу, тогда решение сложных и даже нестандартных задач находится гораздо быстрее, цепочка выкладок сама выстраивается в голове. В ВУЗе у нас тоже было много задач. Сейчас я преподаю и студенты (сильные, средние, слабые, все) иногда жалуются мне, что их домашнее задание слишком маленькое, они хотят большего, хотят набивать руку, прямо как я в детстве. Не могу им отказать в таких случаях. Им нравится, когда что-то получается их силами, это добавляет к мотивации, это будет работать и со старом, и младом. Я бы сказал, что вообще самая важная вещь в преподавании -- это возбуждение и поддержка в учащихся мотивации учиться, воспитание любви к науке, к знаниям. Мотивированный человек добивается по жизни, чего хочет, а ВУЗ способствует средой.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 162 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 11  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: F111mon


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group